Статья:

Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ахмерова Д.Ф., Гурдуй Н.Е. Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностика самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ахмерова Динара Фирзановна
канд. пед. наук, доцент, директор ГПОУ АСПК, РФ, г. Анжеро-Судженск
Гурдуй Надежда Евгеньевна
студент НФИКемГУ, РФ, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в МАДОУ №2 «Звездочка» г. Мыски.

Abstract. The article represents the results of researching independence of pre-school aged children being brought up at MADOU № 2 “Zvezdochka” in Myski.

 

Ключевые слова: игровая деятельность; самостоятельность; операциональность; роль.

Keywords: play activity; independence; operationality; role.

 

Эмпирическое исследование организовано на базе МАДОУ №2 «Звездочка» г. Мыски. В экспериментальную выборку вошли дети старшей группы, 15 человек в возрасте от 5 до 6 лет.

Задачи констатирующего этапа:

1. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности самостоятельности.

2. Провести диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста.

3. Оценка уровня сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста проводилась в игровой деятельности по критериям и показателям, которые выделены Д.Элькониным и подробно представлены в таблице 1 [4].

 Таблица 1. 

Критерии и показатели оценки уровня сформированности самостоятельности

Критерии

Показатели

Деятельностный

- представления  о роли и содержании игры;

- операциональность при выполнении игровых действий;

- проявления настойчивости в достижении результата.

Личностный

--умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

-умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

-умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения;

- активность при выполнении ролевых действий;

- независимость при определении замысла игры;

- ответственность за соблюдения правил поведения в игре.

 

На основании выделенных выше критериев и показателей дали подробную характеристику уровням сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень. Роли не связаны между собой, не называются, а определяются игрушкой. Во время реализации содержания ограничиваются однообразными предметами, повторяемыми действиями. С помощью партнеров по игре достигает результата. Проявляет активность в реализации роли лишь по требованию других. Принимает замысел игры других. Понимает правила поведения в игре, но не соблюдает их. Выполняет работу с помощью взрослого под постоянным контролем. Не может дать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль по требованию.

Средний уровень. Роли называются, распределяются и реализуются в ролевых действиях. Появляются игровые действия, которые отвечают роли и содержанию игры. Достигает собственного результата игры, вопреки ожиданию других детей. В реализации роли активно действует. Предлагает собственный замысел. Осознает правила поведения в игре и предлагает другим их соблюдать. Выполняет работу с частичной помощью взрослого и небольшим контролем. Пытается давать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль.

Высокий уровень. Роли названы до начала игры, распределены, есть

диалог, отсутствуют внеигровые отношения, конфликты разрешаются за счёт ролевого поведения. Игровые действия последовательны, разнообразны, определяются ролью и содержанием и направлены на партнеров по игре. Достигает общего с другими детьми результата игры, прогнозирует вмести с детьми будущий результат следующей игры. В реализации роли активизирует других участников игры, направляет других участников, их ролевые отношения. Согласовывает собственный замысел с другими игроками, проявляет независимость при определении замысла игры и показывает положительный пример в этом для других. Понимает и принимает правила поведения в игре, понимает собственную ответственность за соблюдения правил поведения в игре и требует ее проявления от других. Выполняет работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого. Дает достаточно адекватную оценку своей работе, осуществляет элементарный самоконтроль.

 На основе критериев и показателей нами были выбраны следующие методики:

1. Анкетирование родителей;

2. Методика «Изучение свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.;

3. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры Урунтаевой Г.А и Афонькиной Ю.А.;

Первый этап исследования проводился индивидуально с каждым родителем.

По мнению родителей, только 27% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 56%. Справится с заданием самостоятельно могут лишь 47%. Часто отвлекаются 45% детей, увлечены и направлены на достижение результата 32%. По итогам анкетирования была составлена таблица (см. табл. 2). Детей находящихся на низком уровне нет, 53% на среднем, 47% на высоком уровне развития самостоятельности.

Таблица 2.

Результаты анкетирования родителей детей в старшей группе

Фамилия, имя

Количество набранных баллов

Уровень в результате анкетирования родителей

Рита В.

15

Высокий

Даша Г.

15

Высокий

Вера Е.

16

Высокий

Вика Е.

12

Средний

Анна К.

14

Высокий

Лера К.

