Статья:

ВАЖНОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКИ НА ПОЛОТНАХ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Драч Т.Л. ВАЖНОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКИ НА ПОЛОТНАХ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 17-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВАЖНОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКИ НА ПОЛОТНАХ

Драч Тамара Леонидовна
тренер-хореограф Школы воздушной акробатики «Шоколад», аспирантка Львовского государственного университета физической культуры им. Ивана Боберского, Украина, г. Львов

 

THE IMPORTANCE OF CHOREOGRAPHIC TRAINING FOR PERFORMERS OF AERIAL SILKS

 

Drach Tamara Leonidovna

trainer – choreographer of the School of Aerial acrobatics «Chocolate», post-graduate student of  Lviv State University of Physical Culture named after Ivan Bobersky, Ukraine, Lvov

 

Аннотация. Вопрос о важности хореографической подготовки в технико-эстетических видах спорта поднимался в современной литературе неоднократно. В настоящее время на горизонте новых видов спорта появился такой вид, как воздушная акробатика на полотнах. В связи с увеличением популярности этих направлений растет и потребность в методической и технической подготовке тренеров и исполнителей, разрабатываются программы, которые позволят исполнителям достичь больших творческих и спортивных успехов на этом орудии. Поэтому целью нашего исследования стал вопрос исследовать важность хореографической подготовки исполнителей, занимающихся на воздушных полотнах.

Abstract. The question of the importance of choreographic training in technical and aesthetic sports has been raised in modern literature repeatedly. Nowadays, aerial acrobatics on the canvas has appeared on the horizon of new sports. Due to the growing popularity of these branches, the need for methodological and technical training of both coaches and performers is growing, and programs are being developed that will allow performers to achieve greater creative and sporting success in this tool. Therefore, the aim of our study was to investigate the importance of choreographic training of performers engaged in aerial silks.

 

Ключевые слова: воздушная акробатика на полотнах; хореографическая подготовка; педагогический эксперимент; современная хореография; технико-эстетические виды спорта.

Keywords: aerial acrobatics; aerial silks; choreographic training; pedagogical experiment; modern choreography; technical and aesthetic sports.

 

Постановка проблемы в общем виде. В силу прямого отношения воздушной акробатики на полотнах к технико-эстетическим видам спорта, можно говорить о важности хореографической подготовки для исполнителей, во время подготовки к соревнованиям и выступлениям. Ввиду того, что большинство элементов во время номеров исполнитель выполняет в воздухе, и не имеет возможности касаться пола, главным образом, хореографическая подготовка артистов и спортсменов в этих направлениях, в первую очередь, должна включать работу над дотянутостью стоп и выразительностью рук и головы, а также артистической выразительностью исполнителей. Однако это не все, что может касаться хореографии в этих направлениях. В подавляющем большинстве номеров сам выход исполнителей, а также финал, является хореографическим. Ведь к полотну следует красиво подойти, а также с него красиво сойти и завершить номер. Для исследования этого вопроса мы решили провести педагогический эксперимент во время подготовки к выступлению исполнителей Школы воздушной акробатики «Шоколад» (г. Львов) и привлечь в процессе подготовки детей к выступлению занятия по хореографии.

Анализ последних исследований и публикаций. Воспитание хореографической грации в спортсменах в технико-эстетических видах спорта исследовали ученые, как Винер И.А. (2003), Сосина В.Ю. (2009), Тодорова В.Г. (2018) и т.д. Вопросы развития и технической составляющей воздушной акробатики на полотнах можно изучить в работах Стивена Сантоса «Simply Curcus» (2013) и Pony Poison (2013). Однако вопрос хореографической подготовки исполнителей, занимающихся воздушной акробатикой на холстах, еще не поднимался в современной литературе.

Выделение нерешенных частей общей проблемы. Изучая предыдущий опыт написания подобных работ, следует отметить, что проблема подготовки спортсменов в воздушной акробатике разрабатывается уже давно. Ведь технико-эстетические направления спорта нуждаются в художественном подходе к преподаванию и подготовке спортсменов. Хотя и воздушная акробатика на полотнах – новое направление, тем не менее, исполнители, достигшие в этом виде успехов, делали акцент на всесторонней подготовке номера. Привлекая хореографический тренаж, акробатический, гимнастический, силовой [5, c.34]. Эти составляющие гарантируют выступающим совершенные линии и совершенство гимнастических элементов. Воздушные полотна имеют свою технику выполнения, на них следует держать хорошо баланс и маневрировать, для того чтобы не путаться. Кроме того, важно учитывать технику безопасности во время выполнения элементов, ведь срывы с высоты крайне опасны, однако эффектны для зрителя. Тем не менее, при срыве элемент будет значительно красивее, если исполнитель привык к подтянутому положению тела, дотянутым стопам и округлым позициям рук.

