Статья:

Художественный образ в изобразительной деятельности подростков

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Сорокина С.А. Художественный образ в изобразительной деятельности подростков // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 27-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественный образ в изобразительной деятельности подростков

Сорокина Софья Андреевна
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

Artistic image in the visual activity of teenagers

 

Sofya Sorokina

student, Udmurt state University, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В подростковом возрасте интерес к творческой дея­тельности пропадает. Психологами доказано, что важным средством интеллектуального и психологического развития является изобразитель­ное искусство. В рисунке подросток стремиться передать совокупный результат личного знания о мире

Abstract. In adolescence, interest in creative activity disappears. Psychologists proved that an important means of intellectual and psychological development is the visual arts. In figure teenager strive to convey the cumulative result of personal knowledge of the world

 

Ключевые слова: изобразительное искусство, художественный образ, замысел, подростки.

Keywords: fine arts, artistic image, idea, teenagers.

 

Одним из средств самовыражения ребенка является изобразительная деятельность. Рисунок позволяет обнаружить особенности мышления, воображения, эмоционального состояния, а так же лучше понять и осмыслить интересующие ребенка явления. К сожалению, в подрост­ковом возрасте интерес к творческой деятельности пропадает, в основном лишь художественно одарённые дети продолжают свой творческий путь. Слово вытесняет рисование, с его помощью подростку проще передать сложность окружающего мира.

Есть множество обстоятельств, которые могут являться причиной того, что у подростков пропадает интерес к изобразительной деятель­ности, но главной причиной остается повышенная требовательность к себе и к своему творчеству, что не позволяет создать то изображение, которое его удовлетворит. В подростковом возрасте происходит внутренняя перестройка, причиной которой является изменения в системе отношений с другими людьми и окружающим миром. Есть множество данных, которые уверяют, что рисунок отражает важные стороны отношений детей к действительности и к другим людям.

Главное место в жизни подростка занимают социальные отношения и поиск своего места в обществе, но стоить заметить, что именно занятия рисованием могут помочь ребенку определиться и разобраться в таких для него сложных человеческих взаимоотношениях [2].

Творческие способности учащихся можно разделить на несколько уровней:

  • Низкий уровень наблюдается у учащихся, которым трудно самостоятельно найти источник замысла для рисунка. Их возможности позволяют работать лишь по определенному образцу или под указания преподавателя. Исследования психологов показывают, что дети этого уровня практически никогда не связывают свой опыт с рисованием, в их понимании рисовать нужно только то, что умеешь или же то, что показывали другие. Рисунки таких детей обычно похожи между собой, они повторяют одни и те же объекты, люди на изображении обычно отличаются лишь одеждой и прической.
  • Средний уровень свойственен для учащихся, чей запас образов и наблюдений активизируется при условии, что на определенный замысел их кто-то навел, только в этом случаи получаются выполнить интересные и оригинальные рисунки. Самостоятельно же ученик оперирует лишь шаблонами.
  • Высокий уровень предписывают тем ученикам, которым доста­точно лишь задать тему работы и они самостоятельно находят замысел для своей работы. Работы детей высокого уровня демонстрируют необычность сюжета и оригинальность изобразительного решения.

Анализ работ подростков доказывает, что существуют проблемы с формированием замысла, поиском художественного образа, отсюда вытекает вопрос, так каким же образом повлиять на эти процессы? Замысел отличается осмысленностью и устойчивостью, что обусловли­вает конкретную установку на наблюдение, а качество его формирования зависит от наличия у рисующих четких представлений, которые будут складываться в процессе целенаправленного наблюдения.

В исследованиях Л.Г. Медведева указанно, что процесс создания художественного образа происходит в две стадии: формирование умозрительного замысла, включающего в себя единство содержания и формы, и воплощение умозрительного образа в соответствующую материальную форму. Автор отмечает, что художественный образ формируется в процессе анализа совершенно конкретных предметов, когда единичное передается во всей сложности, многогранности, обобщенности и подчиненности идейному замыслу художника [2, с. 2].

Можно сделать вывод, что любой образ берет начала с замысла. Вопрос лишь в том, подвластно ли ребенку оформить свою мысль, создав художественный образ. Художественный образ, в полном его понимании, возникает не сразу, на это нужно время, сначала развиваясь из изобразительного познания простых форм, затем более сложных. Из чего следует, что задача поиска образа, это посильная задача для ученика, только критерии оценивания должны быть другие, нежели для работ взрослого.

У всех детей разные задатки, в связи с этим и работы будут различаться, как и по художественной выразительности, так и по технике выполнения. Выполненный рисунок говорит не о способностях ребенка к рисованию, а скорее о степени обученности. В рисунках одаренных детей нет шаблонов, а средства выразительности они используют уверенно и само изображение представляет собой закон­ченную и целостную работу. Другие дети пользуются изобразительными штампами, боясь от них отказаться, в этом случаи о формировании художественного образа говорить не приходится. Эта тенденция в основном усиливается к подростковому возрасту. В рисунке подросток стремиться передать совокупный результат личного знания о мире.

Ранее было отмечено, что любой образ начинается с замысла. В процессе рождения художественного замысла большое значение имеют две составляющие: включение эмоций в изобразительный процесс, как побудителей любого творчества, и полноценных пред­ставлений, необходимых для воплощения образа. Другими словами, для рождения нового необходимо сочетание яркого эмоционального и в то же время объективного и многостороннего осмысления мира.

Формирование полного представления, необходимого для рождения замысла, подразумевает долгое и целенаправленное восприятия объекта изображения. На первых порах обучения это будут объекты живой и неживой природы. Например, учитель выбрал в качестве объекта вазу, должен предложить ученикам через средства выразительности, как цвет и стилизация создать определенный характер вазы, задача ученика антропомофизировать неодушевленный предмет. Иными словами классический предмет натюрморта выступает средством решения разных задач, как академических, так и эмоционально-образных [1].

Для организации представлений, в соответствии с замыслом изображения, очень важно уметь этими представлениями свободно оперировать.

Что бы достигнуть поставленной цели необходимо изучить объект со всех сторон, зарисовать их. Зарисовки должны быть неотъемлемой частью каждого занятия по изобразительному искусству. Кратко­срочным рисункам не уделяют должного внимания на занятиях в художественных школах. В современных художественных школах ученик привязан к определенному месту и рассматривает объект лишь с одной точки зрения, данный факт не способствует изучению объекта. Объект, рисуемых детьми, нужно постоянно поворачивать, а самих учеников менять местами.

Методичное использование в создании рисунка композиционных закономерностей позволяет упростить процесс воплощения замысла в жизнь, но при их использовании нужно быть осторожнее. Решение определенных композиционных задач, целенаправленно поставленные педагогом на уроках как в формальных упражнениях, так и в длительных заданиях формирует у учащихся умение подчинять композиционные принципы идее изображения.

 

Список литературы:
1. Виды искусства и их взаимодействие Пособие для учителя – М.: ИХО РАО, 2001 Редактор-составитель - (13 п.л.).
2. Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 4 , 1998 г.