Статья:

Нетрадиционные подходы к формированию коммуникативно-креативных умений и навыков младших школьников

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Лукьяник Л.В. Нетрадиционные подходы к формированию коммуникативно-креативных умений и навыков младших школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 34-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нетрадиционные подходы к формированию коммуникативно-креативных умений и навыков младших школьников

Лукьяник Людмила Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент Ровенский государственный гуманитарный университет ,Украина, г. Ровно

 

Unconventional ways of forming communicative and creative abilities and skills of primary school pupils

 

Lukianyk Liudmyla Vasylivna

Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor

Rivne State University of Humanitarian Sciences

Rivne, Ukraine

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме внедрения нетрадиционной, нестандартной методики проведения уроков в начальных классах. В статье доказано, что использование нетрадиционных подходов значительно повышает интерес учащихся к изучению учебных дисциплин и улучшает показатели уровня знаний.

Abstract. The article is devoted to the problem of implementation of unconventional methodic of teaching lessons in the primary school. The article proves significant increase of pupils towards learning the subjects in case of using unconventional ways of teaching and improves the index of achievements level.

 

Ключевые слова: нестандартный урок, нетрадиционные подходы, формирование коммуникативно-креативных умений и навыков.

Keywords. Unconventional lesson, non-traditional ways of teaching, forming communicative and creative abilities and skills.

 

Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы подтверждает, что вопросы развития креативных речевых умений школьников на современном этапе актуально, решение его неоднозначное, многоаспектное. Нормативные документы в области начального образования ориентируют на практическое направление в обучении языку путем повышения уровня коммуникативной культуры школьников.

Одной из разновидностей коммуникативно направленных работ является внедрение нетрадиционной, нестандартной методики проведения уроков в начальных классах.

Нестандартные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, потому что они глубоко стимулируют эмоционально-мотивационную сферу, формируют дух состязательности, возбуждают творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Сегодня современное общество требует творческих личностей с высоким уровнем способности к созданию новых идей с нетрадиционным мышлением, готовых быстро и оригинально решать учебные проблемные задачи.

Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска условий формирования креативных речевых умений школьников. А именно использование нестандартных уроков, которые дают пищу для размышлений, возможность проявлять инициативу и самостоятельность, требующие умственного напряжения, изобретательности и творчества, способствуют выявлению и совершенствованию креативных языковых задатков детей.

Анализ последних исследований и публикаций. Стоит отметить, что методика проведения нестандартных уроков требует от учителя высокого профессионализма и эрудиции. Если такие уроки проходят систематически, это значительно влияет на развитие познавательных способностей младших школьников. О. Савченко отмечает, что «содержательные, целенаправленные нестандартные уроки вносят в обычное течение школьной жизни новизну, в определенной степени снимают суровые границы предметного преподавания и помогают детям эмоционально и системно воспринять некоторые понятия, явления» [5, с.90]. Креативность рассматривается, как правило, с трех сторон: как процесс творчества, как его продукт и как свойство личности. Ученые Л.И. Шрагина, М.И. Меерович в своих трудах исследовали креативную среду. Этот срок тесно связан с теорией Д. Гилфорда [1, с.64], который выделял в ней оригинальность, скорость, гибкость.

Постановка задач. Целью работы является исследование методических особенностей формирования креативных речевых умений и навыков младших школьников на уроках нетрадиционного направления.

Для достижения цели исследования определены задачи: определить систему методов, приемов и средств, способствующих успешному формированию креативных речевых умений на нетрадиционных уроках.

Объектом исследования является процесс формирования креативных речевых умений и навыков на уроках нетрадиционного направления в начальной школе.

Предмет исследования - содержание, формы и методы работы над развитием и совершенствованием креативных речевых умений младших школьников на уроках нетрадиционного направления.

Изложение основного материала. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Названия уроков дают некоторое представление о целях, задачах и методике проведения таких занятий. Самые распространенные среди них - уроки-конференции, уроки-аукционы, уроки-деловые игры, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки-консилиумы, уроки-произведения, уроки-изобретения, уроки-зачеты, театрализованные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки детского творчества, уроки-семинары, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии и тому подобное. Существует несколько взглядов на нестандартный урок. По мнению А. Пометун, суть нестандартного урока заключается в следующем структурировании содержания и формы, которое бы и вызвало прежде всего интерес учащихся и способствовало их оптимальному развитию и воспитанию [4].

Е. Печерская видит главную особенность нестандартного урока в преподавании определенного материала в форме, связанной с многочисленными ассоциациями, различными эмоциями помогает создать положительную мотивацию учебной деятельности [3, с. 64].А. Митник и В. Шпак отмечают, что нестандартный урок рождается благодаря нестандартной педагогической теории, вдумчивому самоанализу деятельности учителя, предвидению хода тех процессов, которые происходят на уроке, а самое главное - благодаря отсутствию штампов в педагогической технологии [2, с. 21].

Как видим, в профессиональной литературе, на страницах периодической печати идет дискуссия по определению сущности нестандартных уроков и ценности новых форм занятий в обучении, развитии и воспитании учащихся.

Существует мнение о целесообразности группировки нестандартных уроков на:

-бинарные уроки;

-интегрированные уроки;

-стихотворные (рифмованные) уроки;

-уроки-игры.

Анализ действующих программ для четырехлетней начальной школы и изучение опыта учителей свидетельствует о широких возможностях для интеграции учебного материала по отдельным предметам. Как отмечает А. Савченко, такие нестандартные уроки дают возможность учителю вместе с учениками овладеть значительным по объему учебным материалом, добиться формирования прочных, осознанных межпредметных связей, избежать дублирования в изучении ряда вопросов, достичь целостности знаний [1, c.89].