15

Высокий

Матвей Л.

16

Высокий

Илья I

11

Средний

Илья II

12

Средний

Катя Н.

10

Средний

Варя П.

12

Средний

Артем С.

14

Высокий

Юля Х.

12

Средний

Мери Х.

10

Средний

Маша Ч.

12

Средний

 

Мнение некоторых родителей в процессе анкетирования оказалось субъективным, поэтому дополнительно мы провели наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей.

В процессе наблюдения анализировалась самостоятельность в игровой деятельности, при этом рассматривали с ледующее: «выполнение работы без посторонней помощи, соблюдение правил поведения, операциональность при выполнении игровых действий» [1]. Каждый компонент оценивался в бальной системе. Результаты исследования представлены в таблицах 3, 4, 5, 6, 7 и рисунке 1.

Таблица 3.

Результаты изучения выполнения работы без посторонней помощи

Выполняют работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого

Количество испытуемых, в%

Самостоятельно

60

С помощью взрослого

40

 

Таблица 4.

Результаты изучения операциональности

Операциональность при выполнении игровых действий

Количество испытуемых, в%

Демонстрация предметных действий

60

Демонстрация ролевой игры

40

 

Наблюдение за свободной деятельностью дошкольников показало, что большая часть дошкольников (60%) самостоятельно выбирали с кем и во что играть. Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты, связанные с профессиональной деятельностью взрослого (такие игры наблюдались в 40% случаев). Сюда же входят варианты игры «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские», «Спасатели» (40%), «Работники ДПС» (20%). В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.

Только 40% дошкольников не могли определиться, и просили помощи у воспитателя. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и др.

Результаты исследования ролевых действий  следующие: многие дети называют роли, стараются выполнить именно те правила, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери, сотрудника ДПС или нарушителя).

Таблица 5.

Результаты исследования выполнения в игре ролевых действий

Соблюдения правил поведения в игре

Количество испытуемых, в%

Понимают и принимают правила

54

Осознает правила и предлагает другим их соблюдать

33

Принимает правила, но не соблюдает

13

 

33% детей выделяют правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могут придерживаться правил, не хотят по каким-либо причинам соблюдать правила (13%), т.е. делают то, что по роли делать нельзя. Не все дети умеют осуществлять ролевой диалог. Игра становится все больше разнообразной. Наблюдения показали, что дети могут элементарно развить сюжет, способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.

Таблица 6.

Индивидуальные результаты исследования самостоятельной деятельности дошкольников в игре

Обозначения испытуемых

Выполнение работы без посторонней помощи

Соблюдение правил поведения

Операциональность при выполнении игровых действий

Уровень самостоятельности

Рита В.

2

2

1

5

Даша Г.

1

1

1

3

Вера Е.

2

1

1

4

Вика Е.

2

2

1

5

Анна К.

1

2

1

4

Лера К.

1

2

0

3

Матвей Л.

1

2

1

4

Илья I

1

2

0

3

Илья II

2

2

1

5

Катя Н.

1

1

0

2

Варя П.

0

1

0

1

Артем С.

1

2

1

4

Юля Х.

0

1

0

1

Мери Х.

0

2

0

2

Маша Ч.

1

1

1

3

 

Суммируя изученные нами показатели, результаты самостоятельной деятельности дошкольников в игре представлены в таблице 9.

Таблица 7.

Результаты исследования самостоятельности дошкольников

Уровень развития

Количество испытуемых, в %

Высокий

20

Средний

53

Низкий

27

 

По данным таблицы 7 у 53% дошкольников выявлен средний уровень сформированности самостоятельности. У 27% дошкольников выявлен низкий уровень самостоятельности, и только у 20% дошкольников выявлен высокий уровень сформированности самостоятельности.

Наглядно представлены результаты исследования самостоятельности дошкольников в рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты исследования самостоятельности дошкольников

 

Осведомленность о роли и ее содержании, которые выполняет дошкольники в игре представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Осведомленность о роли и содержании игры

Когда распределяются роли?

До начала игры

6(40%)

В процессе игры

5(33%)

После окончания игры

4(27%)

Какие средства использует для реализации роли?

