Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Кипурова С.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кипурова Светлана Николаевна
канд. пед. наук, доц., Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, РФ, г. Тула

 

FORMATION OF HUMANISTIC BELIEFS OF ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

 

Svetlana Kipurova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Education Workers of the Tula region, Russia, Tula

 

Аннотация. В современных условиях актуальным является вопрос о формировании гуманистических убеждений подростков как прочных и глубоких знаний о гуманизме, уверенности в правильности этих знаний и готовности применить их в жизни. Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов формирования гуманистических убеждений подростков во внеурочной деятельности.

Abstract. In modern conditions, the issue of the formation of humanistic beliefs of adolescents as a solid and deep knowledge of humanism, confidence in the correctness of this knowledge and willingness to apply them in life is relevant. The article is devoted to the consideration of some aspects of the formation of humanistic beliefs of adolescents in extracurricular activities.

 

Ключевые слова: гуманистические убеждения, подростковый возраст, внеурочная деятельность, деятельность учителя.

Keywords: humanistic beliefs, adolescence, extracurricular activities, teacher activity.

 

Одним из центральных принципов государственной политики в сфере образования можно смело назвать «гуманистический характер образования», обозначенный в ФЗ «Об образовании в РФ». Приоритетной задачей воспитания в условиях гуманизации общества является раскрытие подрастающему поколению широкого спектра ценностей гуманистической культуры.

Перестройка всего внутреннего мира ребенка характерна для подросткового возраста. Преобразуется внутренний мир подростка, меняются его взаимоотношения с окружающими, перед ним встаёт последовательность вопросов философского, нравственного и жизненного характера. В этом положении молодой человек принимает решения основываясь на своих убеждениях, опираясь на свои представления о том, что гуманно и антигуманно, морально и аморально. Подросток руководствуется свой совестью и решает, что есть добро, а что зло. В этой ситуации педагогу необходимо помочь ребенку привести свои знания в целесообразный порядок, содействовать тому, что бы подросток сознательно выбирал правильное решение возникшей проблемы, опираясь на свои гуманистические убеждения.

Если говорить о гуманизме на уровне теории, то это комплекс исследований в различных областях: аксиологии, антропологии, психологии, педагогике, истории, философии и т.д. На социальном уровне гуманизм предстает перед нами как «…общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем» [1, с. 122]. Ф.Е.Соловьева выделяя сущностные характеристики понятия мировоззрение приходит к выводу о том, что оно является «предельным обобщением убеждений, в основе которых лежат знания о мире и отношения к ним» [3, с. 72]. Отношения многогранны, это, во-первых, способ бытия, а во-вторых, образ жизни человека. Отношения выражаются через поведение человека, а оно, в свою очередь выстраивается согласно убеждениям индивида. Убеждение – это категория, характеризующаяся «устойчивым свойством личности, выражающимся через готовность к применению знаний в качестве регулятора сознания и поведения» [3, с.73].

Таким образом, если мы рассматриваем гуманизм в одной стороны как отношение к людям, содержащее в себе уважение, чуткость, справедливость, любовь, сострадание и т.д., а с другой стороны, как мировоззрение, состоящее из гуманистических убеждений, то категорию убеждение следует рассматривать как «… смыслообразующий элемент в системе знания-убеждение-отношение-мировоззрение» [3, с. 73]. Гуманистические убеждения - прочные и глубокие знания о гуманизме как мировоззренческой системе и гуманности; уверенность в правильности, этих знаний, необходимости применения их в жизни; реализация этих знаний в практике общения между людьми, потребность в гуманном отношении к людям, нетерпимость, ко всему антигуманному.  В гуманистических убеждениях сливаются знания и чувства, подростков. Знания переходят в убеждения только, в том случае, если они превращаются в личные взгляды, которые отличаются от знаний не количественно, а качественно, они более опираются на сознательность, активность, и самостоятельность мышления, более связаны с жизнью и особенностями личности подростка.

