Условия формирования функциональной грамотности в образовательном учреждении психолого-педагогические аспекты
Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Условия формирования функциональной грамотности в образовательном учреждении психолого-педагогические аспекты
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы и условия формирования функциональной грамотности; вопросы основных видов деятельности по сопровождению, системного подхода к организации данной работы в школе, а так же проведение организационно-методических мероприятий.
Ключевые слова: функциональная грамотность; психолого-педагогические аспекты.
Актуальность темы определяется необходимостью формирования успешности личности выпускника, умения учащихся и выпускников школ применять академические знания в практической деятельности, в жизненных ситуациях. Такие навыки обозначаются термином "функциональная грамотность".
Данная работа может быть полезна как педагогам-психологам, так и администрации, методическим службам ОУ, а также классным руководителям, учителям и педагогам дополнительного образования.
Ключевые слова: "функциональная грамотность", условия и механизмы формирования, системная диагностика, педагогические технологии, приёмы педагогической техники.
Одной из целей деятельности ПС в школе является обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, участие в социально-психологическом проектировании, экспертизе и мониторинге влияния условий и результатов образовательной среды на здоровье и психологическую безопасность обучающихся.
Психологическая служба, оказывая помощь педагогическому коллективу в решении задач по сопровождению ФГОС, формированию социально-позитивной среды жизнедеятельности обучающихся, постоянно работает над интеграцией усилий всех субъектов образовательного гимназического пространства по созданию системы психолого-педагогического сопровождения ФГОС, инновационной деятельности, как условия для безопасной среды, эффективного развития, обучения и личностного роста обучающихся.
Данная работа ведётся мною в системе и имеет чёткий отработанный алгоритм, который позволяет, для решения профессиональных задач и достижения основных целей психолого-педагогического сопровождения, использовать все виды основной деятельности психологической Службы.
Эта работа традиционно ведётся в нескольких направлениях: на педсоветах и МО классных руководителей, педконсилиумах и родительских собраниях; с учителями и родителями каждый год обсуждаются проблемы, связанные с необходимостью более гибкого подхода в выборе образовательных и воспитательных технологий, повышения функциональной профессиональной грамотности.
На очередном Педсовете рассматривался вопрос формирования функциональной грамотности школьников. Тема выступления педагога-психолога: «Условия формирования функциональной грамотности».
Цель: развитие профессиональной и исследовательской культуры учителей; создание условий для развития функциональной грамотности школьников.
Ожидаемый результат: значимость процесса формирования у обучающихся соответствующих актуальных и практических навыков.
Проведя внутренний мониторинг эффективности образовательной деятельности, обобщив достижения и успехи, мы выделили длинный список «дефицитов» − тех навыков, которых школьникам не хватает для успешного решения задач. Анализируя качество образовательных достижений обучающихся «ГИМНАЗИИ», следует отметить необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику стать успешным в жизни, в профессиональной деятельности. Но для достижения этих целей надо преодолеть ряд существующих противоречий.
Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем новой информации. Этот метод требует от обучающихся воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому, абстрактному.
Проведённое нами исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создаёт условий для развития функциональной грамотности у школьников, сдерживает их общее развитие.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. И сегодня, в эпоху глобализации, система образования вынуждена ускорить своё преобразование, приспособление к новым социальным требованиям.
Социально-экономические перемены в обществе задают новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современная цивилизация ориентирует на другое понимание и содержание грамотности, образования.
Сегодня, одним из уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально-значимым достижениям. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Все данные качества формируются в школе.
Многочисленные исследования доказывают, что качество образовательных результатов современного школьника сегодня оцениваются через его функциональную грамотность.
Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной грамотности в условиях развития глобального информационного общества.
Как международная проблема, «функциональная грамотность» для развитых стран мира впервые была обозначена ЮНЕСКО в 1965 году, в Тегеране, где и был предложен данный термин.
В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» (неграмотность) появилась в конце 60-х годов ХХ века.
Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследования многих российских и зарубежных учёных. Исследователи по-разному рассматривают «функциональную грамотность», подходы к формированию грамотности, значимость и условия её формирования для оценки достижений результатов образования. Одни рассматривают её как часть культуры информационного общества и как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (прежде всего – общего) с многообразной человеческой деятельностью; другие полагают, что функциональная грамотность даёт возможность и необходима для собственного развития; третьи связывают знание иностранных языков с овладением функциональной грамотностью; многие сходятся во мнении, что для формирования функциональной грамотности обучающихся необходимо создание соответствующих педагогических условий и подготовки кадров. Однако, комплексно для обучающихся школьников этот вопрос недостаточно исследован.
Знакомство и анализ результатов международных исследований TIMSS и PISA свидетельствуют о том, что формирование «функциональной грамотности» в российском образовании до сих пор уделяется недостаточное внимание.
Исходя из этого, целью нашего исследования и рассматривания результатов на Педагогическом Совете стало: выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития функциональной грамотности обучающихся.
Рисунок. Формы функциональной грамотности
Из предложенной структуры составляющей функциональной грамотности, рассмотрению и оценке были предложены "общая грамотность" и "коммуникативная грамотность".
В исследовании приняли участие выборочно обучающиеся 5 - 11 классов. Всего более трёхсот человек. Данная работа проведена в соответствии с требованиями ФГОС.
