Статья:

Конструируем рабочую программу по внеурочной деятельности в основной школе

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Смирнов Д.С. Конструируем рабочую программу по внеурочной деятельности в основной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 43-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конструируем рабочую программу по внеурочной деятельности в основной школе

Смирнов Дмитрий Сергеевич
аспирант ЛГУ им. А.С. Пушкина, Россия, Санкт-Петербург

 

LET’S CONSTRUCT A WORK PROGRAM FOR OFF-HOUR ACTIVITIES IN THE GENERAL SCHOOL

 

Dmitriy Smirnov

post graduate student of the Pushkin Leningrad State University, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность разработки программ по внеурочной деятельности в основной школе, нацеленных на практическое использование интегрированных знаний по физике и математике, черчению и информатике и проектирование данных знаний в инженерное образование. Предложено тематическое планирование программы для седьмого класса «Решение текстовых задач с физическим содержанием».

Abstract. This article substantiates the actuality of the off-hour activity program in the general school aimed at the practical use of the integrated knowledge in physics and mathematics, drawing and computer science and this knowledge projecting into engineering education. Topical program planning for the 7th grade “Word problems with physical content” has been offered.

 

Ключевые слова: рабочая программа, внеурочная деятельность, инженерное образование, принцип дополнительности.

Keywords: work program, off-hour activity, engineering education, principle of complementarity.

 

Инновационное развитие науки, промышленности в Санкт-Петербурге и России в целом невозможно без качественной подготовки инженерных кадров. За последние годы, к сожалению, целенаправленная работа по осознанному выбору дальнейшей траектории обучения и профессиональной деятельности учащихся общеобразовательных школ проводится недостаточно полно. Выпускники школ, да и их родители оказываются плохо информированными о потребностях региона, района в инженерных кадрах высшей и средней квалификации, в рабочих специальностях.

Кроме этого, как показывает практика, абитуриенты при поступлении в вуз инженерного направления, чаще всего слабо представляют не только свою дальнейшую профессиональную деятельность, но и то, какие разделы программы по профильным дисциплинам являются наиболее значимыми для получения конкретной специальности. Таким образом, существует проблема неготовности ученика выпускного класса к осознанному выбору дальнейшей профессиональной деятельности, в частности, к выбору инженерных профессий. 

Введение в основную школу (в соответствии с ФГОС) занятий по внеурочной деятельности в количестве 10 часов на класс во второй половине дня может частично восполнить выявленные недостатки в профориентационной работе школ. Через реализацию внеурочной деятельности можно и нужно показать практическую направленность полученных предметных знаний по математике, физике, черчению, информатике. Кроме этого, применяя различные формы организации внеурочной деятельности, создавать условия для знакомства с различными специальностями инженерной направленности. 

Занятия по внеурочной деятельности и по содержанию, и по организации процесса обучения являются дополнительными к урочной деятельности. Кроме этого, данные занятия дополняют и традиционные формы внеклассных занятий: классные часы, кружки, секции и т.д.

Если обратиться к формуле системной дополнительности [2, с.17], то можно рассмотреть триаду системообразующих компонентов в образовательном процессе школы, представленных в таблице 1:

Таблица 1.

Триада системообразующих компонентов в образовательном процессе школы

 

Классно-урочная деятельность

Внеурочная деятельность

 

Внеклассные занятия

 

Остановимся  на реализации принципа дополнительности в содержании образования по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, нацеленного на выбор учащимися профессий инженерного профиля. Мы проанализировали темы рабочих программ по внеурочной деятельности в двадцати классах основной школы четырех ОУ г. Санкт-Петербурга и выявили семь тем, приближенных к предмету нашего исследования. Так, в ГБОУ школа №519 Московского района,  в 2016-2017уч.г. в шестых классах была реализована программа внеурочной деятельности  «Моделирование и конструирование геометрических объектов»[4]. На 2017-2018 учебный год запланирован в седьмых классах курс внеурочной деятельности  «Решение текстовых задач с физическим содержанием».

