Статья:

Профессиональная культура и роль учителя в педагогической системе Марии Монтессори

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Миронова М.С. Профессиональная культура и роль учителя в педагогической системе Марии Монтессори // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 14-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональная культура и роль учителя в педагогической системе Марии Монтессори

Миронова Мария Сергеевна
магистрант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Аннотация. В статье затронута тема одной из базовых характеристик педагога Монтессори – профессиональная культура и ее составляющие. Описана взаимосвязь роли учителя и его базовых функций.

 

Ключевые слова: профессиональная культура, роль учителя, Монтессори, педагогика, учитель, трёхступенчатый урок.

 

Термин «профессиональная культура» уже долгое время фигурирует в педагогике, и компоненты, которые он в себя включает (аксиологический, технологический, творческий, эмоционально-личностный), являются неотъемлемой частью формирования личности учителя. Иными словами, профессиональная культура – это сово­купность общей культуры личности и профессиональных знаний по основным направлениям педагогической деятельности, которая форми­руется как результат педагогической деятельности [6].

Аксиологический компонент профессиональной культуры педагога состоит из знаний, идей и концепций, имеющих педагогическую значимость, которые учитель активно применяет в своей деятельности.

Технологический компонент характеризуется приёмами и методами педагогической деятельности преподавателя.

Личностно-творческий компонент отражает творческое воплощение педагогической культуры. Педагог может преобразовывать ценности педагогической культуры в соответствии со своими личностными особен­ностями [5], которые играют важную роль наряду с импрессивными способностями, такими как умение выслушать или поддержать ученика.

Данные компоненты педагогической деятельности учителя формируют его индивидуальную профессиональную культуру.

Одним из главных принципов системы М. Монтессори является наличие педагога, особенностями профессиональной культуры которого являются личностные качества и специфические профессиональные умения.

Деятельность преподавателя Монтессори носит исключительно гуманистический характер; отношения с детьми строятся на основе взаимопонимания, любви к ребёнку и уважения его прав. Педагог перестаёт играть ведущую роль, он становится наставником, который оказывает помощь ученику, но при этом обеспечивает ему свободу самовыражения и не нарушает главный принцип развития – «Помоги мне сделать это самому» [2].

Центром педагогического процесса являются дети. Считается, что каждый ребенок может раскрыть свой потенциал развития через самостоятельную деятельность, и основная задача педагога сводится к тому, чтобы создать все условия для этого процесса.

Профессиональная культура педагога Монтессори во многом основывается на том, что он является образцом для учеников, тем человеком, на которого всегда хочется равняться. Исходя из этого, Монтессори выделяет субъективные характеристики наставника, который должен быть привлекательным, опрятным, полным достоинства, в меру эмоциональным, с живой мимикой и чётким, мелодичным голосом [4, с. 34]. Монтессори рекомендовала учителям брать уроки актерского мастерства, считая, что «педагог должен быть красив, энергичен, выразителен, красноречив» [3, с. 348], а также делала акцент на следующих профессиональных качествах нового педагога: «живое воображение», «вера в ребенка», «умение понять состояние детей», «отсутствие честолюбия и предубеждений, интеллектуальное спокойствие, духовное смирение, которое приближается к духовной чистоте и учит понимать ребенка» [1, с. 137].

Принято выделять следующие функции Монтессори-педагога:

Посредническая функция. Учитель создает связь между учеником и подготовленной средой. Он дает образец обращения с дидактическим материалом, что является его главной задачей. Именно поэтому он должен в совершенстве знать и следовать приёмам и принципам системы Монтессори, понимать функции каждого предмета, находящегося в подготовленной среде, ведь педагог должен уметь предложить ребенку материалы, относящиеся к его зоне ближайшего развития. Презентация материала одному ученику начинается с приглашения его учителем и пробуждения положительной реакции к предстоящему процессу. Во время презентации ребенок сидит слева от учителя и наблюдает за его действиями, а затем самостоятельно повторяет увиденное до тех пор, пока у него сохраняется интерес. Затем преподаватель вместе с учеником возвращают материал на место в первоначальном виде: ребёнок должен учиться быть аккуратным и содержать материалы в безупречном порядке [1]. При презентации дидактического материала большой группе детей учитель делит их на микро-группы и демонстрирует использование дидактического материала каждой.

