Статья:

Применение структурно-логических схем в образовательной деятельности посредством интерактивной технологии

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Антонов П.В. Применение структурно-логических схем в образовательной деятельности посредством интерактивной технологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 17-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение структурно-логических схем в образовательной деятельности посредством интерактивной технологии

Антонов Павел Владимирович
студент, ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Ставрополь

 

Application of structural and logical schemes in educational activities through interactive technology

 

Pavel Antonov

student of history and philology faculty SSPI, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В образовательной деятельности учителя используют различные приемы и методы в изложении учебного материала, которые соответствуют современным тенденциям и стандартам в образовании, позволяющие вносить новые формы работы с учениками. Одна из таких форм работы является интерактивная технология, которая позволяет через средства визуализации активизировать процесс взаимодействия учеников. В этой статье элементом визуализации выступают структурно-логические схемы (СЛС), с помощью которых происходит интерактивное взаимодействие между учениками и учителем.

Abstract. In educational activities, teachers use a variety of techniques and methods in the presentation of educational material that meet modern trends and standards in education, allowing you to make new forms of work with students. One of these forms of work is interactive technology, which allows through visualization tools to intensify the process of interaction of students. In this article, the element of visualization are structural and logical schemes (SLS), which are interactive interaction between students and the teacher.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; интерактивность; интерактивная технология; мультимедийные средства; интерактивная доска; структурно-логические схемы; листы опорных сигналов; ментальные карты.

Keywords: information and communication technologies; interactivity; interactive technology; multimedia; interactive whiteboard; structural and logical schemes; sheets of reference signals; mental maps.

 

Представить современную образовательную деятельность можно при рассмотрении новых технологий обучения и соответствующих элементов учебного процесса. На данный момент ученик, помимо основных фундаментальных знаний, осваивает творческую работу, которая выражается в самостоятельности и характеризуется как продуктивная деятельность. В первую очередь, это связано с существующей образовательной тенденцией, которая характеризуется развитием самообразования. Оно выражается через самостоятельное изучение, то есть выполнение заданий по дисциплине, а также поиск решений в реализации поставленных учебных задач. Это позволяет обеспечить для них все необходимые условия в дальнейшей социальной адаптации. Создать для учеников комфортную образовательную среду, позволяют новые технологии в обучении, создающие необходимый уровень обмена информации или взаимодействия.

Установить взаимодействие между участниками образовательной деятельности позволяет не просто монологический рассказ выступаю­щего, а совместное обсуждение поставленных вопросов. Результаты обсуждения необходимо фиксировать на любых источниках (доска, бумага, тетрадь и т. д.), так как это позволяет подвести общий итог с учетом всех высказанных предложений. Такой формат работы, при котором происходит полное взаимодействие участников образовательной деятельности, позволяет закрепить и визуально представить материал, а также установить логическую связь между темами изучаемого курса.

Создать визуальное представление учебного материала позволяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые определяют новое направление во всей сфере образования. Это связано с распространением глобальной информатизации общества через внедрение в повседневную жизнь, в школы, вузы, новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, позволяющие создать на государственном и международном уровне такие программы, которые направлены на информатизацию образования.

Стоит отметить, что с применением ИКТ развивается интер­активность в обучении, где в основе образовательного процесса лежит полное взаимодействие учеников друг с другом и с учителем, благодаря интерактивной визуализации учебного материала.

Само понятие «интерактивность» происходит от английского (inter – «между», act — «действие»). Оно встречается в научных и методических статья, где данное понятие объясняется, как процесс обучения через общение, сотрудничество и кооперацию равноправных участников [3].

В справочной литературе интерактивность рассматривается, как способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком), как выработка тактики и стратегии организации совместной деятельности [4].

С точки зрения, технической стороны, интерактивность позволяет грамотно использовать ИКТ, где пользователи могут менять содержание электронного материала во время обсуждения. Они дают возможность вносить корректировки, совершать пометки и обращать внимание на детали, что приводит к полноценному обсуждению поставленной проблемы. Такая работа носит продуктивный характер в получении знаний, ведь здесь применятся творческий поход в донесении инфор­мации, который отражается в изображении элементов посредством рисования.

При работе с учебником невозможно изменить предложенный материал и сделать его индивидуальным. Данная работа носит репродуктивный характер, где ученик не может раскрыть свой твор­ческий и учебный потенциал. Поэтому ИКТ позволяют реализовать свою творческую работу, например, демонстрация презентации или представлении своего проекта, где есть место индивидуальным схемам и изображениям. Использование ИКТ в процессе обсуждения или выступления позволяют установить взаимодействие между участниками и создать необходимую интерактивность.

Интерактивность в учебном процессе позволяет выработать новые стратегии и направления в методики преподавания учебных дисциплин, и через них сформировать интерактивную технологию. Она являются непременным условием в функционировании обновленной модели обучения, где происходит активное вовлечение каждого из учеников в образовательные, исследовательские и творческие процессы.

На сегодняшний день перед учителем поставлены новые задачи, где процесс обучения должен быть динамичным, современным и интересным для учеников. Эти задачи могут быть отражены в интерактивной технологии, позволяющие использовать на уроках мультимедийные средства (интерактивные доски, телеконференции, электронные книги, мультимедиа и т. д.).

В образовательных учреждениях одним из наиболее наглядных и эффективных инструментов интерактивного взаимодействия являются электронные интерактивные доски. Их главная функция заключается в создании визуализации и активной работе со всеми видами графических, текстовых и других материалах.

