ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
PEDAGOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE
Asem Nurlanova
Candidate of Philological Sciences, Professor, Kazakh-American Free University, Kazakhstan, Uct-Kamenogorsk
Lyubov Asmolova
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Kazakh-American Free University, Kazakhstan, Uct-Kamenogorsk
Orman Kulikhan
Master, Senior Lecturer, Kazakh-American Free University, Kazakhstan, Uct-Kamenogorsk
Zarina Chunkurova
Master, Senior Lecturer, Kazakh-American Free University, Kazakhstan, Uct-Kamenogorsk
Аннотация. В статье анализируются современные проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом учащейся молодежи. Показана необходимость модернизации современных подходов к формированию ценностных установок на здоровый образ жизни у учащейся молодежи. В результате исследования научно обосновано системное представление формирования валеологической культуры учащихся с позиции системного подхода, которое представляет собой не только систему общих суждений, знаний о здоровье и путях его укрепления, но в то же время является продуктом индивидуального опыта, особым механизмом самовоспитания, самореализации личности.
Abstract. The article analyzes the modern problems of formation of motivation for physical culture and sports of students. The necessity of modernizing modern approaches to the formation of values for a healthy lifestyle among students is shown. As a result of the research, a systematic representation of the formation of valeological culture of students is scientifically substantiated from the position of a systematic approach, which is not only a system of general judgments, knowledge about health and ways to strengthen it, but at the same time is a product of individual experience, a special mechanism of self-education, self-realization of the individual.
Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; системный подход; учащиеся; физическая культура; молодежь.
Keywords: health; healthy lifestyle; systematic approach; students; physical culture; youth.
В Программе стратегии развития РК до 2030 года Президент Н.А. Назарбаев отметил, что одним из приоритетных направлений развития РК должно быть расширение работы по укреплению здоровья населения и формирования здорового образа жизни. При этом важной общегосударственной задачей в современных условиях является сохранение и укрепление здоровья школьников и молодежи. Именно молодому поколению начала ХХI века в период переустройства общества предстоит реализовать важнейшие социальные функции, которые в перспективе определят судьбу Казахстана [1].
В связи с этим, особое внимание приобретает проблема цельной и действенной системы валеологического образования. Учащиеся должны понять, что здоровье не существует само по себе и не является чем-то постоянным и неизменным. Оно нуждается в заботе о нем на протяжении всей жизни. В соответствии с этим каждому человеку любого возраста следует ввести определенные правила жизни, которые будут требовать некоторых самоограничений [2].
Формирование валеологической культуры личности представляет основной системный элемент средств обучения, где все компоненты между собой связаны. С позиций системного подхода изменение одного из компонентов накладывает отпечаток на другие. Повышение валеологической культуры и материальной ответственности учащихся за свое здоровье, несомненно, может дать быстрый и эффективный результат [3].
Разработка научно обоснованных рекомендаций по формированию, сохранению и укреплению здоровья, тем не менее, еще не может решить проблему в целом. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье. Именно отсутствие мотивов в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время все большую тревогу специалистов вызывает тенденция к его ухудшению [4].
В нашей республике, где декларируется ответственность государства за здоровье человека, не определена, к сожалению, степень ответственности самого человека за свое здоровье. Вот почему ориентировка человека на «бесплатную» медицину, на независящие от него в поддержании своего здоровья социальные, экологические, бытовые и прочие обстоятельства делает его пассивным в отношении к собственному здоровью. Выход в создавшейся ситуации возможен в том, чтобы воспитать приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и научить человека быть здоровым [5].
Цель исследования – провести анализ основных теоретических подходов к разработке проблемы ориентации учащейся молодежи на здоровый образ жизни.
Задачи исследования: обосновать закономерности, критерии, типы, уровни и этапы педагогической ориентации учащейся молодежи на здоровый образ жизни, изучить социальный маркетинг, создать схему управления здоровьем и разработать рекомендации по формированию валеологической культуры учащихся.
В результате исследования нами проведен анализ методической, научной литературы и электронных источников по проблеме исследования и обобщения имеющейся информации.
Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить коротко и однозначно. Проблема в оценке здоровья человека связана с отсутствием в настоящее время единой общепринятой объективной концепции здоровья.
Таким образом, здоровье – это целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды, и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции.
Возможность выразить все показатели здоровья количественно позволяет получить многообразие сочетаний, характеризующих уровень индивидуального здоровья, включающий и положительные и отрицательные его стороны – факторы риска и благополучия, и на этом основании рекомендовать соответствующий комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий (рисунок 1).
