Особенности патриотического воспитания суворовцев и принципы его планирования
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности патриотического воспитания суворовцев и принципы его планирования
Peculiarities of the patriotic education of the Suvorovites and the principles of its planning
Nikolai Sergeev
educator, Ulyanovsk Guards Suvorov Military School, Russia, Ulyanovsk
Svetlana Alparova
educator, Ulyanovsk Guards Suvorov Military School, Russia, Ulyanovsk
Andrey Gladky
educator, Ulyanovsk Guards Suvorov Military School, Russia, Ulyanovsk
Аннотация. Образовательный процесс должен быть неразрывно связан с внеучебной работой. Внеучебная работа по патриотическому воспитанию вместе с образованием в УГСВУ является единой системой, в которой они связаны между собой массой переходов. В статье мы подробно рассматриваем некоторые особенности патриотического воспитания. Особое внимание здесь следует уделить психологическому механизму А.Н. Леонтьева.
Аbstract. The educational process must be inextricably linked with extracurricular work. Extracurricular work on patriotic education together with education in the UGSVU is a unified system in which they are linked together by a mass of transitions. In the article, we consider in detail some features of patriotic education. Special attention here should be given to the psychological mechanism of AN Leontiev.
Ключевые слова: воспитание; патриотизм.
Keywords: education; patriotism
Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью суворовцев, способствующей формированию реальной любви к родине, постоянной готовностью с честью выполнить свой долг – патриотический, гражданский, воинский.
На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс, особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время.
Следует рассмотреть особенности внеучебной работы по патриотическому воспитанию. Существует два подхода: эмпирически-поисковый (путем разработки технологий, подбора форм и методов воспитательного сопровождения, видов патриотической деятельности) и программно-экспериментальный, помогающего программами научной организации процесса воспитания.
Внеучебная работа по патриотическому воспитанию вместе с образованием является единой системой, в которой они связаны между собой массой переходов (побуждения, возникающие в ходе обучения, дополнительно реализуются в ходе внеклассной работы; социальные связи, возникающие в ходе воспитательной деятельности, закрепляются в процессе обучения). Для эффективности этих взаимосвязей необходимо более полно реализовать специфические функции внеучебной воспитательной работы. Сюда относятся: 1. организация внеучебной работы должна быть построена так, чтобы она максимальным образом увлекала суворовцев; 2. Проведение ее в свободное от учебных занятий время; 3. Организация работы, позволяющая наиболее полно удовлетворять потребности суворовцев; 4. Осуществление более активной роли самоуправления суворовцев; 5. Привлечение родителей, общественных организаций, ветеранов труда, военнослужащих ВС, ветеранов интернациональных войн.
Это многообразие особенностей внеучебной деятельности следует наиболее полно использовать в организации патриотического воспитания. Как это нужно верным образом использовать в организации патриотического воспитания? Сегодня теория и практика патриотического воспитания находятся на переломном моменте.
Воспитателю всегда следует помнить, приступая к планированию внеучебной работы, что конечный результат его деятельности – это сформированный опыт служения Отечеству, основанный на любви к Родине, на готовности ее защищать. Поэтому планировать внеурочную работу в отрыве от учебной неверно, это будет вести к ограниченности, неполноценности и несовершенству, потому что в этом плане внеурочная деятельность и учебная тесно переплетаются между собой.
Выбор организационных форм патриотического воспитания должен осуществляться:
1. Исходя из количественного состава суворовцев (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые, кружковые и индивидуальные формы занятий)
2. В зависимости от характера участия суворовцев в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядные, иллюстративные, поисково-исследовательские)
3. С точки зрения основных направлений патриотического воспитания (формы духовной, правовой, морально-психологической, военно-прикладной, физической подготовки)
Соглашаясь с этими требованиями к выбору мероприятий, мы не можем отрицать, что со временем приходят новые требования. Новыми требованиями к организации воспитательных мероприятий патриотической направленности являются:
1. Строгий учет преемственности воспитания на различных этапах патриотического воспитания личности и дифференциации методов и средств воспитательного воздействия
2. Постоянное повышения патриотической активности и роли самих учащихся, приобщение их к самовоспитанию качеств личности, необходимых будущим военным
3. Систематическое изучение личности суворовца
Необходимо подробнее рассмотреть некоторые особенности патриотического воспитания. Особое внимание здесь следует уделить психологическому механизму А.Н.Леонтьева «сдвиг мотивов на цель действия». Суть его в том, что ребенок, включаясь в общественно значимую патриотическую деятельность, обладает сначала малосодержательными, но развитыми в социальном отношении мотивами. Активное участие в этой деятельности дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества. Это способствует переводу общественных целей в личностные. Именно благодаря этому переходу суворовец начинает видеть себя в новом качестве, это очень важно для становящейся личности. Тем самым он открывает новый смысл своей деятельности в обретении опята служения Отечеству, начинает ощущать себя нужным другим людям. У него меняется самооценка, появляется желание всегда приобретать общественное признание. Поэтому очень важно предоставлять учащимся такую возможность проявить индивидуальность, инициативу, самостоятельность. Воспитатель должен корректно направлять деятельность суворовцев, если она того требует. Это можно назвать средствами первой группы.
К средствам второй группы можно отнести те средства, которые обеспечивают формирование действенных психологических и практических механизмов патриотической активности суворовца. К таким средствам относятся военно-спортивные игры, поисковая, историко-патриотическая деятельность. В частности, походы по местам боевой славы, поиск неизвестных героев, летопись военных подвигов. Средства этой группы предполагают увеличение объема реального участия суворовцев в освоении общественного ценного опыта, необходимого для реализации мотивов служения Родине и в военное, и в мирное время.
