Статья:

МЕТОДЫ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Ефимова Е.В. МЕТОДЫ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ефимова Евгения Владимировна
учитель математики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 26", РФ, г. Сургут

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные методы и подходы к организации подготовки учащихся к ОГЭ по математике с учетом их индивидуальных особенностей и уровня имеющихся знаний. Представлены результаты исследования эффективности различных педагогических технологий при работе с разными группами учащихся. Описаны практические рекомендации по организации учебного процесса.

 

Ключевые слова: ОГЭ, математика, дифференциация обучения, индивидуализация, подготовка, методы обучения, группы учащихся.

 

В современных условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблема эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по математике. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от правильно организованного процесса подготовки, учитывающего индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого ученика [2]. Следует отметить, что проблема дифференцированного подхода обучения и воспитания была рассмотрена в трудах следующих ученых-педагогов: дифференциация как средство повышения познавательной активности (А.А. Кирсанов, Н.С. Рабунский, И.Э. Унт); дифференциация как средство организации разноуровнего обучения (С.А. Бударный, А.М. Гельмонт и др.); дифференциация как средство организации учебных занятий (Е.Л. Голант, И.И. Дьяченко и др.); дифференциация как средство обучения по отдельным планам и программам (Э.Р. Гречкина, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.).

В.В. Гузеев, разрабатывая систему дифференцированного обучения, предлагает разделить учащихся на три основные категории в зависимости от уровня их подготовки и способностей к освоению материала [4].

Первый уровень (базовый, А) представляет собой фундамент знаний, включающий в себя самые важные и простые элементы каждой темы.

Этот уровень соответствует обязательным требованиям образовательного стандарта и формирует целостное, хотя и неполное представление об основных концепциях [4].

На данном этапе учащиеся работают с:

  • типовыми заданиями;
  • повторяющимися задачами;
  • репродуктивными упражнениями;
  • заданиями на узнавание и припоминание [1].

Успешное освоение этого уровня оценивается как «удовлетворительно».

Второй уровень (продвинутый, В) расширяет и углубляет знания, полученные на первом этапе. Он включает в себя:

  • практическое применение понятий;
  • детальное изучение материала;
  • решение проблемных ситуаций;
  • систему взаимосвязанных задач [4].

Учащиеся этого уровня способны:

  • анализировать информацию;
  • выявлять общие признаки;
  • решать составные задачи [1].

Достижение данного уровня оценивается как «хорошо».

Третий уровень (высокий, С) предполагает:

  • глубокое понимание предмета;
  • логическое обоснование материала;
  • творческое применение знаний;
  • самостоятельную постановку целей [4].

Учащиеся этого уровня:

  • проявляют особый интерес к предмету;
  • обладают расширенными знаниями;
  • находят нестандартные решения;
  • умеют применять знания в новых условиях [1].

Успешное освоение этого уровня оценивается как «отлично».

Данная система позволяет индивидуализировать подход к обучению, учитывать способности каждого ученика, обеспечивать полноценное освоение материала, а также мотивировать учащихся к развитию. Работа с различными группами учащихся требует применения специфических методов и подходов.

Высокомотивированные учащиеся демонстрируют высокий уровень заинтересованности в предмете и способности к обучению.

Для них особенно эффективны методы проблемного обучения, включающие постановку и решение нестандартных задач. Важную роль играет исследовательская деятельность с элементами научного поиска, позволяющая развивать аналитические способности [3]. Проектная работа по углубленным темам способствует развитию творческого мышления и самостоятельности. Кроме того, такие учащиеся успешно справляются с самостоятельным изучением дополнительного материала, что позволяет им выходить за рамки стандартной программы.

Среднемотивированные учащиеся нуждаются в систематическом подходе к обучению. Для них важно регулярное составление опорных конспектов, помогающих структурировать знания [1].

Эффективны тренировочные упражнения с постепенным усложнением материала, что позволяет закрепить базовые навыки и постепенно переходить к более сложным заданиям. Важным элементом является работа в парах с элементами взаимопроверки, способствующая лучшему усвоению материала. Регулярный тестовый контроль с подробным разбором ошибок помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.

Низкомотивированные учащиеся требуют особого внимания и индивидуального подхода. Ключевым фактором успеха является учет особенностей восприятия каждого ученика [3].

Наглядные методы обучения с использованием схем и таблиц помогают лучше усваивать материал.

Пошаговая инструкция при решении задач позволяет разбить сложные задания на более простые составляющие. Регулярный контроль с оперативной обратной связью помогает своевременно корректировать процесс обучения.

Организация подготовки требует системного подхода. В начале учебного года проводится диагностическое тестирование для определения уровня подготовки каждого ученика. На основе результатов диагностики формируются группы с учетом индивидуальных особенностей. Для каждой группы разрабатываются индивидуальные планы подготовки, включающие в себя разноуровневые задания как для уроков, так и для домашней работы. Важным элементом является регулярный мониторинг успеваемости, позволяющий своевременно корректировать методы работы и обеспечивать эффективную подготовку к ОГЭ.

Заключение

Дифференцированный подход к организации подготовки к ОГЭ по математике является эффективным инструментом повышения качества образования. Успешная реализация данного подхода, прежде всего, требует от педагога глубокого знания предмета, владения современными методиками обучения, а также постоянного самосовершенствования.

 

Список литературы:
1. Беляева Е.В. Дифференциация обучения как средство повышения качества образования // Педагогика. – 2023. – № 5. – С. 45–52.
2. Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение. – Кн. 1. – М.: Новая школа, 1992. – 234 с. 
3. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. – Казань, 1980. – 123 с. 
4. Осмаловская И.М. Дифференциация обучения в современной школе: учеб. пособие. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 176 с.