Статья:

Повышение двигательной активности с помощью тренажёров в школе – интернате для детей с нарушением зрения

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Посохова Т.И. Повышение двигательной активности с помощью тренажёров в школе – интернате для детей с нарушением зрения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 63-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение двигательной активности с помощью тренажёров в школе – интернате для детей с нарушением зрения

Посохова Татьяна Ивановна
учитель физической культуры ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» Белгородской области, РФ, г. Валуйки

 

Аннотация. В статье раскрывается значение использования тренажёров на уроках физической культуры для повышения двига­тельной активности и коррекции недостатков физического развития детей с нарушением зрения.

 

Ключевые слова: занятие; тренажёры; задачи; обучение; физические качества.

 

В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся уравновешенностью с окру­жающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений и определяющееся комплексом биологических и социальных факторов [1, с. 5].

В России гуманизация процесса образования детей как с нормальным зрением, так и с проблемами в развитии предполагает со стороны педагогов пристальное внимание к каждому ребёнку с целью выявления и развития всех его потенциальных возможностей.

Как известно, уровень развития ребёнка характеризуется тремя основными показателями: физическим, психическим и социальной адаптацией к условиям меняющегося современного общества.

В науке о человеке и в практике обучения детей в последние годы уделяется большое внимание физическому развитию ребёнка как основе формирования разносторонней личности.

Такое внимание к физическому развитию молодого поколения, и особенно к ребёнку со зрительной патологией, объясняется как объективными, так и субъективными причинами: гиподинамией молодого поколения, увеличением числа детей, родившихся физически ослабленными.

Анализ и обобщение научной литературы убеждают в необходи­мости разработки различных средств физического воспитания.

Дети с недостаточностью зрения нуждаются в: 1) коррекции самих движений; 2) коррекции зрительного восприятия; 3) коррекции телосложения, осанки и плоскостопия; 4) коррекции развития физических качеств; 5) коррекции дифференцировки времени, усилий, пространства, точности движений и т. д.

В настоящее время проблема повышения двигательной активности характерна для всех слоёв населения. Но особенно актуальна она для детей с глубокими нарушениями зрения, которые в силу своего недуга ограничены в движениях. Недостаток двигательной активности отрицательно влияет на формирующийся организм ребёнка, его здоровье, физическое развитие, работоспособность, успеваемость.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал средств физического воспитания. К таким средствам прежде всего относятся тренажёры, неоспоримыми преимуществами использования которых детьми, относящимися к данному контингенту, является то, что выполнение упражнений на них не связано с передвижением и поэтому не требует пространственной ориентировки, а также позволяет избежать возможности столкновений, наклонов, резких движений, что недопустимо для детей с глазными заболеваниями [3, с. 3].

Цель использования тренажёров в процессе физического воспитания слепых и слабовидящих детей заключается в обеспечении условий, позволяющих компенсировать недостаточную двигательную активность. Вместе с тем в процессе уроков с использованием тренажёров ставятся и частные задачи: строго дозировать физическую нагрузку; избирательно воздействовать на различные группы мышц; эффективно развивать физические качества; осваивать основные двигательные умения и навыки; осуществлять коррекцию правильной осанки; формировать устойчивый интерес к занятиям на тренажёрах; активизировать самостоятельность детей на занятиях физической культурой [3, с. 8].

Использование тренажёров в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей накладывает определённый отпечаток и на процесс обучения. Цикл обучения проводится в течение первой-второй четвертей учебного года. От качества проделанной в этот период работы будет зависеть эффективность использования тренажёров в дальнейшем.

В процессе обучения и воспитания используются дидактические принципы: систематичности и последовательности; сознательности и активности; постепенного повышения нагрузки; наглядности; доступ­ности и индивидуальности.

Эти принципы нельзя рассматривать отдельно. Все они взаимосвязаны друг с другом и применяются в совокупности, распространяясь на все стороны и задачи обучения и воспитания на уроках физической культуры.

