Статья:

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Котельникова О.Ю. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Котельникова Ольга Юрьевна
канд. пед. наук, доц., Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования Волгоградский государственный институт искусств и культуры, РФ, г. Волгоград

 

CREATION OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF BLENDED LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

 

Olga Kotelnikova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, State educational budgetary institution of culture Higher Education Volgograd State Institute of Arts and Culture, Russia, Volgograd

 

Аннотация. Актуализируется проблема возрождения и развития системы патриотического воспитания в условиях депатриотизации современного российского общества. Определяются источники этого явления, целевые ориентиры, задачи, субъекты и объекты патриотического воспитания. Обосновывается идея о необходимости в активизации деятельности всех субъектов системы патриотического воспитания в современных условиях.

Abstract. The problem of the revival and development of the system of patriotic education in the conditions of depatriotization of modern Russian society is actualized. The sources of this phenomenon, target guidelines, tasks, subjects and objects of patriotic education are determined. The idea of ​​the need to activate the activities of all subjects of the system of patriotic education in modern conditions is substantiated.

 

Ключевые слова: патриотизм, система патриотического воспитания, субъекты воспитания, депатриотизация, гражданская позиция, патриотическое сознание.

Keywords: patriotism, system of patriotic education, subjects of education, depatriotization, civic position, patriotic consciousness.

 

Современное общественное развитие России остро ставит перед государством задачу духовного возрождения нации. В данных реалиях, патриотизм выступает одной из важнейших характеристик современного человека, выражаясь в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В общественном сознании патриотизм проявляется в коллективных настроениях, оценках, чувствах, в отношении к государству, к своему народу, истории, культуре, системе основополагающих ценностей. По словам Ю.В. Гуськова, «патриотизм – это составляющая социокультурной и политической систем общества» [2, с. 21].

В настоящее время, наблюдается процесс депатриотизации российского общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями.

Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей обусловили возникновение таких негативных социальных явлений, как равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма, которые создали множество прецедентов для деформации духовной сферы личности.

Вопросы патриотического воспитания являлись актуальными в различные исторические эпохи. Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк» [1].

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.  Бэкон, А. Шартье, Н.  Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.  Руссо, И.Г.  Фихте, Г.В.Ф.  Гегель, З.  Фрейд, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.

В ряду отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма, находятся М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. М. Карамзин, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев и др.

Смыслу их творчества присуще рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнейшей характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы [5, с. 580].

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками [3].

Патриотические чувства закладываются непосредственно в процессе жизни и бытия личности в принятой социокультурной среде. Находясь в определенном окружении, человек усваивает культуру своей страны, традиции своего народа. Поэтому, зачастую, базой для формирования патриотизма выступают не всегда осознаваемые глубинные чувства и переживания личностью любви и привязанности к своей культуре, народу, земле, на которой живет человек. Именно все вышеперечисленное человек и воспринимает как родину, то есть привычную среду обитания [7].

Патриотическое воспитание выполняет главную социальную функцию, относительно общества – активизация целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. Относительно личности, группы, или отдельной общности данная система оказывает влияние на формирование гармонически развитой личности, её сознания и чувства ответственности за судьбу Родины, а так же постоянной готовности к её вооружённой защите.

Патриотическое воспитание в России строится на целостной системе мер, объединяющих потенциал федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений, направленных на патриотическое воспитание и подготовку граждан России к военной службе [4].

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий, для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.

Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются: семья как основная социальная ячейка общества; молодые граждане и молодежные общественные объединения; воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция и представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для России религиозных конфессий.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности: государство, в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.

Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье, как первоначальной ячейке общества, начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, основных религиозных конфессий страны.

Активная деятельность всех субъектов патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Ответственность за функционирование системы патриотического воспитания лежит на государстве, как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества и каждого гражданина.

Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы патриотического воспитания обеспечивается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.

Информационное обеспечение патриотического воспитания должно ориентироваться на утверждение идей патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве.

Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук.

Обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в системе патриотического воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, создание на федеральном и региональном уровнях, уровне местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий и советов по реализации цели и задач патриотического воспитания граждан; разработку модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию граждан в Российской Федерации, апробацию ее использования в ряде регионов страны.

Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан; повышение роли и возможностей федеральных органов исполнительной власти, регионов страны в подготовке специалистов по воспитательной работе с различными категориями граждан: их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации.

Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств для успешной реализации программ патриотического воспитания российских граждан, разработанных в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, регионах и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания; финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, реализующих мероприятия государственной программы, в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета, финансирование мероприятий региональных программ за счет соответствующих средств.

Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности граждан Российской Федерации и совершенствованию управления системой патриотического воспитания.

Содержание управления системой патриотического воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в стране с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое иерархическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий; научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан.

Оценка результативности деятельности всех субъектов патриотического воспитания должно осуществляться на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России [6].

Идея российского патриотизма в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень трактовки и понимания. Российский патриотизм должен выражать интересы государства и граждан России, быть на уровне общегосударственной идеи, занимать доминирующие положение по отношению к любому частному патриотизму.

Патриотическое воспитание приобретает актуальность во всех сферах жизнедеятельности российского гражданина. Возрождение патриотических чувств граждан России призвано, в современных условиях, сыграть положительное значение в консолидации российского общества в целом.

 

Список литературы:
1. Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://gufo.me/dict/foreign_words/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82(дата обращения: 15.05.2025).
2. Гуськов Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества. – М.: МПСИ, 2014. – 311 c.
3. Евлапова Т.В. Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России // Вестник государственного и муниципального управления. – 2011. –№ 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-kak-tsennostnoe-osnovanie-natsionalnoy-idei-rossii(дата обращения: 17.05.2025).
4. Еприцкая Н.К. Программа воспитания патриотизма молодежи России в образовательной среде // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-vospitaniya-patriotizma-molodezhi-rossii-v-obrazovatelnoy-srede(дата обращения: 16.05.2025).
5. Корнилова Е.С. Российский патриотизм: прошлое и настоящее / Е. С. Корнилова, И. А. Пономарева. // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 579–581. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37425/ (дата обращения: 18.05.2025).
6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 01.01.2021-31.12.2026 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobr.gov-murman.ru/files/activities/fp-patrioticheskoe-vospitanie_2.pdf (дата обращения: 11.05.2025).
7. Семенкова С.Н. Влияние психологических факторов на проявление патриотизма // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 42. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologicheskih-faktorov-na-proyavlenie-patriotizma (дата обращения: 17.05.2025).