На этой схеме отмечены два измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья. Потенциал здоровья – это способность взаимодействия с окружением с учетом восстановления и поддержания равновесия. В это понятие входят: иммунологическое сопротивление инфекциям, физическая норма, эмоциональная стабильность, соответствующие знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ сопротивления стрессам.
Рисунок 1. Схема баланса здоровья
Баланс здоровья – это выражение сиюминутного состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом. Одновременно вводится ресурс здоровья, под которым понимается сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья – это сила, направленная на улучшение баланса.
Между тем потенциал здоровья не может быть определен без какого-либо внешнего воздействия. Только нагрузки могут определить возможности организма. Со здоровьем, безусловно, связан и образ жизни человека. Образ жизни, стиль жизни, жизненные мотивации каждого человека, в конечном счете, определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни [6]. Поэтому в системной организации мероприятий по укреплению и сохранению здоровья должно быть предусмотрено использование широкого круга методов и средств, включая создание системы непрерывного валеологического образования.
Существующая на современном этапе система обучения здоровью не совершенна, что выдвигает необходимость разработки новых организационных форм управления здоровьем учащейся молодежи (рисунок 2).
Построение схемы управления здоровьем учащейся молодежи целесообразно проводить в несколько этапов, определяя конкретные задачи, пути и последовательность их решения с выделением приоритетных на каждом конкретном периоде времени.
Рисунок 2. Схема управления здоровьем учащейся молодежи
Первым этапом управления здоровьем учащихся является создание валеологического мониторинга состояния здоровья и условий обучения детей и молодежи по двум направлениям.
Второй этап включает в себя создание «социального маркетинга управления здоровьем учащихся».
В условиях реформирования системы здравоохранения, введения страховой медицины, коренным образом меняются источники финансирования, трансформируются организационно-правовые основы. Именно «маркетинг» и является тем «инструментом», который позволит встроиться в современный экономический механизм.
Социальный маркетинг включает в себя сочетание различных мероприятий, относящихся к санитарному просвещению. В этом случае здоровье выступает в качестве «потребительского продукта», который можно приобрести в обмен на определенные затраты и личные усилия. Это значит, что социальный маркетинг осуществляет действия, направленные на убеждения учащихся вести здоровый образ жизни, усвоить привычки поведения, которые являются полезными.
Основной задачей социального маркетинга является стимулирование мер и услуг профилактического характера. Для решения этой проблемы маркетинговые службы должны четко представлять отношение школьников и учащейся молодежи к мероприятиям по сохранению собственного здоровья, т.е. произвести сегментирование рынка и выбор целевых групп, чтобы их информирование или другие меры воздействия более соответствовали их запросам, нуждам и интересам.
Социальный маркетинг в плане управления здоровьем учащихся направлен, главным образом, на разработку и внедрение программы валеологического обучения и образования.
Наибольший эффект в воспитании здоровых детей и молодежи достигается при наличии научно-обоснованной стратегии и тактики валеологического образования, проводимого по определенной системе, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий медицинского и педагогического характера. Эта система послужила основой для создания «Социального маркетинга управления здоровьем учащихся», которая включает в себя три основные направления:
- анализ рыночных возможностей (валеологическое обучение и воспитание учащихся на учебных занятиях;
- внеурочные формы работы;
- семейное гигиеническое воспитание; оздоровительные мероприятия и пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации);
- отбор целевых рынков (сегментирование рынка и выбор целевых сегментов рынка);
- разработка маркетинговых мероприятий и претворение их в жизнь (физическая культура и закаливание, гигиена умственного труда, гигиена политехнического обучения, общественная и личная гигиена, гигиена питания).
Третий этап включает в себя контроль за реализацией разработанных мероприятий. В результате исследования научно обосновано системное представление формирования валеологической культуры учащихся с позиции системного подхода, которое представляет собой не только систему общих суждений, знаний о здоровье и путях его укрепления, но в то же время является продуктом индивидуального опыта, особым механизмом самовоспитания, самореализации личности. Изучен социальный маркетинг в плане управления здоровьем, разработана схема управления здоровьем учащейся молодежи, реализацию которой целесообразно проводить в несколько этапов, определяя конкретные задачи, пути и последовательность их решения с выделением приоритетных на каждом конкретном периоде времени.