Данная программа интегрированного вида создает условия для знакомства учащихся с ролью математики в науке физике, с соотнесением программного материала по физике и видами математических задач. Математическая интерпретация конкретных жизненных ситуаций, отражающих некоторые физические явления и законы, дополняется качественным моделированием, с проекцией на различные направления промышленного использования, что исподволь формирует у  учащихся интерес к инженерным специальностям.  

Реализация данной программы будет содействовать более осмысленному решению учащимися прикладных задач по математике с физическим содержанием при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а также закреплению способов и приемов решения задач по физике за основную школу [5]. Программа нацелена на развитие интереса к различным видам деятельности, желания школьников активно проникать в сущность изучаемых объектов, явлений, ситуаций, участвовать в проектной деятельности, умения самостоятельно анализировать задачную ситуацию, различать физическую и математическую составляющую задач.

Изучив  содержание текстовых задач  в нескольких учебниках математики 5-6 классов различных авторов, выявили тот факт, что для успешного изучения физики в урочной деятельности,  и освоения дальнейших тем внеурочной деятельности, целесообразно в программу включить блок повторительных математических задач [1]. Рассматриваем текстовые задачи: на формулу пути, сплавы и смеси, массу и объем; перевод одних единиц в другие мер длины, площади, объема, массы, времени; чтение графиков равномерного и неравномерного движения и температуры. Дальнейшие блоки соотносятся с тематическим планированием по физике, но не повторяют их, а рассматриваются на принципе интеграции физики и геометрии, причем часть вопросов геометрии изучается с опережением. Понятие вектора, сложение векторов, подобие треугольников, пропорциональность сторон в подобных треугольниках рассматриваются в ходе решения практических задач. К каждой теме подбираются проблемные физические задачи, не требующие громоздких математических вычислений, но в которых предполагается выполнить ряд исследовательских действий: предположите, проверьте, объясните, сравните, найдите, выберите, докажите, сделайте вывод. Деятельность учащихся организуется на основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина (этап первичного накопления опыта, этап формирования обобщенной схемы деятельности, этап конкретизации схемы, этапы усвоения) [3]. Мы считаем, что в каждой программе заданного направления, даже если она имеет линейный характер, должен быть блок модульной организации проектно-исследовательской деятельности. Защита проектов будет подведением итогов внеурочной деятельности.  Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Решение текстовых задач с физическим содержанием» представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Решение текстовых задач с физическим содержанием»

№п/п

Название темы, блока программы

Количество часов

Формы контроля

1

Вводное занятие (шкалы, цена деления)

2

Практическая работа

2

Блок 1. Повторительные математические задачи

8

Проверочная работа

3

Блок 2. Сила тяжести. Вес тела. Равнодействующая сила.

8

Графическая работа

4

Блок 3. Работа и мощность. Блок и рычаг.

8

Практическая работа, моделирование

5

Блок 4. Проектно-исследовательская деятельность

4

Выполнение проекта

6

Итоговое занятие

4

Защита проекта

 

Итого

34

 

 

При реализации проектно-исследовательской деятельности, запланированной в блоке 4, рекомендуем использовать совместные занятия учащихся и их родителей. Сейчас родителями учащихся основной школы являются  молодые люди, чье детство совпало с самыми трудными (в экономическом плане) годами новой России. Современные родители сами не прошли полноценного этапа детства, часто не имеют положительного социального опыта в семейных отношениях, поэтому  роль школы при организации внеурочной деятельности с учащимися может быть более многогранной.

 

Список литературы:
1. Аджемян Г.А. Пропедевтика элементов физики на уроках математики в V-VI классах при формировании универсальных учебных действий // Физика в школе. - 2015. - №1. с.38- 45.  
2. Железнякова О.М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании:  автор. дис….докт.пед.наук. – Ульяновск.:УГПУ – 41с. 
3. Никифорова Г.Г. Деятельностный подход на уроках физики: как научить учащихся проводить исследования // Физика в школе. – 2014. - №2.с.57- 60.
4. Смирнова А.А., Смирнов Д.С. Внеурочная деятельность в основной школе: пути развития / Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «70 Герценовские чтения»/ Под ред. В.В.Орлова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2017. – С.181-183.
5. Ященко И.В. ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике. М: Экзамен, 2017. – 479с.