Именно поэтому особенностью хореографической подготовки спортсменов, занимающихся этим направлением, является удержание баланса и удержание поз [1, c.56]. А также отрабатывать хореографическое совершенство следует не только отдельно во время хореографического тренажа, но и в процессе выполнения упражнений. Тогда работа с хореографом станет более результативной и эффективной.

Цель статьи. Целью нашей статьи является исследование особенностей хореографической подготовки артистов или спортсменов, занимающихся на воздушных полотнах. Для этого были поставлены задачи:

- исследовать литературные источники, относящиеся к хореографической подготовке в технико-эстетических видах спорта;

- провести педагогический эксперимент, по привлечению занятий по хореографии во время подготовки к выступлениям учащихся студии танца «Шоколад», для проверки эффективности дополнительной нагрузки на исполнителей и эффективности хореографического тренажа;

- разработать программу для исполнителей, занимающихся на воздушных полотнах, с использованием хореографического экзерсиса.

Изложение основного материала исследования. Важным элементом на занятиях воздушными полотнами остается хореографическая подготовка. Изучая элементы на воздушных полотнах девочки и мальчики развивают собственные акробатические способности и силу, они формируют выносливость, координацию, грациозность. Однако силовые элементы – это не единственный аспект подготовки на воздушных полотнах, второй по значимости и влиянию на результативность выступления на соревновании или концерте является хореографическая подготовка исполнителей [2, c.54].

Для того чтобы подготовить ребенка к выступлению важно скоординировать действия хореографа с действиями тренера, а именно сотрудничество с ним, дает возможность понять, какие элементы нужно выучить с ребенком и какой образ создать во время выступления. Дети могут создавать его по собственному желанию или по задумке тренера по воздушной акробатике.

 Во время нашего педагогического эксперимента в Школе воздушной акробатики «Шоколад» вместе с тренером из воздушных полотен Ольгой Магерой, мы сотрудничали для создания номеров к выступлениям на концерте. По заданию тренера учащимся следовало самостоятельно подобрать музыку для выступления и создать образ. Поскольку дети с большим удовольствием выполняют образы, которые им нравятся, этот эксперимент оказался удачным. Музыка подобранная одной из учениц Антонюк Дианой была лирической Lewis Capaldi Someone you loved, что навеяло хореографу возможность применить партер в стиле контемп перед началом вылазки на полотно, партерные элементы выглядели удачно, поскольку, на контрасте с самим номером, который выполняется на высоте, было больше пространственной активности и передвижения, было создано своеобразное шоу, позволяющее соединить танец, воздушную акробатику и драматическое искусство.

Ведь кроме сосредоточения во время выступления на исполнении элементов, ребенка следует также научить создавать драматический образ, который для сцены крайне важен. Среди партерных движений с контемпорари данс можно использовать twist, скрутки, маятник и другие, такие элементы отражают волнение в музыке и в переживаниях героини, исполняющей танец, названный «Исповедь одиночества»

Второй номер, который мы подготовили к выступлению – «Последний танец» в исполнении Анастасии Журавель. Сначала исполнительница подобрала музыку Sia I’m Still Here, однако после первых репетиций мы выбрали другую музыку, которая больше отражала характер и замысел самой исполнительницы India – Derniere Danse.

По замыслу самой исполнительницы, она – маленькая девочка, которая мечтает  выступать на сцене, но ее родители считают эту профессию не для нее, и всячески препятствуют ее стремлениям к сцене, поэтому она решила сделать последнюю попытку и уехала на пробы в Париж, чтобы выполнить свой последний победный танец. Для создания образа Анастасия Журавель взяла реквизит, любимую куклу, с которой станцевала перед вылазом на полотно [Рис.1].

