Статья:

Логопедическая работа по коррекции грамматических нарушений на письме у обучающихся 3 класса с ОНР III уровня

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Желудкова Н.В., Проглядова Г.А. Логопедическая работа по коррекции грамматических нарушений на письме у обучающихся 3 класса с ОНР III уровня // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Логопедическая работа по коррекции грамматических нарушений на письме у обучающихся 3 класса с ОНР III уровня

Желудкова Надежда Викторовна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Проглядова Галина Александровна
канд. пед. наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

SPEECH THERAPY WORK ON THE CORRECTION OF WRITING DISORDER AMONG 3RD GRADE STUDENTS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT LEVEL III

 

Nadezhda Zheludkova

Master of KSPU named after V.P. Astafiev, Russia, Krasnoyarsk

Galina Proglyadova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Correctional Pedagogy of KSPU named after V.P. Astafiev, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением логопедической работы по коррекции аграмматической формы дисграфии у младших школьников.

Abstract. The article discusses issues related to speech therapy work to correct the agrammatic form of dysgraphia among primary school students.

 

Ключевые слова: нарушения письменной речи; дисграфия; аграмматическая дисграфия; коррекция аграмматической дисграфии; младшие школьники.

Keywords: writing disorder; dysgraphia; agrammatic dysgraphia; correction of agrammatic dysgraphia; primary school students.

 

Практика работы в школе показывает, что среди обучающихся встречаются дети, у которых при письме наблюдаются стойкие и часто повторяющиеся ошибки не связанные с употреблением орфографических правил, написанием словарных слов и т.п. [2, с.98].

Аграмматическая форма дисграфии проявляется в несформированности грамматического и лексического уровней речи ребенка, которая проявляется на письме большим количеством специфических ошибок, что приводит к снижению качества не только письма, но и чтения.

С целью  выявления особенностей письма обучающихся 3-го класса с ОНР III уровня, специфики проявления аграмматических нарушений письма, нами был организован и проведен констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент показал, что у обучающихся 3 классов с ОНР III уровня симптоматика аграмматической дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме не только на уровне слова, но и на уровнях предложения и текста:

- ошибки в словоизменении и словообразовании;

- ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных;

- ошибки в изменении существительных по падежам и числам;

- ошибки при образовании прилагательных;

- рассогласованность в роде, числе, падеже;

- нарушение в правописании падежных окончаний;

- ошибки при употреблении предлогов;

- нарушение предложных конструкций;

- нарушение границ предложений.

Выявленные нарушения грамматического строя речи самостоятельно исчезнуть не могут и требуют проведения целенаправленной логопедической работы.

В настоящее время разными авторами, посвятившими свои исследования проблемам дисграфии – И.Н.Садовникова, И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.В. Мазанова и другие -  предлагаются  различные методики  по ведению логопедической работы по коррекции дисграфии.

Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, предлагают свою программу по коррекции дисграфии, выделяют принципы построения программы, дают методические рекомендации проведения логопедических занятий по устранению нарушений чтения и письма.  По их мнению, в процессе работы по коррекции определенного вида дисграфии, основополагающей задачей является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма [1, с.117].

У И.Н. Садовниковой, темы занятий, содержание, формы работы определяются спецификой логопедических занятий по коррекции  письменной речи учащихся начальных классов  и соотносятся с основными темами программы по русскому языку в 1-4 классах.

В своей книге И.Н. Садовникова дает методические рекомендации к каждому разделу с указанием задач, предлагает свою методику диагностики,  раскрывает систему коррекционного обучения, выделяет возможные направления коррекционной работы, предлагает упражнения по реализации направлений работы [2, с.93].

С целью коррекции аграмматической дисграфии у обучающихся 3 класса с ОНР III уровня нами была составлена рабочая программа коррекционного курса «Преодоление аграмматической дисграфии» для обучающихся 3-х классов с ОНР III уровня и грамматическая тетрадь, которая представляет собой сборник заданий и упражнений, которые соответствуют структуре рабочей программы коррекционного курса.

