Статья:

Исследовательская деятельность учителя информатики

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Ефремцева С.А. Исследовательская деятельность учителя информатики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 41-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследовательская деятельность учителя информатики

Ефремцева Светлана Андреевна
магистрант Московского государственного областного университета, РФ, г. Москва

 

Research activity of the teacher of informatics

 

Svetlana Efremtseva

graduate student of Moscow State Regional University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы актуальности исследовательской деятельности педагогов информатики, их подготовки к проведению педагогических исследований.

Abstract. The article discusses the relevance of the research activity of informatics teachers, their preparation for pedagogical research.

 

Ключевые слова: педагог информатики, учителя информатики, исследовательская деятельность, информационные технологии.

Keywords: informatics teacher, informatics teachers, research activity, information technologies.

 

В любой сфере основной характеристикой специалиста является его компетентность в своем профиле деятельности. Преподавательский состав в области информатики не является исключением. Компетентным можно назвать такого педагога в области профессионального обучения, который может четко сформировать цель своей деятельности, задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, решить задачи воспитания, обучения и развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и уровня развития, построить грамотные отношения с ними, а также способного сочетать теорию и практику преподавания и применять современные информационные технологии в образовательных целях.

Деятельность любого педагога базируется на трех основных принципах. Первым является самообразование. Преподаватель информатики должен осознавать тот факт, что в связи непрерывным обновлением сферы информационных технологий, его образование также должно непрерывно обновляться, если он хочет добиться успехов в педагогическом деле. Такие авторы, как Кузьмина Н.В., Дьяченко И.М. отмечают, что учитель должен быть готов психологически к самообразовательской деятельности. Вторым принципом является обновление теории и практики преподавания информатики. Третьим является научная и исследовательская деятельность в области развития профессионального образования. Последнему принципу уделяют внимание недостаточно, однако его значимость в становлении успешного педагога нельзя недооценивать, поскольку именно данный аспект может указывать на пригодность педагога к профессиональной деятельности, а также определение его как конкурентоспособного и компетентного педагога в своей области деятельности.

Концепция модернизации образования заключается в подготовке таких педагогических работников, которые смогут соответствовать новой современной культуре, потребностям рынка труда, обладать при этом высоким уровнем информационной культуры, способного применять современные средства как в образовательном процессе, так и в собственной методической деятельности и самообразовании.

Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования подготовки педагогов информатики можно выделить такой пункт, как готовность будущих специалистов к решению профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности. Сюда относится деятельность по изучению результатов научно-исследовательских работ, владение методами математического прогнозирования, анализа, разработку математических моделей, а также владение средствами, программным обеспечением и информационными системами их разработки. К последним относят системы программирования, прикладное программное обеспечение, языки программирования. Изучая профессиональный стандарт учителя информатики можно отметить пункт проведения анализа образовательной деятельности и результатов образования, прогнозирования и моделирования. Учитель должен уметь выполнять данные работы, применяя современные информационные средства, реализуя так умение решать задачи профессиональной деятельности при помощи информационных технологий. Таким образом, выделяется важный пункт проведения исследовательской работы с применением современных информационных средств.

В образовательных программах подготовки педагогов информатики на сегодняшний день исследовательской деятельности будущих педагогов уделяется недостаточное внимание. В общем случае на изучение будущим учителям информатики даются дисциплины статистической направленности (например, теория вероятностей, математическая статистика), формируя лишь общие представления без практической ориентированности. Находясь в условиях реальной практической деятельности педагоги не способны в полной мере применить теоретические знания, совершая исследовательскую деятельность, которая так или иначе их коснется. Под исследовательской деятельностью следует понимать умение строить модели, прогнозировать, анализировать, совершать обработку данных педагогических исследований. Все это не представляется возможным без применения средств информационных технологий.

Разработанный автором данной статьи в рамках научно-исследовательской работы курс «Основы статистической обработки с языком R» предлагает обучение будущих педагогов информатики посредством современных информационных технологий, а именно языка и среды программирования R, методам обработки результатов педагогических исследований, визуализации данных и результатов. Разработанные учебно-методические материалы позволят будущим учителям информатики овладеть основными навыками статистической обработки, которые в последствии пригодятся им в их профессиональной деятельности.

Выбранное средство современных информационных технологий обосновывается тем фактом, что на фоне других средств, уже ставших в какой-то мере классическими, язык и среда программирования R обладает рядом преимуществ. Во-первых, данное средство является универсальным. Разработанные решения в рамках данной технологии применимы в других современных средах и системах программирования. Освоив основные принципы и алгоритмы обработки, педагогу будет проще разобраться в других системах, что обеспечивает формирование универсальных навыков. Во-вторых, система программирования R на сегодняшний день занимает лидирующие позиции как в области обработки экспериментальных данных, так и в области программирования в целом. это обеспечивает оперативное обновление и пополнение библиотек всевозможными решениями в самых различных областях исследования. В-третьих, данное программное обеспечение свободно распространяется, что является большим преимуществом перед другими распространенным средствами, которые являются коммерческими.

Таким образом, исследовательская деятельность педагога информатики складывается из определенных умений и навыков, как практических, так и теоретических. Их формирование хотя бы на базовом уровне обеспечит успешное становление педагога как профессионала своей области деятельности.

 

Список литературы:
1. Афанасьева А.В., Белякова М.А. Роль ИКТ в подготовке компетентного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения. // Методист. – 2011. – №2. – С. 53–56.
2. Крамер Д. Математическая обработка данных в гуманитарных науках: современные методы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Дункан Крамер. – М.: Академия, 2007. – 287с.
3. Кузнецов, А.А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования // Информатика и образование. – 2014. – №5.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008.
5. Смыковская Т.К. Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики: дис. … д-ра. пед. наук / Смыковская Татьяна Константиновна. 2000. – 383 с.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034).
7. Хеннер Е.К. Формировани ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. 188 с.
8. Шишлянникова Л.М. Применение корреляционного анализа в психологии – [Электронный ресурс] / Шишлянникова Любовь Михайловна // Психологическая наука и образование. – 2009. №1. С. 98–107  Режим доступа к журн.: http://psyjournals.ru/files/19564/psyedu_2009_n1_ Shishlyannikova.pdf.
9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2015. – 389с.