Статья:

Условия формирования функциональной грамотности в образовательном учреждении психолого-педагогические аспекты

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Кожемяка Н.П. Условия формирования функциональной грамотности в образовательном учреждении психолого-педагогические аспекты // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(47). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 8-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия формирования функциональной грамотности в образовательном учреждении психолого-педагогические аспекты

Кожемяка Нина Петровна
педагог-психолог высшей квалификационной категории, МОУ "Гимназия", РФ, г. о. Павловский Посад

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы и условия формирования функциональной грамотности; вопросы основных видов деятельности по сопровождению, системного подхода к организации данной работы в школе, а так же проведение организационно-методических мероприятий.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность; психолого-педагогические аспекты.

 

Актуальность темы определяется необходимостью формирования успешности личности выпускника, умения учащихся и выпускников школ применять академические знания в практической деятельности, в жизненных ситуациях. Такие навыки обозначаются термином "функциональная грамотность".

Данная работа может быть полезна как педагогам-психологам, так и администрации,  методическим службам ОУ, а также классным руководителям, учителям и педагогам дополнительного образования. 

Ключевые слова: "функциональная грамотность", условия и механизмы формирования, системная диагностика, педагогические технологии, приёмы педагогической техники.

Одной из целей деятельности ПС в школе является обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, участие в социально-психологическом проектировании, экспертизе и мониторинге влияния условий и результатов образовательной среды на здоровье и психологическую безопасность обучающихся.

Психологическая служба, оказывая помощь педагогическому коллективу в решении задач по сопровождению ФГОС, формированию социально-позитивной среды жизнедеятельности обучающихся, постоянно работает над интеграцией усилий всех субъектов образовательного гимназического пространства по созданию системы психолого-педагогического сопровождения ФГОС, инновационной деятельности, как условия для безопасной среды, эффективного развития, обучения и личностного роста обучающихся.

Данная работа ведётся мною в системе и имеет чёткий отработанный алгоритм, который позволяет, для решения профессиональных задач и достижения основных целей психолого-педагогического сопровождения, использовать все виды основной деятельности психологической Службы.

Эта работа традиционно ведётся в нескольких направлениях: на педсоветах и МО классных руководителей, педконсилиумах и родительских собраниях; с учителями и родителями каждый год обсуждаются проблемы, связанные с необходимостью более гибкого подхода в выборе образовательных и воспитательных технологий, повышения функциональной профессиональной грамотности.

На очередном Педсовете рассматривался вопрос формирования функциональной грамотности школьников. Тема выступления педагога-психолога: «Условия формирования функциональной грамотности».

Цель: развитие профессиональной и исследовательской культуры учителей; создание условий для развития функциональной грамотности школьников.

Ожидаемый результат: значимость процесса формирования у обучающихся соответствующих актуальных и практических навыков.

Проведя внутренний мониторинг эффективности образовательной деятельности, обобщив достижения и успехи, мы выделили длинный список  «дефицитов» − тех навыков, которых школьникам не хватает для успешного решения задач. Анализируя качество образовательных достижений обучающихся «ГИМНАЗИИ», следует отметить необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику стать успешным в жизни, в профессиональной деятельности. Но для достижения этих целей надо преодолеть ряд существующих противоречий.

Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем новой информации. Этот метод требует от обучающихся воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому, абстрактному.

Проведённое нами исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создаёт условий для развития функциональной грамотности у школьников, сдерживает их общее развитие.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. И сегодня, в эпоху глобализации, система образования вынуждена ускорить своё преобразование, приспособление к новым социальным требованиям.

Социально-экономические перемены в обществе задают новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современная цивилизация ориентирует на другое понимание и содержание грамотности, образования.

Сегодня, одним из уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально-значимым достижениям. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Все данные качества формируются в школе.      

Многочисленные исследования доказывают, что качество образовательных результатов современного школьника сегодня оцениваются через его функциональную грамотность.

Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной грамотности в условиях развития глобального информационного общества.

Как международная проблема, «функциональная грамотность» для развитых стран мира впервые была обозначена ЮНЕСКО в 1965 году, в Тегеране, где и был предложен данный термин.

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» (неграмотность) появилась в конце 60-х годов ХХ века.

Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследования многих российских и зарубежных учёных. Исследователи по-разному рассматривают «функциональную грамотность», подходы к формированию грамотности, значимость и условия её формирования для оценки достижений результатов образования. Одни рассматривают её как часть культуры информационного общества и как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (прежде всего – общего) с многообразной человеческой деятельностью; другие полагают, что функциональная грамотность даёт возможность и необходима для собственного развития; третьи связывают знание иностранных языков с овладением функциональной грамотностью; многие сходятся во мнении, что для формирования функциональной грамотности обучающихся необходимо создание соответствующих педагогических условий и подготовки кадров. Однако, комплексно для обучающихся школьников этот вопрос недостаточно исследован.

Знакомство и анализ результатов международных исследований TIMSS и PISA свидетельствуют о том, что формирование «функциональной грамотности» в российском образовании до сих пор уделяется недостаточное внимание.

Исходя из этого, целью нашего исследования и рассматривания результатов на Педагогическом Совете стало: выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития функциональной грамотности обучающихся.

Рисунок. Формы функциональной грамотности

 

Из предложенной структуры составляющей функциональной грамотности, рассмотрению и оценке были предложены "общая грамотность" и "коммуникативная грамотность".

В исследовании приняли участие выборочно обучающиеся  5 - 11 классов. Всего более трёхсот человек. Данная работа проведена в соответствии с требованиями ФГОС.

