Статья:

Интегрированная методика в образовании

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Плетнева Д.Ю. Интегрированная методика в образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интегрированная методика в образовании

Плетнева Дарья Юрьевна
магистрант, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Уссурийск

 

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в школьную практику изменило отношение как к содержательному, так и к процессуальному аспекту современного образования. Мы осознаем, то что в связи с процессами, которые происходят в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека. Перед современной педагогикой стоит важная задача – соединить в восприятии ребёнка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать единое представление об окружающем мире, обществе и о том, какое место каждый из нас занимает в нём. Многие высказываются о том, что нынешние учебные программы устарели и не учитывают потребности современных школьников. Это связано в первую очередь с отсутствием актуальности и неспособностью школы обеспечить значимые связи между тем, что требуется от учащихся, и характером мира, с которым они сталкиваются. Проблемы, которые учащимся приходиться решать в реальном мире (нищета, экологический кризис, социальные волнения), требует знаний и навыков по различным дисциплинам и предметным областям.

В решении данного вопроса особое место занимает метапредметность и интеграция. Интеграция ­– это более общий термин для структур, стратегий и видов деятельности, которые объединяют многочисленные различия, такие как средняя школа и колледж, общее образование и основное, опыт внутри и вне класса, теорию и практику. Междисциплинарность – это подгруппа интегрированного обучения, которое способствует установлению связей между дисциплинами и междисциплинарными областями.

Ни интеграция, ни междисциплинарность не являются чем-то новым. Наиболее раннее использование термина «интеграция» встречается в работах по психологии Герберта Спенсера (1855 г.) и Уильяма Джеймса (1896 г.), а также в теории интегрированного обучения Алексиса Бертранда (1898 г.). В отечественных исследованиях понятие «интеграция» рассматривают в своих работах Данилюк А.Я., Захарова И.Г., Зверев И.Д. и другие. Так, например Вульфович Е.В. в своей статье «Английский и всеобщая история, как образец эффективной интеграции учебных предметов» поднимает проблему использования метапредметных связей на уроках английского языка. Вавилова Л.Н. в статье об интегрированных уроках дает подробную инструкцию по подготовке и проведению уроков данного типа.  В литературе выделяют три функции интеграции – стимулирующую, интегративную, компенсаторную. Интегративная функция является основной, так как именно ее реализация выполняет предназначение интеграции как процесса объединяющего ее в целостность. Компенсаторная функция позволяет более продуктивно использовать возможности каждого элемента системы, привести ее к более оптимальному функционированию. Стимулирующая означает, что в процессе ее один субъект стимулирует развитие другого субъекта.

Применение комплексного подхода к обучению не только подготавливает учащихся к решению этих реальных проблем, но и дает непосредственные преимущества, начиная от активного вовлечения учеников и заканчивая более глубоким пониманием основного содержания.  Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует повышению уровня личностного развития обучающихся. Интеграция выступает в качестве важного психофизического механизма регуляции деятельности головного мозга. В разработке нейрофизических основ психических явлений главную роль играет синтетический подход, который опирается на целостную деятельность головного мозга, на принцип системности выдвинутый И.Н. Сеченовым и И.П. Павловым. Психологические исследования, основанные на синтетическом подходе свидетельствуют о том, что усвоение детьми знаний, отражающих тот или иной объект в различных, порой в противоречивых аспектах, обеспечивает гибкость, динамичность  мышления, возможность получения новых знаний и способов умственной деятельности. Системность в работе головного мозга связана с интеграцией информации, которая проявляется в образовании и функционировании нейропсихических систем различного смыслового порядка. Обосновывая актуальность и необходимость межпредметной интеграции, следует также учитывать познавательные возможности учащихся – наблюдательность, память, внимание, речь. У старшеклассников наблюдается способность к переключению и распределению внимания, а это значит, что они способны следить за содержанием и формой своего ответа. Не стоит также забывать, что ученики старших классов большое внимание уделяют практической значимости материала.

Еще одним преимуществом интегрированных уроков является то, что благодаря им, учащиеся имеют возможность получить глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливая события и явления. Во время интегрированного урока происходит синтез знаний, формируется умение переносить знания из одной области в другую. Это стимулирует аналитическую деятельность учащихся, формируются навыки анализа и сравнения сложных процессов и явлений объективной действительности. Но также, следует помнить о том, что не все уроки приемлемы для интеграции. Например, некоторые темы по математике являются строго математическими (теория чисел). Основным условием для проведения интегрированных уроков является близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь.  Зарубежные исследования, проводимые в начальных классах штата Аризоны, показали, что наиболее благоприятны для интеграции уроки литературы, изо, музыки. Уроки такого вида развивают образное мышление, воспитывают эстетические чувства, любовь к природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания.

Успех проведения интегрированного урока, во многом определяется степенью подготовки преподавателей. Учитель должен быть готов к большим затратам времени и сил. Первым шагом при подготовке урока такого типа является сбор и анализ материала, сопоставление календарно-тематических планов учебных дисциплин с целью выделения тем, которые близкие по содержанию и целям. Учителя должны работать в постоянной взаимосвязи друг с другом. Школы, которые делают упор на сотрудничество и объединение учителей, хорошо подходят для интегрированного обучения. Взаимодействие учителей может быть паритетным с равным долевым участием каждого из них; один может выступать в роли ведущего, а другой в роли ассистента, либо весь урок может вести один преподаватель.