Критериями сформированности креативных речевых умений и навыков на уроках родного языка нетрадиционного направления учеников 3 класса было определено: коммуникативный аспект с показателями: 1) умение вступать в общение, поддерживать инициативу; 2) содержательность, разнообразие тематики во время диалогического общения; речевой критерий с показателями: 1) разнообразие форм, языковых средств, речевых эталонов, типов речевых высказываний; 2) уместность использования устоявшихся языковых выражений, народных пословиц, поговорок; структурный критерий с показателями: 1) быстрое реагирование на ход беседы различной тематики; 2) соблюдение правил речевого этикета.

Согласно каждого критерия по определенным показателям нами были разработаны уровни оценивания учебных достижений учащихся по сформированности креативных речевых умений и навыков на уроках родного языка нетрадиционного направления: высокий, достаточный, удовлетворительный, низкий. При проведении уроков нестандартного направления мы активно использовали интерактивное обеспечения, а именно такие педагогические технологии:

1. Игровые технологии:- Соревнования (KBK, турнир, аукцион, викторина, конкурс, интеллектуальный хоккей, "Счастливый случай")- Ролевые игры (импровизация, "Поле чудес", эрудит, цепочка,)- Драматизация (драматическая игра, пантомима, драматический рассказ, кукольный театр).

2. Исследовательские технологии (диалог, устный журнал, размышления, разведка, лабораторные исследования, заочная путешествие, экспедиция, круг идей).

3. Интерактивные технологии:- Кооперативное обучение (работа в парах, изменяемые тройки, 2-4 вместе, карусель, малые группы, аквариум)- Коллективно-групповое обучение (микрофон, незаконченные предложения, мозговой штурм, "Обучая - учусь", мозаика, решения проблем, дерево решений);

4. Психотренинг (тренинг внимания, воображения, памяти, "Познай себя", "Познай свои способности", "Твоя воля", "Твой характер", "Сам себя воспитываю».

Важно, чтобы эти процессы осуществлялись не изолированно друг от друга, а в органических взаимосвязях и были ориентированы на все четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Внедрение нестандартных уроков родного языка будет эффективным при следующих условиях:

• создание творческих мастерских на уроках;• нестандартного подхода к проведению урока;

• настройка на партнерский стиль взаимоотношений;

• оптимального подбора форм, методов и средств обучения;

• использование прогрессивных организационных форм учебно-познавательной деятельности.

Анализ результатов экспериментального обучения. После завершения экспериментального обучения было сделано контрольный срез. Его цель заключалась в том, чтобы получить новые данные (ранжирование учебных дисциплин, уровень знаний учащихся 3-х классов) и сравнить их с предыдущими. Результаты были занесены в таблицы:

Таблица

Динамика показателей уровня учебных достижений учеников 3-х классов ( в %)

Уров

Ни

Високий

(10-12 баллов)

Достаточный

(9-7 баллов)

Средний

(6-4 баллов)

Низкий

(3-1 баллов)

Класс

 

Начал е     експ.

Конець експ.

Начал Пексп.

Конец     е експ.

Начал е експ.

Конец   експ.

Начал  експ.

Конец е    експ.

3-Б (КК)

35 уч.

-

8,55%

 

(3 уч)

28,6%

 

(10 учуч.)

37,30 %

 

(13 уч.)

51,3 %

 

(18 уч.)

42,75%

 

(15 уч.)

20,1%

 

(7 уч.)

11,4%

 

(4 уч.)

3-В (ЕК)

34  уч.

-

26,5 %

 

(9 уч.)

26,5 %

 

(9 уч.)

44,1%

 

(15 уч.)

47%

 

(16 уч.)

29,4%

 

(10 уч.)

26,5%

 

(9 уч.)

0

 

Из таблицы  видно, что показатели уровня знаний у учащихся 3-В (экспериментального) класса значительно выше, чем в 3-Б (контрольном): учащихся с высоким уровнем на 17,95% больше; произошло увеличение количества учащихся с достаточным уровнем успеваемости (44,1% против 37,30%); уменьшение количества учащихся с низким уровнем знаний как в рамках своего экспериментального класса (было 26,5%, а осталось 0%), так и по сравнению с 3-Б (контрольным) классом: 20,1% против 11,4%.

Учитывая результаты сравнения, можем сделать вывод о том, что программа экспериментального обучения является результативной. Экспериментальным путем доказано, что нетрадиционные уроки позволяют значительно активизировать познавательную деятельность младших школьников, воспитать в них интерес, а затем и любовь к родному слову; нетрадиционные подходы позволяют младшим школьникам преодолеть трудности, возникающие в процессе обучения; сознательно и легко усвоить языковой материал; приобрести устойчивые  коммуникативные   умения и навыки.

Апробация экспериментальной программы показала, что использование нетрадиционных уроков значительно повышает интерес учащихся к изучению учебных дисциплин и улучшает показатели уровня знаний.

 

Список литературы:

1. Гилфорд Д. Психология творческих способностей. - М .: Академия, 2002. - С. 63-66.

2. Митник А. Шпак В. Рождение нестандартного урока // Начальная школа. - 1997. - № 12. - С. 11-23.

3. Печерская Е. Уроки разные и необычные // Начальная школа. - 2003. - №8. - С. 62-65.

4. Пометун А. И. и др. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: - М .: Издательство А.С.К., 2004. - 192 с.

5. Савченко О. Современный  урок в начальных классах. - М .: Магистр - S, 2006. - С. 89 - 90