Для работы с интерактивными досками (ИД) используется специальное программное обеспечение, которое позволяет учителю в онлайн-режиме вносить корректировки и отмечать элементы поверх выведенного на экран изображения. Также, использование такой доски, видоизменяет различные графические объекты, приводит их в движение. Все это, дает возможность акцентировать внимание учеников на важных деталях. Применение интерактивного оборудования на уроке вносит разнообразие в изложении материала, через красочные графи­ческие презентации с изображением схем, графиков, текстовых данных различного формата, а также показ мультимедийных материалов – аудио и видео. Если задействовано такое оборудование, это мотивирует и вызывает неослабевающий интерес к каждому уроку [2, с. 52].

Данные преимущества в использовании интерактивной доски позволяют внедрить новые формы работы и наглядно продемонстри­ровать учебный материал. Такая наглядность необходима в создании структурно-логических схем (СЛС) являющихся основой в представ­лении учебного понятия по любой дисциплине.

Схемы рассматривают структурные особенности изучаемого понятия, выделяют его взаимосвязанные элементы, с помощью которых у учеников формируются необходимые логические связи, а также навыки анализа, синтеза и обобщения материала.

СЛС являются логическим продолжением листов опорных сигналов или конспектов (ЛОС или ЛОК), где опорные сигналы — своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Эти сигналы, используемые в образовательном процессе, заложены методистом В.Ф. Шаталовым. Данные сигналы позволяют работать с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. У каждого из нас, совершенно точно, случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется.

Применение схем, где используются определенные символы, несущие в себе логически построенную структуру является эффективным инструментом обучения, особенно, когда в их создании используются интерактивные технологии.

Структурно-логические схемы (СЛС) обеспечивают в образова­тельном процессе логически последовательное раскрытие темы и при изложении нового материала учителем, и при подготовке учеников к урокам. Преимуществами СЛС:

1. создают в воображении учащегося целостную картину изучаемого материала;

2. обеспечивают концентрацию внимания за счёт структурирован­ности смысловых отрезков;

3. представляют информации в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не оставляет места для двусмысленной интерпретации.

4. способствует формированию культуры научного познания, в основе которого - умение устанавливать причинно-следственные связи [5, с. 2-3].

СЛС рассматривают сложные понятия, включающие в себя сово­купность других определений, отражающих сущность и значимость изучаемой темы. Выделение структуры позволяет закрепить учебный материал, тем самым логически правильно перейти на новый этап освоения дисциплины.

Помимо этих преимуществ, СЛС позволяют систематизировать и структурировать большой объем информации за ограниченное время. С учетом особенностей в работе с СЛС создаются новые методики работы с учениками на уроках. Одной из современных методик структурирования информации является использование ментальных карт, где в основе лежат СЛС. Автором методики «карты ума» (работа с ментальными картами), способствующей развитию творческого мышления является психолог Тони Бьюзен. Эта методика определила роль использования образов в различных видах деятельности. Развитие работы с ментальными картами началось с издания его книги «Работай головой» (1974). После чего, он написал ещё 82 бестселлера на эту тему, используя термин Mind Map — ментальные карты, интеллект-карты, карты памяти, и т. п.

В своих трудах он отметил, что большинство информации подаётся в виде цифр и букв, что очень удобно для восприятия нашим левым полушарием. По схеме линейной подачи информации построены программы Microsoft Word, Outlook, Excel и другие. С ними мы чаще всего сталкиваемся в процессе работы или учебы. Ментальные карты в качестве подачи информации карты воссоздают процесс ассоциативного мышления, поэтому их смело можно было бы назвать картами ассоциаций.

Ментальные карты (Mind Mapping) систематизируют знания посредством СЛС. Данные карты можно реализовать с помощью интерактивной программы – MindMeister. Это онлайн-инструмент для майндмэппинга, выступающая как техника графического представления информации, которое изображается в виде древовидной диаграммы. Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления. Данная методика позволяет уйти от одно­мерного линейного мышления к многомерному. С одной стороны, ментальная карта это простая древовидная структура, применяемая в каталогах и дневниках. С другой стороны, карта ума отражает структуру мышления, присущую нашему мозгу. Инновация заключается в особом визуальном способе представления информации, в передаче ее не словами, а образами и цветом [1, с. 58-59].

СЛС, ЛОС и Mind Map — являются эффективными инструментами на уроке. Они могут показывать связь между понятиями, как в рамках целой темы, так и в рамках одного урока. Их лаконичность и струк­турность облегчает процесс запоминания новых знаний, стимулирует интерес к обучению и обеспечивает его высокие результаты. Эти способы представления информации яркий прообраз новых методик обучения.

Таким образом, применение новых интерактивных технологий в образовательной деятельности повышает наглядность, облегчает восприятие материала, что благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса. Новые формы работы с понятиями, отражающиеся в СЛС, ЛОС и ментальных картах, позволяет решать задачу формирования информационной компетентности учащихся и словесно-логического мышления.

 

Список литературы:
1. Балан И.В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой ученый. 2015. № 11.1. С. 58-59.
2. Калитин С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах. - М.: Солон-Пресс, 2013. 192 с. 
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия. 2003. 528 с.
4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеразвивающих учреждений / Авт.-сост. В.А. Межериков; Под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д, 1998.
5. Садкина В.И. Шаталов + Бьюзен = структурно-логические схемы. // Методические ориентиры. 2016. № 2. С. 2-3.
6. Симонова М.В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения / М.В. Симонова // Научные исследования в образовании. 2008. № 6. С.44–47. 
7. Янченко М.С., Ермолаева В.В. Использование интерактивных досок // Молодой ученый. 2014. №5. С. 26-29.