Отличительной чертой интегрированных уроков, является то, что они могут объединять содержание разных дисциплин с сохранением методов ведущей дисциплины или интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одной дисциплины. Объектом интеграции содержания могут быть: общие понятия, идеи, проблемы, обобщенные приемы и способы действий. Эти компоненты, объединенные в одном уроке являются системообразующим фактором, который определяет методику и технологию и то в какой форме будет проводиться урок. 

Формы интегрированных уроков:

  • предметно-образная, используется при воссоздании более широкого представления о предмете познания;
  • понятийная, когда производиться феноменологический анализ явления, который является составной частью этого понятия;
  • мировоззренческая, когда производиться обоснование изучаемого наукой явления при помощи научных фактов;
  • деятельностная, производиться процедура обобщения способов деятельности;
  • концептуальная, учащиеся активно обсуждают, выдвигают идеи, разрабатывают способы решения учебной проблемы;

Интегрированный урок в отличии от обычного, во-первых, имеет более сложную структуру, так как в нём задействованы несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Во-вторых, уроки данного типа имеют определенную четкость, компактность, логическую взаимообусловленность интегрированных дисциплин, большую информативную ёмкость учебного материала, используемого на уроке.

Изучение методических разработок, посвященных интегрированным урокам позволяет выделить следующие этапы их проведения: организационный, совместное целеполагание и мотивацию, актуализацию опорных знаний обучающихся, рефлексию (подведение итогов). Важно, чтобы каждый из этих этапов включал в себя знания обучающихся по всем интегрируемым дисциплинам, но при этом урок должен выглядеть как единое целое, а не был похож на «лоскутное одеяло».

Во время интегрированных уроков, рекомендуется использовать различные интегрированные задания, особенность которых заключается в синтезе знаний и умений из разных научных областей, разных учебных дисциплин вокруг изучения одного вопроса или проблемы. Одним из видов таких заданий могут быть междисциплинарные проекты, которые подразумевают использование знаний из двух и более дисциплин, а также метапредметные проекты, выполняемые на стыках областей знаний и выходящие за рамки изучаемых дисциплин. В основном из-за малого количества времени, на уроке учащимся предлагается сделать мини-проект, позволяющий выполнить, обсудить и представить во время урока. Помимо этого, могут применяться другие формы: урок-конференция, урок-конкурс, урок-имитация и другие. Выполнение различных интегрированных заданий помогает учащимся преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, углубить понимание, обобщить и систематизировать изученный материал.

В заключении хочется отметить что, интегрированные уроки необходимы, так как они способствуют информационному обогащению содержания обучения, повышается уровень знаний по дисциплине, который проявляется в их системности, глубине усваиваемых понятий, у учащихся формируются умения самостоятельно анализировать и переносить знания из одной области в другую, развиваются компетенции, универсальные учебные действия, повышается мотивация к обучению дисциплин. Интеграция способствует снятию напряжения и утомляемости. Проведение таких уроков дает большие возможности для самореализации и самовыражения как педагогов, так и учащихся. Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Уроки такого типа позволяют четко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.

 

Список литературы:
1. Boss, S. 2011. Integrated Studies: A Short History, Edutopia. Date views: 1.04.19 www.edutopia.org/integrated-studies-history
2. Terrence, C.M. 1996. Integrated Curricula: Potential and Problems, Journal of Teacher Education.  . Date views: 1.04.19 doi.org/10.1177%2F00224871964740044
3. Klein, J.T.2005. Integrative Learning and Interdisciplinary Studies, Analysis. Date views: 1.04.19 www.juniata.edu/academics/departments/integrated-media-arts/media/integrative-learning-and-interdisciplinary.pdf
4. Smith, F. 2009. Arts Integration, Edotopia. Date views: 1.04.20 www.edutopia.org/arts-opening-minds-integration
5. Creating Interdisciplinary Projects. Date views:1.04.20 www.edutopia.org/practice/integrated-learning-one-project-several-disciplines
6. Безруких, Е.В. Интегрированное обучение как средство организации современного учебного процесса // Проблемы педагогики. – 2015. – № 6(7). – С. 8-12.
7. Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 2004. – № 5. – С. 150-154.
8. Вавилова, Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образовательная карьера. – 2017. – № 3 (54). – С.46-51
9. Гришин C. Е., Демидова Е. И., Константинова Л. В., Митрохина Т.Н. Формирование интегрированной системы образования: постановка проблемы // Власть. – 2019. – №4. – С. 46-49.
10. Дик, Ю. И. Интеграция учебных предметов // Современная педагогика. – 2008. – №9. – С. 42-47.
11. Корчажкина, О. М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования // Педагогика. – 2016. – № 2. – С.16–25.
12. Мазинченко, М. А. Мифы современного образования. // Педагогика. – 2007. – № 2. – С. 37-44.
13. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? // Учительская газета. – 2006. – №3. – С.6-7.