Испытывая неудержимо проявляющуюся в данном возрасте потребность в общении и сравнении себя со сверстниками, подросток часто некритически меняет свои нравственные представления и убеждения, ставит под сомнение необходимость следовать предъявленным ему школой и взрослыми требованиям. Учитель должен обязательно знать и учитывать групповую динамику, процессы, которые протекают в группе, поведение ее членов, их влияние на нравственную атмосферу школьного класса.

Нравственно-практическая деятельность, организуемая педагогами, должна быть направлена на формирование следующих комплексов представлений: о гуманном отношении к людям как средстве удовлетворения потребности в дружбе, товариществе, в самоутверждении в коллективе; о гуманном отношении к другим как условии восхождения на высокий уровень своего развития; о значимости гуманного отношения окружающих; о значении гуманного отношения каждого к каждому на благо личности, коллектива, общества.

Очевидно, что уровень гуманистического сознания определяется полнотой представлений и понятий о гуманизме и гуманности, полнотой отражения принятых в современном российском обществе универсальных эстетических ценностей. Данный критерий позволяет выяснить, что одним школьникам известны лишь некоторые принципы общечеловеческой морали и лишь некоторые гуманные качества личности, другим их большая часть, а третьим все наиболее важное.

Другим критерием, который фиксирует субъективное отношение личности подростка к усваиваемым требованиям является глубина осознания подростком социально-личностной значимости стержневых норм общечеловеческой морали, обеспечивающей их эмоционально-положительное восприятие.

В практической работе необходимо опираться на то, что формирование гуманистических убеждений требует от воспитателя организации активной умственной переработки нравственных фактов, научного обоснования и эмоционального показа явлений нравственной жизни, формирования гуманистических идеалов и положительного опыта моральных переживаний, организации и накопления опыта гуманного поведения и соответствующих отношений в коллективе подростков. Очевидно, что так как разносторонняя практическая деятельность, в том числе внеурочная, наилучшим образом способствует воспитанию у школьников чувства ответственности и гуманного отношения к окружающим, нетерпимости к антигуманным поступкам и явлениям. Внеурочная деятельность имеет многосторонний характер. С одной стороны, являясь видом образовательной деятельности она направлена на освоение основной образовательной программы, с другой стороны, она способствует усилению воспитательной составляющей образовательного процесса. Среди целевых характеристик внеурочной деятельности выделяются: «развитие индивидуальных характеристик каждого учащегося, повышение уровня мотивации и успеваемости посредством включения внепрограммного материала, сохранение и укрепление здоровья учащихся, содействие социализации и профориентации школьников, но при этом подчеркивание формирования метапредметных универсальных способов учебной деятельности [2, с. 22]. При формировании гуманистических убеждений во внеурочной деятельности педагогу необходимы постоянная рефлексия, готовность управлять процессом включения ребенка во внеурочную деятельность и умение осуществлять педагогическую помощь при самоопределении ученика и его выборе в пользу гуманистической модели поведения.

Для подростка внеурочная деятельность является средством для самореализации, способствует развитию творческого мышления, формированию социальной мобильности и гуманистических убеждений. Гуманистические убеждения личности служат гарантией гуманного поведения благодаря обогащению мотивации, расширению представлений, на основе которых формируется у учащихся личностный смысл гуманного отношения к людям. Представления только тогда обретают действенную силу, когда закрепляются в индивидуальном опыте личности. Усвоение принципов и норм гуманистической морали – необходимое условие превращения их требований во внутреннюю потребность и привычку каждого. Работа по формированию гуманистических убеждений подростков требует сочетания урочных и внеурочных форм деятельности.

 

Список литературы: 
1. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А.  Основы современного гуманизма: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Кувакина, А. Г. Круглова. – М.: Рос. гуманистическое о-во, 2002. – 389 с.
2. Бронникова Л.М., Курило А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. – Вып. 2 (31). – С. 21–24.
3. Соловьева Ф. Е. Психологические принципы формирования гуманистических убеждений учащихся в процессе изучения литературы в 5-8 классах [Текст] / Ф. Е. Соловьева // Наука и Школа : общерос. науч. журн. по педагогике, психологии, истории. - 2014. - № 2. – С. 71–78.