Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Буслаева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Буслаева Елена Владимировна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

THE STUDY OF READINESS TO MASTER THE SKILL OF CORRECT READING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH NORMAL AND IMPAIRED SPEECH DEVELOPMENT

 

Elena Buslaeva

Student, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию комплексной диагностики уровня готовности первоклассников к обучению грамоте. В данной работе освещается два направления диагностики: нейропсихологическое обследование и педагогическое обследование. В основу данных направлений заложено обследование процессов, из которых складывается функциональный базис чтения, что позволяет всесторонне изучить готовность каждого ребенка к овладению механизмами процесса чтения.

Abstract. The article is devoted to the study of a comprehensive diagnosis of the level of readiness of first-graders to learn to read and write. This paper highlights two areas of diagnosis: neuropsychological examination and pedagogical examination. These directions are based on the examination of the processes that make up the functional basis of reading, which makes it possible to comprehensively study the readiness of each child to master the mechanisms of the reading process.

 

Ключевые слова: грамота; готовность к грамоте; подготовка к грамоте; письменная речь; комплексная диагностика; дети младшего школьного возраста.

Keywords: literacy; readiness for literacy; preparation for literacy; written speech; complex diagnostics; primary school children.

 

Развитие навыка чтения – основная задача обучения детей в 1 классе.  Однако для первоклассников, имеющих нарушения речи, времени отведенного для полноценного формирования навыка письма, недостаточно. В итоге многие из первоклассников испытывают трудности в обозначении звука буквой и ее написании, составлении звуко-буквенных моделей слов. При последующем обучении эти проблемы проявляются в большом количестве ошибок в письменной речи, обусловленные нарушением формирования базовых компонентов, лежащих в основе формирования навыка письменной речи.

Своевременная диагностика уровня подготовленности детей к освоению навыка правильного чтения, а также систематичная логопедическая работа, проведенная с детьми, повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессом чтения, что, несомненно, способствует успешному обучению в дальнейшем.

Сторонники психофизиологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Г.Г. Мисаренко, И.П. Павлов и др.) считают, что основой развития речи и речевых процессов является совместная работа зрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Итак, на основании психофизиологического подхода можно выделить процессы, обеспечивающие развитие навыка правильного чтения:

  • конструктивный праксис;
  • операции зрительно-пространственного анализа и синтеза;
  • наглядно-образное мышление;
  • способность к программированию;
  • последовательная реализация конструктивной деятельности;
  • слухоречевая и оперативная память.

Исследователи же, изучавшие процесс чтения с позиции психолингвистического подхода (Т.Г. Егоров, Л.Р. Зиндер, В.Ф. Иванова, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривают чтение как импрессивный вид речевой деятельности, сущность которого составляет путь от восприятия печатного текста к пониманию его содержания, к смыслу.

Учитывая важность психолингвистического подхода, можно выделить процессы, наличие сформированности которых также способствует правильному развитию навыка чтения:

  • звукопроизносительная сторона речи;
  • фонематическое восприятие;
  • фонематическое представление и анализ.

Таким образом, диагностика уровня готовности первоклассников к овладению навыком правильного чтения будет включать в себя два направления: нейропсихологическое (диагностика базисных процессов, обеспечивающих освоение навыка чтения) и педагогическое (диагностика устноречевых предпосылок письменной речи).

Исходя из результатов анализа вышеперечисленных работ, целью нашего исследования выступило выявление уровня подготовленности первоклассников с ТНР к овладению навыка чтения.

Таблица 1.

Комплекс диагностических методик по определению готовности первоклассников с ТНР к обучению грамоте.

Направление обследования

Диагностика

Нейропсихологическое обследование

Обследование конструктивного праксиса.

Палочковый тест Гольдштейн-Ширера, адаптированный для детей.

Обследование зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Кубики Кооса.

Обследование наглядно-образного мышления.

Обследование способности к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности.

Исследование сукцессивных функций

1. Повторение цифровых рядов.

2. Воспроизведение звуковых ритмов.

Педагогическое обследование

Обследование звукопроизношения.

Обследование произношения звуков в спонтанной речи.

Обследование фонематического восприятия.

Выявление специфических трудностей в различении дифференциальных признаков фонем.

Обследование фонематического представления и анализа.

1. Обследование фонематического представления.

2. Обследование фонематического анализа.

 

Так, у первоклассников с ТНР были отмечены значительные нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Оценка состояния невербальных базисных для чтения функций показала, что параметры зрительного восприятия сформированы лучше (показатели выше), чем параметры внимания, памяти и речевой функции. Существенно снижены показатели фонемного анализа и синтеза. Также диагностика показала, что у первоклассников с ТНР отмечаются низкая продуктивность памяти и истощаемость внимания, его недостаточность.

Мы обобщили количественные данные обеих групп. Это позволило установить уровень готовности к обучению навыка правильного чтения детей с нормальным и нарушенным развитием (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Уровень готовности детей к освоению навыка правильного чтения

 

Итак, количественные показатели, свидетельствующие об уровне подготовленности у детей с ТНР (ЭГ 1) и детей возрастной нормы (КГ 1) к освоению навыка правильного чтения, значительно отличаются. Так, первоклассникам с ТНР были присвоены низкий (75%) и средний (25%) уровни. Испытуемых с очень низким уровнем и высоким уровнем подготовленности к освоению навыка правильного чтения не было обнаружено.

В свою очередь, детям, относящимся к категории возрастной нормы, был присвоен высокий уровень (100%) подготовленности к освоению навыка правильного чтения, многие из первоклассников уже владели навыком послогового чтения.

Результаты проведенного педагогического эксперимента позволяют формулировать следующий вывод.

У младших школьников с ТНР отмечается ряд трудностей, которые  в дальнейшем будут мешать им овладеть навыком правильного чтения. Данные трудности проявляются в недостаточном уровне развития зрительной памяти, внимания, процессов анализа и синтеза речевого потока. У детей данной категории преобладающим является низкий уровень (75%) готовности к овладению навыка правильного чтения, а у детей с нормальным речевым развитием – высокий уровень (100%). Показатели первоклассников с ТНР являются недостаточными для овладения навыков правильного чтения. Представители данной группы нуждаются в своевременной и целенаправленной логопедической помощи, без которой, обучаясь лишь по общепринятой методике для первоклассников, они с трудом овладеют слиянием букв, а в дальнейшем будут читать медленно и допускать большое количество ошибок.

Итак, созданная комплексная диагностика уровня готовности первоклассников к освоению навыка правильного чтения позволяет всесторонне оценить сформированные и находящиеся в стадии формирования процессы, обеспечивающие процесс чтения. Анализ полученных данных в результате диагностики дает педагогам представление о том, какие процессы и функции требуют дополнительной работы с каждым школьником. На основании результатов диагностики будет строиться план логопедической работы с младшими школьниками.

Наше исследование продолжается в направлении разработки и апробации системы работы с учетом необходимости развития базисных процессов, обеспечивающих развитие устноречевых и операционных предпосылок письменной речи, развитие навыка чтения в целом.

 

Список литературы:

  1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – 1955. – вып. 70. – С. 104 – 151.
  2. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – С. 19 – 42
  3. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) / А.Н. Корнев. – М.: СПб, Издательский Дом «М и М», 2004. – 218 с.
  4. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб: «Союз», 2004. – 224 с.