 

Рисунок 1. Исполнение полушпагата на полотнах Журавель Анастасиею

 

Игривая музыка добавила шарм и выразительность ее движениям. Исполнительница использовала перед вылазкой на полотно, акробатические элементы в партере, arabesque и tour an dedans. Кроме того, между связками на полотне, она спускалась на пол, выполняла tour chene, а также body roll всем телом. Для выполнения tour attitude исполнительница имела недостаточную профессиональную танцевальную подготовку, что не позволило исполнительнице выполнить этот элемент на этом концерте на должном уровне. Однако введение хореографического тренажа как основной дисциплины в студии при подготовке к соревнованиям должно позволить исправить все эти недостатки.

 Были и исполнительницы, которым хватило технической подготовки, такие как Буряк Кира и Фуртак Виктория. Во время исполнения своего номера на воздушных полотнах Буряк Кира выполнила четыре tour fuete, а также показала ряд зрелищных grand battements на полупальцах и контемпорари связки в партере. Такая насыщенная программа связана с тем, что у девочки есть профессиональная гимнастическая подготовка, ведь исполнительница в течение пяти лет до этого занималась художественной гимнастикой, где обязательной составляющей обучающей программы является хореографическая подготовка. Она создала номер под музыку Sasageyo Opening Атака титанов.

Хотя музыка динамична и активна, тем не менее исполнительница уверенно исполнила свой номер, соединила его с современной хореографией и актерским мастерством. Важно было выработать выносливость исполнительницы, ведь такой технически сложный номер на фоне воздушной акробатики, так и хореографически насыщенный, нужно было хорошо отработать [4, c.76]. Для его отработки, репетиции продолжались по несколько часов, два часа хореографии в день и столько же занятия на полотнах, это позволило воспитать в ребенке выносливость и приобрести нужный темп в исполнении элементов на полотнах.

Следующий и наиболее успешный стал номер Фуртак Виктории под саундтрек к мультфильму Raya and the Last Dragon. Контемп в партере добавил большую амплитуду в номере и создал целый спектакль при исполнении постановки. Однако не менее важным стала особая музыкальность девочки, исполнявшей элементы, четкое попадание в музыкальные акценты сделало постановку более цельной и профессиональной. А последний срыв, перед которым девушка замоталась полностью в холст, был эффектным, ведь был вовремя исполненным и начинался от самого потолка. Кроме того, в хореографической части постановки девушка показала хорошее developpe в сторону и выполнила tour chene перед вылазкой на полотно. Не только это было важной составляющей успешного выступления, Виктория еще обыграла и создала необходимый образ.

Окончание номера – это та точка, которую следует обязательно поставить в каждом выступлении, для того чтобы зритель понял, что выступление закончилось и постановка получилась завершенной и композиционно обоснованной. Поэтому в каждом номере на полотнах нужно завершить постановку, и после этого сделать поклон, в том образе, котором он был создан [3, c.13].

Выводы из данного исследования и перспективы. Благодаря проведенному исследованию, мы определили важность хореографической подготовки исполнителей, занимающихся на воздушных полотнах. Для этого мы исследовали литературные источники, касающиеся хореографической подготовки в технико-эстетических видах спорта и провели педагогический эксперимент по использовании занятий по хореографии во время подготовки к выступлениям учеников студии танца «Шоколад» и проверили эффективность дополнительной нагрузки на исполнителей с использованием хореографического тренажа. Кроме того, нами разработана программа для исполнителей, занимающихся на воздушных полотнах, с использованием хореографического экзерсиса. Последующие исследования будут касаться вопроса использования воздушной акробатики в процессе подготовки цирковых номеров и танцевальных шоу программ.

 

Список литературы:
1. Винер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. на соискание наук степени канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / И. А. Винер.СПб : С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2003.  20 с.
2. Румба О. Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике : учеб. пособие / О. Г. Румба. 2-е изд., перераб. и доп. Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013.  144 с. 
3. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для студентов вузов / В.Ю. Сосина. Киев : Олимпийская литература,2009.135 с.
4. Тодорова В.Г. Хореографічна підготовка в техніко-естетичних видах спорту: монографія. Львів: ЛДУФК; 2018. 252 с.
5. Цветкова Л. Ю. Методика викладання класичного танцю. Підручн. -2-е вид. -К.: Альтерпрес,2007. -324 с.: іл.
6. Santos Steven. Simply Circus. Introduction to Rigging Lyras and Trapeze Bars. Simply Circus, Inc. 2013.
7. Pony Poison. Simply circus. Aerial silk Електронний ресурс: http://www.simplycircus.com.au/face-painting--balloons.html (Дата звернення - 13.01.2022)