Экспертные оценки учителей обобщались по следующим параметрам функциональной грамотности: «Учебная активность», «Усвоение знаний», «Поведение на уроке», «Поведение на перемене», «Взаимоотношения с одноклассниками», «Отношение к учителю», «Эмоциональное благополучие».

Результаты исследования интеллектуального и личностного развития учащихся, степени освоения ими определенных учебных знаний и действий, уровня развития произвольности, саморегуляции свидетельствуют о том, что  этот уровень развития и адаптации учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

По результатам исследуемой проблемы сделаны выводы, даны рекомендации.

Наряду с многочисленными достижениями обучающихся в учебной и коммуникативной деятельности, важно обратить внимание и вычленить ряд проблем (характерных в целом для образовательных учреждений), решение которых и станет условиями по формированию функциональной грамотности.

  • Одной из психологических причин сложностей, возникающих у некоторых обучающихся можно назвать: слабая произвольность поведения и деятельности – низкая познавательная активность и когнитивная направленность.
  • Непонимание ролевых соотношений учителя и ученика, что  приводит к негативному протесту не только против педагогов, но и школы в целом.
  • Незрелость мотивационно - потребностной сферы,  нарушение эмоционально-волевых функций, слабая организованность и дисциплинированность, педагогическая запущенность.
  • Отсутствие каких-либо хотений, стремлений, потребностей; ярко выражено стремление к избеганию неудачи.
  • Интересы неглубокие, односторонние, ситуативные, недифференцированные,  познавательные интересы не выражены.
  • Мотивы учебных, трудовых и других действий, заданные взрослыми, не превращаются в собственные мотивы, внутренние мотивы формируются с трудом, в основном преобладают внешние мотивы: позиционный и игровой.

Условия для активизации учебных мотивов у учащихся и рефферентного взаимодействия с учителями:

  1. Мотивированная личность учителя. Выраженность интереса учителя к своей педагогической деятельности является важным мотивирующим фактором учебной деятельности ученика.
  2. Не всякая деятельность вызывает желание включиться в неё, а только эмоционально приятная. Необходимым является построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были – интерес и положительные эмоции. (Избегание монотонности, разнообразные виды деятельности, удивление, юмор, оригинальные задания, групповые переживания).
  3. Педагогам-предметникам: Обучать школьников анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный и дополнительный материал, при ответе учить учащихся приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; не давать резкую критику неуспевающим, терпеливо аргументировать возможные неточности в суждениях учащихся, индивидуально подходить к решению проблем.
  4. Классным руководителям:  выстраивать воспитательную работу таким образом, чтобы через коллектив и работу с родителями формировать нравственные качества, адекватную самооценку учащихся, развивать коммуникативные навыки, использовать возможности работы с учащимися совместно с другими внешкольными учреждениями.

Условия формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы и среднего звена:

Поскольку, формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  • В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной, мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.
  • Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.
  • Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умения чётко выразить свою мысль).
  • Ученик научен: работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках.

Для учителей начальных классов: с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения; необходимо создавать адекватную систему ориентиров, т. е. ситуации учебной деятельности, приближенные к деятельности на второй ступени общего образования.

  • Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
  • В рамках реализации профстандарта педагога − учителям использовать разноуровневую дифференциацию, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Однако, педагоги имеют недостаточные представления о способах формирования новых трудовых действий (компетенций) относительно функциональной грамотности.

Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы: что понимается под функциональной грамотностью и её отдельными составляющими? Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

Всему этому следует обучить учителя, к профессионализму которого резко возросли требования.

Подобные исследования рассматриваются нами как диагностический компонент учебно-воспитательной работы коллектива по созданию условий функциональной грамотности и определению основных направлений деятельности, таких как:

  1. Организация микросоциальных (школьных) условий, благоприятных для пребывания (обучения и воспитания) в образовательном учреждении.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе, учёт динамики умственной работоспособности при организации учебного процесса, составления расписания.
  3. Работа педагогов по предупреждению развития дидактогений.
  4. Формирование ценности здорового образа жизни среди обучающихся и педагогического коллектива.
  5. Планомерная целенаправленная работа по формированию жизнестойкости обучающихся, развитию качеств личности, способствующих находить положительные стороны в различных жизненных ситуациях, освоение конструктивных способов преодоления проблем.
  6. Повышение функциональной грамотности родителей по созданию условий для включения ребёнка в социально-значимые виды деятельности, социально-одобряемую деятельность.

Результаты подобных мониторингов обеспечивают оценку условий по формированию функциональной грамотности участников ОП, динамики развития функциональной грамотности обучающихся,  эффективности проводимой работы, успешности школьников, учителей и школы в целом. Помогают  глубже понять: над чем надо работать и как.

В результате проведённой Психологической Службой аналитико-практической деятельности определились некоторые механизмы, которые будут способствовать созданию условий развития функциональной грамотности.

  • Наличие обновлённых учебных программ.
  • Соответствующие формы и методы обучения.
  • Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся.
  • Программы внешкольного и дополнительного образования.
  • Модель управления школой (регулирование учебного плана).
  • Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнёрства со всеми заинтересованными сторонами.
  • Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Главная идея проводимых нами исследований состоит в экспонировании результатов исследования с целью мотивирования педагогов к развитию функциональной грамотности всех участников образовательного пространства "ГИМНАЗИИ", как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом.

 

Список литературы:
1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселёв; науч. Ред. И. Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. 
2. Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. - № 66-2.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А. Г. Асмолов и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012.
4. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э.,Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вента – Граф, 2018.
5. Мещерякова Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак. – 2016.