Появляются игровые действия, которые отвечают роли и содержанию игры

6(40%)

Определяются ролью и содержанием и направлены на партнеров по игре

5(33%)

Выполняют простые игровые действия с предметами

4(27%)

 

Итак, из таблицы видно, что большинство 40% (6) дошкольников распределяют роли до начала игры без взрослого, договариваясь с партнерами по игре. Меньшее количество 27% (4) детей - распределяют роли, после окончания игры, что говорит об отсутствии ролей во время игры, эти дети обычно начинают играть, не задумываясь, а 33% (5) детей самостоятельно распределяют роли в процессе игры с частичной помощью взрослого

Меньшая часть 27% (4) дошкольников выполняют простые игровые действия с предметами, 40% (6) детей появляются игровые действия, которые отвечают роли и содержанию игры, и только у пятерых (33%) игровые действия последовательны, разнообразны, определяются ролью и содержанием и направлены на партнеров по игре.

Таким образом, ролевое поведение детей старшего дошкольного возраста характеризуется разнообразностью, но присутствует стереотипностью; не полностью сформированным умением принимать, последовательно менять игровые роли. В игре осознаются сущность, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами.

Отношение к правилам игры представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2.  Распределение испытуемых в зависимости от отношения к игровым правилам

 

Из рисунка видно, что 40% (6) дошкольников не соотносят себя с правилами и с взятой на себя ролью, т.е. действуют не в соответствии с ними; правила нарушаются из-за желания обладать игрушкой, по этому поводу часто конфликтуют со сверстниками, при замечании выходят из игры.

Большинство дошкольников 60% (9) соотносят правила, регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми. Большинство из них не осознанно относятся к правилам, а это показатель не сформированного развития игры.

Характеристика самостоятельности игровых действий старших дошкольников представлена в таблице 9.

Таблица 9.

Распределение испытуемых в зависимости от характеристики игровых действий

Развернутость игровых действий

обобщенность игровых действий

недостаточная развернутость

80% (12)

20% (3)

Взаимосвязь игровых действий с речью

не взаимосвязаны с речью

в меньшей степени взаимосвязаны

взаимосвязаны

33% (5)

27% (4)

40% (6)

 

Из таблицы 9 видно, что у троих дошкольников 20% недостаточная развернутость игрового действия; дети самостоятельно не могут дополнять игровую обстановку, использовать предметы-заместители, детали костюмов, самостоятельно передавать сюжет из нескольких игровых действий. Игра заключается в однообразном повторении одного игрового действия (например, кормления). Некоторые действия не вполне соответствуют роли. Постоянно обращаются за помощью к взрослому.

У 12 дошкольников (80%) наблюдается обобщенность игровых действий, протекание их без опоры на предметы – это показатель высокого уровня самостоятельности. Игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны.

Игровые действия не взаимосвязаны с речью, достижения результата с помощью партнеров по игре у 33%(5) старших дошкольников, в меньшей степени завершаются речью или планируются в ней в несложном ролевом диалоге у 27% (4) детей. Самостоятельно озвучивает игрушки, комментирует действия, планирует в речи игровые действия, передает сюжеты взаимосвязанных действий, достигает общего с другими детьми результата игры, прогнозирует вмести с детьми будущий результат следующей игры 40% (6) дошкольников.

Таким образом, игровые действия у старших дошкольников не у всех развернуты, большинство сопровождаются речью и отражают функции взрослого.

Результаты изучения самостоятельного использования игровых предметов, их характеристика у старших дошкольников представлена в таблице 10.

Таблица 10.

Распределение испытуемых в зависимости от использования игровых предметов в игре

Какие ребенок предпочитает игровые предметы, насколько велико их разнообразие

20%(3) - мягкие игрушки

40%(6)- куклы, коляски, сумочки с косметикой

40%(6) – игрушки из наборов (больница, парикмахерская, почта, ДПС)

Частота использования

свободно используют

активно используют

частично применяют

затрудняются

3 (20%)

4 (27%)

6 (40%)

2 (13%)

 

Итак, из таблицы 10 видно, что в основном дошкольники играют, либо куклами, колясками, сумочками 40% (6), либо игрушками и наборов 40% (6), а меньшее количество дошкольников 20% (3) играют в мягкие игрушки (кошечки, мишки, зайчики и др.)

