Статья:

Использование мультимедийных технологий при введении грамматического материала на занятиях по иностранному языку

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Пацыба В.И. Использование мультимедийных технологий при введении грамматического материала на занятиях по иностранному языку // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование мультимедийных технологий при введении грамматического материала на занятиях по иностранному языку

Пацыба Вадим Игоревич
канд. психол. наук, преподаватель Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, РФ, г. Балашов

 

THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES WHEN INTRODUCING GRAMMAR MATERIAL IN THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES

 

Vadim Patsyba

Candidate of Psychological Science, teacher of Krasnodar Higher Military Aviation School, Russia, Balashov

 

Аннотация. В статье кратко изложена методика применения мультимедийных технологий при введении грамматического материала на занятиях по иностранному языку. Приведены примеры применения мультимедийных технологий при введении грамматического материала.

Abstract. The article briefly outlines the methodology for the use of multimedia technologies when introducing grammatical material in foreign language classes.   Examples of the use of multimedia technologies when introducing grammatical material are given.

 

Ключевые слова: информационные технологии; иностранный язык; средства наглядности; метод; введение грамматического материала.

Keywords: information technology; foreign language; visual aids; method; introduction of grammar material.

 

Мультимедийные технологии прочно вошли в методику преподавания иностранных языков, так как они позволяют эффективно реализовать коммуникативный подход и повысить качество усвоения языкового и речевого иноязычного материала [1, с. 163].

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева определяют грамматический навык как «синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в параметрах навыков и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [3, с. 293].

Использование структурных формул, схем и таблиц облегчает обучаемым усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты. При обучении грамматике и формировании грамматических навыков преподаватель может внедрить мультимедийные технологии, а именно использовать средства графической наглядности на занятиях.

Рассмотрим применение средств наглядности при введении грамматического материала по теме «Настоящее совершенное время» на занятиях по авиационному английскому языку при изучении темы «Основы радиообмена». Формирование грамматических навыков носит поэтапный характер. Этими этапами являются: ознакомление, тренировка и применение.

На первом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания и первичное закрепление. Целью данного этапа должны быть не только презентация и ознакомление обучающихся с данным явлением, но и теоретическая ориентировка на основе усвоения правила. На экране преподаватель демонстрирует схему образования видовременной формы настоящего совершенного времени, затем образование утвердительной, вопросительной или отрицательной форм с примерами.

Затем преподавателю необходимо объяснить случаи употребления этого времени в английском языке, а также особенности перевода предложений в настоящем совершённом времени на русский язык. Например: We have already climbed to 6,000 m.  - Мы уже набрали 6000 м.

Далее преподаватель обращает внимание обучающихся на информацию, представленную на следующем слайде, где перечислены наречия, часто употребляющиеся в предложениях в настоящем совершённом времени, а также их перевод. Например: already – уже (в утвердительных предложениях), just – только что, ever – когда-либо, never – никогда. Демонстрируя отдельные слайды, преподаватель указывает на место наречий в предложении. Например: Have you ever flown to London? При использовании мультимедийных технологий на данном этапе, а именно средств наглядности курсанты значительно быстрее смогут усвоить изучаемый грамматический материал.

Второй этап – тренировка практического использования грамматического материала. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие способности относительно точно воспроизводить изучаемое явление в типичных для его функционирования ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Задача этого этапа состоит в том, чтобы придать тренировке грамматических явлений речевой характер. На данном этапе преподаватель демонстрирует на экране упражнение на перевод предложений в настоящем совершённом времени типа:

Read and translate:

  1. The pilot has not got the weather report yet.
  2. The aircraft has just taken off without delay.

Chose the correct form:

  1. The pilot (has not got, does not get, is not getting) the weather report yet.
  2. The aircraft (has just taken, just takes, is just taking) off without delay.

Translate into English:

  1. Видимость улучшилась до одной мили.
  2. Мы уже перезапустили двигатель.

Третий этап – применение грамматического материала в речи. Переход навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употреблять без языковой подготовки в соответствии с речевыми обстоятельствами. На заключительном этапе курсантам демонстрируется текст на экране, а затем предлагается, прочитав текст задать друг другу вопросы по тексту, используя настоящее совершённое время. Например: What information have you got from this text?

Применение мультимедийных технологии и соблюдение поэтапного введения грамматического материала будет способствовать запоминанию грамматических единиц и конструкций.

Из психологии известно, что мотивация тесно связана с интересом Соединение познавательного и эмоционального позволяет выражать объективные закономерности предмета изучения в интересной и яркой форме. Мультимедийные технологии, вызывающие повышенный интерес и более эмоциональное отношение курсантов, оказывают положительное влияние на запоминание учебного материала, компенсируют недостатки в развитии внимания, повышают воспитывающий аспект обучения. [2,с. 167].

Однако, преподаватель должен стремиться не к тому, чтобы превратить свои занятия в череду эффектных презентаций и бесконечное мелькание ярких картинок на экранах. Технологии ни в коем случае не должны заслонять собой то, ради чего они созданы – целенаправленное и плодотворное общение преподавателя и обучаемого под грамотным руководством педагога. Сегодня задача преподавателя английского языка состоит в том, чтобы, с одной стороны, привить курсантам навыки приобретения основательных знаний, а, с другой стороны, научить молодёжь осмысленно овладевать необходимой информацией.

 

Список литературы:
1. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие [Текст]/ Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 239 с.
2. Навроцкая И.Н. Тестирование и самоконтроль при изучении иностранного языка средствами дистанционного обучения / Традиции и инновации в обучении иностранным языкам: материалы Всероссийской заочной конференции (г. Нижний Новгород, 20 апреля 2011г.) / отв. ред. И.Г. Ольгинская. – Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011. С.165-169.
3. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования [Текст]/ К.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.