Данный коррекционный курс направлен на:

- уточнение морфологической структуры слова;

- развитие навыков словоизменения и словообразования;

- развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях;

- развитие навыка правильного использования предложно-падежных конструкций;

- установление логических и языковых связей между предложениями;

- обучение синтаксически правильному оформлению предложения.

Задания, представленные в грамматической тетради, составлены в соответствии с ФГОС НОО обучения русскому языку в начальной школе. Содержание упражнений направлено на проведение поэтапной коррекционно-развивающей работы, в процессе которой у обучающихсяᅠформируются навыки работы с разными частями речи, словообразования и словоизменения, составления предложений и текстов, расширяется словарный запас, развивается связная речь.

С целью коррекции аграмматической дисграфии можно использовать ряд упражнений, приводимых нами в данной работе.  Задания могут быть использованы учителями-логопедами, учителями начальных классов, родителями.

Упражнения на развитие навыка словообразования.

Упражнение 1. Родственные слова.

Инструкция: Подумай, как появились такие слова.

Тракторист, садовник, грибник, косарь, рыбак.

Упражнение 2. Сложные слова.

Инструкция: Составь и запиши сложные слова. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.

Упражнение 3. Слова-антонимы.

Инструкция:  Найди и соедини пары слов с противоположным значением. Выдели приставки.

Упражнение 5. Скажи ласково.

Инструкция: Образуй от данных слов однокоренные слова, используя суффиксы уменьшительно-ласкательного значения: -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-,  -ышк-,    -ушк-, -юшк-. Запиши все возможные варианты. Обозначь суффиксы.

Тетрадь, береза, Аня, чаша, лиса, перо, трава, поле.

Упражнение 6.  Состав слова.

Инструкция: Соедини слово и схему.

Упражнение 7.  Предлог.

Инструкция: Спиши предложения, раскрывая скобки.

(На)дулись (на)деревьях почки. Зайчик быстро (по)бежал (по)тропинке.

Ребята весело (с)катились (с)горки.

Упражнения на развитие навыка словоизменения.

Упражнение 1. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» или «Что?»

Инструкция: Выпиши слова в два столбика.

Фигурист, аквариум, девочка, ученик, самолет, летчик, кукла, таблетка, врач, коньки, аквалангист, книга. 

Упражнение 2.  Род имен существительных.

Инструкция:  Запиши имена существительные в три столбика.

Снег, белка, яма, солнце, ёжик, поле, робот, радость, борец, птица, нога, художник, золото.

Упражнение 3.  Имя прилагательное.

Инструкция: Запиши признаки предметов по цвету, вкусу, форме, размеру.

Картинки: яблоко. Лимон, банан, лук, тыква, огурец, клубника.

Упражнение 4. Глагол.

Инструкция: Кто как голос подает? Ответь на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

Картинки: лягушка, собака, воробей, кошка, поросенок, корова, петух, мышка.

Упражнения на развитие навыка правильного использования предложно-падежных конструкций.

Упражнение 1. Предложение.

Инструкция: Составь предложения из слов.

лес, стоит, над, высокий, рекой

кузнечики, в, трещат, траве

красиво, липа, на, леса, цветет, краю

под, ландыш, кустом, серебристый, светится

легкий, шумит, над, ветерок, деревьями

Упражнение 2. Текст.

Инструкция: Прочитай. Исправь ошибки. Спиши.

Сережа был на берегу. Моря на морском берегу много разных камушков. И ракушек Сережа нашел большую красивую. Ракушку он принес ракушку домой и положил. На полку иногда Сережа брал ракушку и прикладывал ее. К уху в ракушке слышался шум это. Шумело море.

Таким образом, в процессе коррекционной работы по преодолению аграмматической дисграфии у детейᅠ формируются навыки и умения работы с разными частями речи, словообразования и словоизменения, составления предложений и текстов, расширяется словарный запас, развивается связная речь.

 

Список литературы:
1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.  Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004
2. Проглядова Г.А. Особенности письменной речи в норме и при глубоких нарушениях зрения у младших школьников/Г.А.Проглядова// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011 (1) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. –Красноярск, 2011. – 280 с.
3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. -М.: Просвещение, 1983