На первых стадиях формирования навыков упражнений на тренажёрах особое внимание уделяется методу показа в сочетании с объяснением, освоению детьми терминологических названий выпол­няемых упражнений.

Также на первых этапах разучивания упражнений на одном занятии осваивается небольшое число упражнений, регламентируется количество новых упражнений. Большое значение для качества и быстроты начального разучивания упражнений имеют интервалы между занятиями. Чем они менее длительны, тем лучше. Обязательным условием для обеспечения нормальной физической подготовленности является правильное планирование нагрузки на занятии. Оно должно быть таким, чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма ребёнка постепенно росла и имела наибольший подъём в основной части. Важным условием для обеспечения физической подготовленности слепых и слабовидящих детей в процессе занятий с использованием тренажёров является постепенное увеличение нагрузки от занятия к занятию, т. е. соблюдение принципа постепенного повышения нагрузки.

Деятельность обучающихся при проведении занятий с исполь­зованием тренажёров организуется различными способами. Применение того или иного способа зависит от того, проводится ли занятие только на тренажёрах или комплексно с другими средствами, от наличия и количества различных тренажёров, от ставящихся на занятии задач.

Методы проведения занятий: фронтальный, посменный, групповой, круговой, индивидуальный.

Тренажёры позволяют развивать такие физические качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость. Особенностью является выполнение детьми с нарушением зрения упражнений до первой стадии утомления. Распределение основных средств в структуре занятий с использованием тренажёров со слепыми и слабовидящими детьми распределяется следующим образом. Вводная часть (8-10 мин.) состоит в основном из общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов. Основная часть (20-22 мин.) включает главным образом упражнения циклического характера на тренажёрах («Велотренажёр», «Беговая дорожка», «Комплексный», «Здоровье»). Для активного отдыха применяются малоподвижные игры с предметами и без предметов. Заключительная часть (5 мин.) – это малоподвижные игры, упражнения на дыхание и расслабление. При поведении занятий учитывается удель­ный вес специальных упражнений, направленных на коррекцию дефекта.

Особое значение при выполнении упражнений на тренажёрах приобретает эмоциональная окраска занятий. Для этого используются: разнообразие упражнений и характер их выполнения; включение в занятие наряду с упражнениями на тренажёрах разнообразных игр, не связанных с высокой нагрузкой и передвижениями в пространстве; активизация мыслительной деятельности путём создания проблемных ситуаций; проведение занятий по интересам; музыкальное сопровож­дение занятий; проставление оценок занимающимся.

Обязательным условием для обеспечения эффективности занятий с использованием тренажёров является систематический врачебно-педагогический контроль. В зависимости от решаемых задач врачебно-педагогические обследования организуются в начале, в течение и конце года. В начале года проводится оценка физического развития, функциональной подготовленности, состояния органа зрения и степени сопутствующего заболевания. Текущий контроль включает офтальмо­логические нагрузки. Большое внимание уделяется наблюдениям за субъективным состоянием занимающихся. Признаками, указывающими на плохое состояние, являются побледнение или покраснение лица, обильное потоотделение, поверхностное и частое дыхание, дискоорди­нация и общая апатия [3, с. 70].

Систематические занятия физическими упражнениями повышают приспособляемость детей с нарушением зрения к жизненным условиям, расширяют функциональные возможности, способствуют оздоровлению организма, формируют санитарно-гигиенические навыки. Они благо­приятно влияют на психику детей, мобилизуют их волю, побуждают к сознательному участию в жизни коллектива, возвращают чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных контактов.

 

Список литературы:
1. Кузнецова В.И. «Школа здоровья*– М. ЗАО *МТО – ХОЛДИНГ», 2003 г 
2. Ростомашвили Л.Н. «Адаптивное физическое воспитание» М.,2002 г.
3. СемёновЛ.А. «Тренажёры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей», М, 1985 г.
4. Сермеев Б.В. «Физическая подготовка слепых с использованием тренажёров», М; 1980г.
5. Шапкова Л.В. «Частные методики адаптивной физической культуры» - учебное пособие, М., Советский спорт, 2004 г.