Статья:

Развитие познавательной активности у будущих учителей музыки в процессе дирижерской подготовки

Конференция: VI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Рогачевская О.В. Развитие познавательной активности у будущих учителей музыки в процессе дирижерской подготовки // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие познавательной активности у будущих учителей музыки в процессе дирижерской подготовки

Рогачевская Ольга Викторовна
канд. пед. наук, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж- БУ НСГК, РФ, г. Нижневартовск

 

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN THE PROCESS OF CONDUCTING TRAINING

 

Olga Rogachevskaya,

candidate of pedagogical Sciences, Nizhnevartovsk socio-humanitarian College – BU  NSGC, Russia, Nizhnevartovsk

 

Аннотация. Совершенствование системы дирижерско-хоровой подготовки будущих учителей музыки в области организации образовательного процесса на основе психолого-педагогических условий формирования профессиональной личности.

Abstract. Improving the system of conducting and choral training of future music teachers in the field of organization of educational process on the basis of psycho-pedagogical conditions of formation of professional personality.

 

Ключевые слова: Познавательная деятельность; учитель музыки; дирижерско-хоровое обучение.

Keywords: cognitive activity; teacher of music; conducting and choral training.

 

Интенсификация социальных процессов в стране и мире, глубина и характер изменений происходящих в настоящее время на всех уровнях, стимулируют активность личности и определяют ее профессиональную успешность. Широкий круг проблем современного музыкального образования олицетворяет собой его многоуровневую разветвленную структуру. В этот проблемный спектр входят: ФГОС, учебные планы, методическое обеспечение, педагогические условия подготовки студентов; принципы, формы и методы, имеющие место в музыкально-педагогическом процессе и многое другое. Реализация основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов и совокупность перечисленных дидактических оснований, предназначены для целенаправленного развития познавательной активности студентов.

Значимость феномена активности будущего учителя музыки, обусловила интерес к проблеме развития познавательной активности студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование.

К.Д.Ушинский рассматривал активность как познавательную способность человека. Однако для того чтобы эта способность нашла практическое применение, необходимо стремление обучающегося к самостоятельной деятельности, которое следует направлять на активное и сознательное освоение знаний и умений, общих и профессиональных компетенций.

Это педагогическое положение имеет особую значимость для системы профессионального образования. Профессиональное образование сегодня  ориентирует студентов на выработку высокой мобильности, способности оперативно осваивать разные виды деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать самоконтроль. В связи с этим познавательная активность рассматривается нами как цель развития личности обучающегося, как условие его самоопределения, самореализации, как средство достижения эффективного результата обучения и профессиональной подготовки.

Такое рассмотрение проблемы развития познавательной активности личности обучающегося не всегда находит отражение в реальном образовательном процессе.

Рассмотрению проблемы познавательной активности личности посвятили свои труды многие отечественные дидакты, которые рассматривали вопросы, связанные с проблемой активизации учения. Так, в исследованиях Б.П. Есипова, Т.И. Шамовой и Г.И. Щукиной особое внимание уделено познавательной активности учащихся. В работах М.А. Данилова, И.Я. Лернера и М.И. Махмутова представлены методы воспитания познавательной активности на уроке и во внеурочное время. В публикациях Л.И. Божович, B.C. Ильина и Ю.В. Шарова рассмотрены способы формирования познавательного интереса учащихся.

В связи с этим следует отметить, что многообразие подходов к исследованию познавательной активности личности в образовательном процессе в основном касается учащихся общеобразовательной школы. Проблема же развития познавательной активности студентов среднего профессионального образования остается практически не исследованной.

Анализ проблемы в ракурсе профессионального образования позволил выявить противоречие между необходимостью развития познавательной активности студентов (будущих учителей музыки) и недостаточной разработанностью действенного механизма в системе профессионального образования.

Надо отметить, что для эмоциональной сферы современных студентов характерным является понижение эмоционального уровня, проявление негативных реакций и агрессивности, снижение восприятия требований педагогов и спад познавательной потребности.

Отсюда необходимость целенаправленного развития познавательной активности у будущих учителей музыки.