Экспертные оценки учителей обобщались по следующим параметрам функциональной грамотности: «Учебная активность», «Усвоение знаний», «Поведение на уроке», «Поведение на перемене», «Взаимоотношения с одноклассниками», «Отношение к учителю», «Эмоциональное благополучие».
Результаты исследования интеллектуального и личностного развития учащихся, степени освоения ими определенных учебных знаний и действий, уровня развития произвольности, саморегуляции свидетельствуют о том, что этот уровень развития и адаптации учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
По результатам исследуемой проблемы сделаны выводы, даны рекомендации.
Наряду с многочисленными достижениями обучающихся в учебной и коммуникативной деятельности, важно обратить внимание и вычленить ряд проблем (характерных в целом для образовательных учреждений), решение которых и станет условиями по формированию функциональной грамотности.
- Одной из психологических причин сложностей, возникающих у некоторых обучающихся можно назвать: слабая произвольность поведения и деятельности – низкая познавательная активность и когнитивная направленность.
- Непонимание ролевых соотношений учителя и ученика, что приводит к негативному протесту не только против педагогов, но и школы в целом.
- Незрелость мотивационно - потребностной сферы, нарушение эмоционально-волевых функций, слабая организованность и дисциплинированность, педагогическая запущенность.
- Отсутствие каких-либо хотений, стремлений, потребностей; ярко выражено стремление к избеганию неудачи.
- Интересы неглубокие, односторонние, ситуативные, недифференцированные, познавательные интересы не выражены.
- Мотивы учебных, трудовых и других действий, заданные взрослыми, не превращаются в собственные мотивы, внутренние мотивы формируются с трудом, в основном преобладают внешние мотивы: позиционный и игровой.
Условия для активизации учебных мотивов у учащихся и рефферентного взаимодействия с учителями:
- Мотивированная личность учителя. Выраженность интереса учителя к своей педагогической деятельности является важным мотивирующим фактором учебной деятельности ученика.
- Не всякая деятельность вызывает желание включиться в неё, а только эмоционально приятная. Необходимым является построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были – интерес и положительные эмоции. (Избегание монотонности, разнообразные виды деятельности, удивление, юмор, оригинальные задания, групповые переживания).
- Педагогам-предметникам: Обучать школьников анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный и дополнительный материал, при ответе учить учащихся приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; не давать резкую критику неуспевающим, терпеливо аргументировать возможные неточности в суждениях учащихся, индивидуально подходить к решению проблем.
- Классным руководителям: выстраивать воспитательную работу таким образом, чтобы через коллектив и работу с родителями формировать нравственные качества, адекватную самооценку учащихся, развивать коммуникативные навыки, использовать возможности работы с учащимися совместно с другими внешкольными учреждениями.
Условия формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы и среднего звена:
Поскольку, формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
- В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной, мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.
- Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.
- Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умения чётко выразить свою мысль).
- Ученик научен: работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках.
Для учителей начальных классов: с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения; необходимо создавать адекватную систему ориентиров, т. е. ситуации учебной деятельности, приближенные к деятельности на второй ступени общего образования.
- Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
- В рамках реализации профстандарта педагога − учителям использовать разноуровневую дифференциацию, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.
Однако, педагоги имеют недостаточные представления о способах формирования новых трудовых действий (компетенций) относительно функциональной грамотности.
Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы: что понимается под функциональной грамотностью и её отдельными составляющими? Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
Всему этому следует обучить учителя, к профессионализму которого резко возросли требования.
Подобные исследования рассматриваются нами как диагностический компонент учебно-воспитательной работы коллектива по созданию условий функциональной грамотности и определению основных направлений деятельности, таких как:
- Организация микросоциальных (школьных) условий, благоприятных для пребывания (обучения и воспитания) в образовательном учреждении.
- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе, учёт динамики умственной работоспособности при организации учебного процесса, составления расписания.
- Работа педагогов по предупреждению развития дидактогений.
- Формирование ценности здорового образа жизни среди обучающихся и педагогического коллектива.
- Планомерная целенаправленная работа по формированию жизнестойкости обучающихся, развитию качеств личности, способствующих находить положительные стороны в различных жизненных ситуациях, освоение конструктивных способов преодоления проблем.
- Повышение функциональной грамотности родителей по созданию условий для включения ребёнка в социально-значимые виды деятельности, социально-одобряемую деятельность.
Результаты подобных мониторингов обеспечивают оценку условий по формированию функциональной грамотности участников ОП, динамики развития функциональной грамотности обучающихся, эффективности проводимой работы, успешности школьников, учителей и школы в целом. Помогают глубже понять: над чем надо работать и как.
В результате проведённой Психологической Службой аналитико-практической деятельности определились некоторые механизмы, которые будут способствовать созданию условий развития функциональной грамотности.
- Наличие обновлённых учебных программ.
- Соответствующие формы и методы обучения.
- Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся.
- Программы внешкольного и дополнительного образования.
- Модель управления школой (регулирование учебного плана).
- Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнёрства со всеми заинтересованными сторонами.
- Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Главная идея проводимых нами исследований состоит в экспонировании результатов исследования с целью мотивирования педагогов к развитию функциональной грамотности всех участников образовательного пространства "ГИМНАЗИИ", как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом.