Статья:

Специфика введения компьютера в образовательную деятельность для старших дошкольников и младших школьников

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Тихонова О.А. Специфика введения компьютера в образовательную деятельность для старших дошкольников и младших школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 30-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика введения компьютера в образовательную деятельность для старших дошкольников и младших школьников

Тихонова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический», РФ, Санкт-Петербург

 

Specificity of introduction of computer in educational activities for older preschoolers and primary school children

 

Olga Tikhonova

teacher of additional education, State budget institution of additional education of the Center of extracurricular work with children and young people of the Kalinin district of St. Petersburg "Academic", Russia, Saint-Peterburg

 

Аннотация. В статье представлено решение проблемы обучения детей работе на компьютере, исходя из опыта применения разработанной программы «Любопытная мышка», которая является пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий.

Abstract. The article presents the solution to the problem of teaching children to work on the computer, based on the experience of the program "Curious mouse", which is the introductory block of the program on the basics of information technology.

 

Ключевые слова: пропедевтика, компьютерная грамотность, компьютер и дети, раннее развитие, образовательная программа, учебно-методический комплекс.

Keywords: propaedeutics, computer literacy, computer and children, early development, educational program, educational-methodical complex.

 

Споры о пользе и вреде раннего обучения детей основам компьютерной грамотности ведутся давно. Но уже накопились опытные данные и имеются научные обоснования, подтверждающие, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Родителям нужно стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. В жизни ребёнка должны присутствовать занятия лепкой, рисованием, пением, спортивные занятия. Занятия за компьютером – это работа, которая способствует расширению объема знаний, ощущению собственной взрослости, удовлетворению от проделанной работы. В результате всего этого у ребёнка формируется адекватная положительная самооценка.

В последние несколько лет появились родители дошкольников и младших школьников, заинтересованные в обучении детей работе на компьютере, то есть возникла потребность в создании программы – пропедевтики к действующей авторской программе «Мой друг – компьютер», разработанной для школьников старше 5 класса. После изучения материалов исследований о целесообразности раннего приобщения детей к компьютеру и выяснения, что дошкольника приобщать к компьютеру можно только с 5 лет, была разработана программа «Любопытная мышка». Психологи утверждают то, что именно к этому возрасту у ребёнка оказываются сформированными основные психические функции и предпосылки к взаимодействию с компьютерной средой.

Основная идея создания программы «Любопытная мышка» – все используемые компьютерные программы должны являться средством развития и обучения ребёнка, а не его развлечением. Компьютер должен восприниматься детьми как помощник и инструмент в различных видах деятельности. Обязательным условием реализации программы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является безусловное соблюдение физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Цель программы «Любопытная мышка»: развитие интеллектуальных, творческих способностей и познавательных процессов у дошкольников и младших школьников.

Основные задачи:

·     формирование зрительно-пространственной ориентации,

·     формирование абстрактного, наглядно-образного мышления,

·     формирование внимания, памяти, логического мышления,

·     формирование творческого воображения,

·     приобретение практических навыков при работе в программах Paint, Word, PowerPoint.

Cоздание комфортных условий для успешного воспитания и результативного образования детей младшего возраста определяет особую логику построения занятий. Прежде всего необходимо индивидуализировать обучение в большей степени, чем это требуется для детей старшего возраста. Для этого перед формированием групп необходимо общение с родителями, которые обозначают возможные проблемы ребёнка: своеобразие речевого развития, взаимодействие с другими детьми, особенности обучаемости, степень самостоятельности. В зависимости от результатов собеседования комплектуется состав групп. Группы должны быть не более 6 человек. В маленькой группе существует больше возможности уделять внимание каждому ребёнку, разъясняя задания и следя за его выполнением, так как малыши ещё не умеют работать целенаправленно по теме занятия, и им необходим индивидуальный подход.

При планировании и организации занятий учитывается, какая деятельность приносит ребёнку удовольствие, каковы возможности, способности ребёнка, какие могут возникнуть препятствия в ходе занятий и как их устранить. Продумываются уровни сложности заданий, создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, создание ситуаций успеха. Приветствуются самостоятельность и удовлетворение от демонстрации выполненного задания. Уделяется внимание режиму и длительности занятий, предусматриваются минуты содержательного отдыха. Занятие должно иметь чёткий алгоритм. Благодаря этому дети становятся более организованными.

Учебно-методический комплекс программы состоит из развивающих и обучающих заданий, которые подбираются из различных источников и адаптируются, либо придумываются самим педагогом. Задания выполнены в программах Paint, Word, PowerPoint. Они красочны, наглядны, находятся в папках на каждом компьютере, за которым занимается ребёнок. В начале занятия дети открывают файл с нужным заданием и выполняют его, следуя указаниям педагога или инструкциям в задании. Работа с заданиями направлена на преодоление трудностей в развитии внимания, трудностей словесно-логического мышления, мелкой моторики, динамики движений пальцев рук. Игровые программы на занятиях не используются. Поскольку задания выполняются на компьютере, дети получают и навыки работы в компьютерных программах. А это ещё один повод для совместной деятельности и общения с родителями, которые активно используют компьютер на работе и дома. Это – ощущение важности полученных знаний, радости от проделанной работы, когда ребёнок дарит нарисованную и напечатанную на принтере поздравительную открытку или показывает дома или в школе свою анимированную презентацию. Каждый ребёнок на своём компьютере создаёт папку, в которой сохраняет все выполненные задания и творческие работы. Такая технология «портфолио» позволяет качественно и тактично реализовывать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию процесса обучения с учётом разных способностей обучаемых.

Исходя из шестилетнего опыта работы, можно сделать вывод, что педагогу, работающему с маленькими детьми и желающему добиться высоких результатов, необходимы следующие качества:

·     направленность на ребёнка, сотрудничество с родителями,

·     интеллектуальная гибкость,

·     профессиональная компетентность,

·     поведенческая гибкость и склонность к экспериментам.

 

Список литературы:
1. Каралашвили Е. Упражнения для дошкольников, начинающих обучение на компьютере: Дошкольное воспитание. – 1994, №5.
2. Леоновой Л. А., Бирюкович А. А. и др. Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации: М.: Моск. психол.–соц. ин-т – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
3. Леонова Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером – М.: Изд. Центр «Вентана_ Граф», 2004.
4. Михайлова А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: – М.: Просвещение, 2007.