Проблема активности изучается в различных аспектах и определяется уровнем инициативности и самостоятельности (Ш.И. Ганелин), а также стремлением личности к деятельности (Н.А. Поломникова).

Управление познавательной активностью – это целенаправленное воздействие педагога на образовательную деятельность студентов, при которой программный, учебный материал и практико-ориентированные методы выступают побуждением студентов к актив­ным действиям с целью получения определенного положительного результата.

Осуществляя педагогическое стимулирование, необходимо опираться на не устаревающие концепции ГШ. Блонского, JI.C. Выготского, СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых заложены основы целостного учения о личности, закономерности процесса стимулирования, а также экспериментальные исследования, раскрывающие разные аспекты проблемы стимулирования, проведенные  И.Я. Лернером, МИ. Махмутовым, В.Г. Разумовским, Г.И. Щукиной и другими выдающимися учеными.

Стимулирование познавательной активности находится в прямой зависимости от применяемых преподавателем активных методов обучения, обеспечивающих динамизм и новизну, формирование и совершенствование профессиональных умений студентов.

Как свидетельствуют работы Б.М. Теплова, необходимо соблюдение педагогических принципов диалогизации, партнерства, проблематизации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

В ходе организации педагогической поддержки мы руководствуемся следующими принципами: уважение личности студента и принятие его индивидуальности; опора на потенциальные возможности студента; сотрудничество и содействие; комплексность помощи и поддержки, системность и последовательность ее проведения.

Эта точка зрения предусматривает обеспечение такой ориентации учебно-воспитательного процесса, который способствует раскрытию таланта, определяет отношение к каждому студенту, реализует его возможности, осуществляет творческую самореализацию и развивает познавательную активность обучающегося.

Эта позиция требует условий для проявления способностей студентов, поощрения успехов в учебе (участие в конкурсах, концертах, конференциях и др.) и мер, направленных на развитие способностей (посещение театров, музеев, выставок и т.д.).

Дирижерско-хоровую подготовку учителя музыки условно можно разделить на три направления: усвоение теоретических дирижерских знаний, практическое претворение знаний на индивидуальных занятиях по междисциплинарному курсу «Основы дирижерской техники» и на практических занятиях хорового класса, подготовка к вокально-хоровой работе в качестве учителя музыки на производственной практике по профилю специальности.

Данные направления дают возможность творческой самореализации студентов и ориентируют на развитие их познавательной активности.

Следует подчеркнуть, что самым действенным стимулом для упорного труда студентов является их стремление к собственным целям. С этой точки зрения «собственные цели» влияют на процесс формирования творческой познавательной активности обучающегося. Преподавателю важно стимулировать процесс зарождения мотивации и целеобразования студента. Интерес к дисциплине и будущей профессии, побуждает у студентов желание к занятиям, укрепляет волю, выявляет внутреннюю структуру индивидуально воспринимаемых ценностей как цели жизни, формирует интересы и привычки.

Необходимо подчеркнуть, что работа с педагогом-мастером является одним из основных факторов развития творческой познавательной активности студентов.

Чувства глубокого удовлетворения, переживания, связанные с успехом реализации своих возможностей и вызываемые педагогом, оказывают положительное влияние на процесс мотивации и индивидуализации, которые проявляются в момент воплощения своего творческого замысла, своей работы над хоровым произведением. Исходя из этого, педагог должен обладать огромной интуицией в выборе произведений, чтобы они точно соответствовали планам развития данного студента, давали перспективу роста. При этом стремление к достижению высоких результатов требует основательной проверки, в какой степени, ценой каких усилий нужно развивать дирижерские навыки студента, какие при этом необходимо предъявлять требования, а также установить ограничения, касающиеся необходимых результатов, лежащих за пределами возможностей студента. Необходимо предъявлять студентам разумные требования при выполнении основных заданий.

Таким образом,  познавательная активность студентов развивается под влиянием субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация) и объективных факторов (педагогические условия, личность преподавателя, формы и методы преподавания).

 

Список литературы:
1. Казначеева С.Н. Развитие познавательной активности студентов вуза [Электронный ресурс] / С.Н. Казначеева //  дис. … канд. пед.наук. – Режим доступа :http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-studentov-vuza. (дата обращения: 21.07.2017)