В систему третьей группы включены такие факторы, которые влияют на духовный и идейно-нравственный компоненты сознания, мотивационную, эмоционально-ценностную сферу, что способствует выработке соответствующего поведения, ценностного отношения к проблемам защиты Родины, ведь это принципиально важно для будущих военных. Отметим, что эти средства не сводятся к чисто просветительским или практическим занятиям. Это не должны быть отдельные лекции или беседы. В данном случае следует вести речь о целостной организации образа жизни суворовцев. Средства такого типа – это не просто набор отдельных мероприятий, а системная организация патриотической работы, создание образовательно-воспитательного пространства. Самое важное в данном случае – не потерять само содержание патриотического воспитания. Следует опираться как на поиск и разработку инновационных технологий в воспитательном процессе (деловая игра, проекты, компьютерные технологии, моделирование), так и на использование традиционных форм (лекция, беседа, встреча с ветеранами). Все эти мероприятия должны строиться не на «среднем уровне», а на высших человеческих ценностях (любовь к Родине, готовность ее защищать, верность воинскому долгу). Ни одно направление воспитания не ориентируется на подобную систему общественных ценностей, идеалов, определяющих патриотическую направленность личности суворовца.
Конспект классного часа «Мне скажут «Родина»…»
Возраст суворовцев: 7-8 класс
Цели: познакомить с историей происхождения названий улиц и городов, государства; формировать умение аргументировано высказывать свое мнение, анализировать художественные тексты; воспитывать любовь к своей истории, родному краю, родной стране.
Оборудование: географическая карта России, эпиграф к занятию: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (А.С. Пушкин); гербы и флаги государства.
Опережающие задания: нескольким ученикам подготовить 1) подготовить чтение стихотворения К. Симонова «Родина» и Д. Веневитинова «Родина», В. Маяковского «Стихи о советском паспорте»; 2) сообщение о происхождении имен и названий улиц, городов, нашей страны; 3) театрализованную заставку; 4) запись песни «С чего начинается Родина?» в исполнении М.Бернеса
Ход мероприятия
Воспитатель: из поколения в поколение передает народ легенды, былины, сказания о своих героях. Тысячелетиями формируются и передаются традиции и обряды, представления о подвиге, доблести, чести и славе. Веками воспитывается любовь к родной земле, стране, имя которой - Родина. А что такое Родина? Русский поэт В. Жуковский так писал: «Родина… этому слову два смысла, - родина или место, где мы родились, или место, где наше милое, родное».
Чтение стихотворений К.Симонова, В. Жуковского, Д. Веневитинова.
Воспитатель:Что вам близко в этих стихотворениях? Какие чувства и мысли возникли у вас при прослушивании этих произведений? Напишите на бумаге буквально 2-3 предложения, в которых бы вы выразили все те чувства, которые у вас возникли. (Суворовцам дается время, они пишут, потом отвечают).
Воспитатель: Что есть Россия?Что значит быть русским? Эти вопросы задавало себе не одно поколение наших предков, размышляют над ним многие современники. Сколько песен и стихов написано о Родине, о любви к ней. Одна из них сейчас прозвучит в исполнении Марка Бернеса.
Прослушивание песни «С чего начинается Родина?»
Воспитатель: Имена и названия воспринимаются как естественный признак лица и предмета. Зачастую они отражают историю национальной и общечеловеческой культуры. Имена, отчества и фамилии, клички и прозвища, географические названия, собственные имена, ставшие нарицательными, по исторической ценности не уступают охраняемым государством памятникам архитектуры, искусства и культуры. Знание имен и названий, их происхождения и смысла помогает возродить события давно минувшие и недавние, напомнить о славных свершениях народа, о нелегком пути развития общества. Надо ли говорить, насколько естественны и важны для любого города или села «визитные карточки» улиц, переулков, проспектов, набережных – их имена.
Географические названия представляют большую ценность с точки зрения истории народа, его культуры, так как оставляют след в духовной жизни многих поколений. Каждое имя – это свидетельство, живой документ того или иного периода страны, края. До Революции многие города и села России носили имена царей и цариц, царедворцев, генералов, помещиков. В первые годы после Революции 1917г. совершились многие переименования. Так, например, в Петербурге (этот город раньше назывался Петроградом) Дворянская улица была переименована в улицу Деревенской бедноты, Ружейная – Мира, Архиерейская улица – Льва Толстого, Французская набережная – в набережную Кутузова. С карты страны исчезло ее прежнее название – Российская Империя. Появилось новое – ССС, а потом – Российская Федерация.
Например, в Ульяновске тоже произошел ряд изменений названий улиц и переулков. Ульяновск – Родина В.И. Ульянова, изначально город назывался Симбирск. В конце декабря в администрации Ульяновска внесли изменения в официальный городской реестр, согласно которым участок улицы Карла Маркса от Спасской до Гончарова переименован в улицу Дворцовую. На нем располагается всего 9 зданий – кафе, торговые центры, магазины, учебные заведения и офисы. Поскольку жилые дома на улице Дворцовая не значатся, гражданам не придется переоформлять документы. Сообщается, что переименование улицы произошло по просьбе общественности. Также переименован сквер им. 60-летия СССР на ул. Кольцевая: теперь он носит название сквер 60-летия Великой Победы.
Подведение итогов классного часа, заключительное слово воспитателя.