В игре частично применяют мягкие игрушки 6 (40%) детей. Иногда используют предметы-заместители, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом, самостоятельно используют атрибуты (игрушечная посуда, муляжи продуктов питания, флакончики от косметических средств и т. д.).

4 (27%) детей активно используют игрушки и предметы-заместители. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители и совершенствуют способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия; играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, сопровождают их словесными обозначениями.

3 (20%) дошкольника самостоятельно осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. Эти дети широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры заменяют необходимые предметы.

2 (13%) дошкольника затрудняются в использовании предметов- заместителей и игрушек. Дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-заместителями, используют атрибуты по подсказке взрослого. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого).

В экспериментальной группе игровые отношения между детьми возникают ситуативно, спонтанно.

Характеристика сюжетов в играх детей представлена в таблице 11.

Таблица 11.

Распределение испытуемых в зависимости от сюжетов в играх

Как долго развивает один и тот же сюжет?

затрудняются

средняя продолжительность

длительное время

2(13%)

7(47%)

6(40%)

Почему возникает игра? (причины)

под влиянием игрушки

под влиянием взрослого

под влиянием сверстника

по инициативе самого ребенка

1(7%)

5(33%)

5(33%)

4(27%)

Развитие сюжетов

развивает несколько

развивает 1 сюжет

не развивает

6(40%)

6 (40%)

3(20%)

 

Сюжеты детских игр у дошкольников разнообразны и зависят от возраста, знаний, интересов ребенка, эмоциональной привлекательности для него той или иной сферы деятельности, позиции взрослого.

Затрудняются развивать один и тот же сюжет продолжительное время – 2 (13%) детей, 7 (47%) человек характеризует средняя продолжительность развития игрового сюжета и 6 человек способны развивать сюжет игры продолжительное время. Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойствах внимания, волевых качествах: настойчивости, самостоятельности, целеустремленности, а также возрастом ребенка.

Причины возникновения игр: под влиянием игрушки у 1 (7%) ребенка, взрослого – 5 (33%) детей, сверстника – 5 (33%) детей, по инициативе самого ребенка – 4 (27%). О развитии способности самостоятельно поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры.

Из таблицы  видно, что развивать нескольких сюжетов в одной игре способны 6 (40%) ребенка, развивают один сюжет 6 (40%) детей, не развивают сюжет 3 (20%) детей. Соединение нескольких сюжетов в один свидетельствует о богатстве знаний, представлений, воображения малыша и высокого развития игры.

Следует иметь в виду, что у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) эпизоды ролевого взаимодействия со сверстником более продолжительны по времени.

Анализ содержания игры показал, что 33% (5) не могут дать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль по требованию, а иногда отказывается. Другие 40% (6) детей делают попытки давать адекватную оценку своей работе и осуществлять частичный самоконтроль; и только 4 (27%) дают достаточно адекватную оценку своей работе, осуществляет элементарный самоконтроль, что говорит о высоком уровне самостоятельности.

Таким образом, анализ экспериментальных данных показал, что большинство детей находится на среднем уровнях сформированности самостоятельности в игровой деятельности, что ограничивает их возможности в принятии самостоятельных решений, реализации собственных желаний в игре, мешает самостоятельному установлению взаимодействие с партнером в игре и достижению ее результатов без помощи других. Анализ анкетирование родителей показал, что большинство детей находятся на среднем уровне, мнение некоторых родителей оказалось субъективным.

Дети используют предметные способы воспроизведения действительности, достаточно владеют действиями с сюжетно - образными игрушками, применяют в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.

В играх дети берут на себя роль, пытаются называть себя соответственно этой роли. Ребята активно включаются в игры других детей, игровые отношения носят уже более продолжительный характер. Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новой игре и так же быстро оставляют ее, развивают сюжет продолжительное время, могут удерживать два разных сюжета.

 

Список литературы:
1. Акулова, Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр [Текст] / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015 - № 4 (6). - С. 38- 52
2. Красникова, А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей [Текст] / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - 2015 С. 153-156.
3. Чанчикова, А.А. Педагогические условия самостоятельности у детей дошкольного возраста в ДОУ. [Текст] / А.А. Чанчикова, О.В. Полетаева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2015 - № 1 (2). - С. 253-255.
4. Эльконин, Д. Б. Психология формирования личности, проблемы обучения [Текст] / Д.Б. Эльконин // М. - 1980