Профессиональный Монтессори-педагог тщательно готовит, прорабатывает и анализирует каждую презентацию, демонстрирует её ученикам с искренним интересом, является примером для детей и верит в силы и способности каждого.

Организующая функция. Педагог создает комфортные условия для работы, предоставляет детям свободу движений, выбора материала, места и длительности работы, но для поддерживания доброжелательных отношений в группе необходимы некоторые правила, сформулированные в виде пожеланий, а не запретов, которые педагогу следует обсудить с детьми. Необходимо также соблюдать порядок не только в системати­зации дидактического материала, но и в процессе работы: ученик должен выполнять действия в определенной последовательности и обязательно доводить дело до конца.

Руководящая функция. На данном этапе педагогу необходимо привлечь внимание детей, пробудить интерес к работе и при этом сохранить дисциплину. Наставник имеет право вмешиваться в занятия детей и останавливать тех, кто ведёт себя неподобающе. Однако система Монтессори выступает против наказаний и советует предлагать непос­лушным детям другую деятельность, чтоб переключить их внимание. М. Монтессори считала необходимым отказаться от старой дисциплины, которая ассоциировалась со слепым послушанием, неподвижностью и пассивностью, и сделать акцент на активной дисциплине, побуждаю­щей к труду и деятельности [4, с. 54]. В ходе работы учитель внимательно наблюдает за ребенком и помогает (в случае крайней необходимости), демонстрирует способ контроля и коррекции ошибок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в работу ребенка, так как, согласно главному принципу педагогики Монтессори «Помоги мне это сделать самому», нужно не дать ребёнку ненужный урок, о котором он не просил.

Обучающая функция. Когда учитель демонстрирует работу с мате­риалом, он уже даёт урок. Поведение учителя и его действия являются примером, идеалом, к которому ученик должен стремиться. Таким образом, на первый план выходит один из главных способов овладения знаниями и навыками в педагогике Монтессори – викарное научение, то есть обучение через наблюдение за поведением окружающих; в данном случае – за поведением преподавателя.

Одним из наиболее распространённых способов преподнести ребёнку новый материал является так называемый трёхступенчатый урок, который состоит из трёх этапов: ступень знания, опыта и усвоения. Также, Монтессори-учитель проводит устные уроки. Чтобы ученики хорошо воспринимали информацию на слух, объяснение материала должно быть ёмким и точным, без лишних подробностей.

Диагностическая функция. Педагог обязан уметь тактично наблю­дать за поведением ребенка и оценивать уровень его физического и психического развития, владение техникой наблюдения. Для фиксации результатов наблюдения преподаватель ведет специальный журнал, в котором записывает все проведённые презентации и подробно раскры­вает прогресс индивидуального развития каждого ученика.

Защитная функция. Учитель следит, чтобы дети не ссорились и не мешали друг другу. Если ученик сосредоточен на работе, ничто не должно его отвлекать [2].

Таким образом, наличие подготовленного педагога является неотъемлемой частью педагогической системы М. Монтессори. Основными профессиональными качествами такого учителя являются любовь к детям, поощрение и уважение их самостоятельности. Монтессори-педагог обязан постоянно самосовершенствоваться и раз­вивать в себе такие черты характера, как толерантность, аккуратность, спокойствие, доверие, оптимизм. Преподаватель является настоящим профессионалом, умеющим наблюдать, делать выводы и владеть новыми педагогическими методами, что необходимо для выстраивания гармо­ничных отношений между взрослым и ребёнком на всех ступенях образования.

 

Список литературы:
1. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. – 2-е изд. – СПб.: Благотвор. фонд «Волонтеры», 2011. – 320 с.
2. Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития. – М.: АСТ, 2014. – 320 с. 
3. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 349 с.
4. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому: статьи, советы и рекомендации. – М.: Карапуз, 2005. – 269 с.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под ред. Сластенина В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
6. Ситник А.П. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы. // Школа. – 1998. – № 1. – С. 3-40.