Статья:

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Воропаева М.Л., Крылова Т.Л. Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время

Воропаева Марина Леонидовна
учитель начальных классов, МАОУ «ОК «Лицей №3», РФ, Белгородская область, г. Старый Оскол
Крылова Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов, МАОУ «ОК «Лицей №3», РФ, Белгородская область, г. Старый Оскол

 

Аннотация. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

 

Ключевые слова: творческие способности, проектная и исследовательская деятельность, педагогические технологии.

 

Опыт работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время как средство формирования творческих способностей младших школьников» приобретает особую актуальность. Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для формирования творческих способностей у младших школьников посредством организации исследовательской и проектной деятельности. Диапазон опыта представлен единой системой урочной и внеурочной деятельности. У младших школьников ярко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает жажду знаний, стремление к открытию новых знаний, активному умственному труду, самопознанию. Творчество – это процесс деятельности, который создает новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии [4, с. 42]: чувство новизны, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество, критичность. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста: развитие воображения, развитие качеств мышления, которые формируют творчество. Именно они должны проявляться и формироваться у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности [4, с. 139]. Организм ребенка восстанавливается физически и духовно благодаря приобщению к творчеству и проявлению личности в творчестве [2, с. 54]. А. В. Леонтович определяет исследовательскую деятельность учащихся как образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование [3, с.4]. Авторами опыта разработаны и апробированы на практике:

·     система уроков исследовательского характера по учебным предметам (УМК «Начальная школа XXI века»);

·     цикл интеллектуальных игр для младших школьников;

·     цикл внеурочных занятий по освоению приёмов исследовательской деятельности;

·     исследовательские работы младших школьников представлены на Всероссийских конкурсах: «Я – исследователь», «Первые шаги в науку», Фестивале «Дети исследуют мир».

Цель педагогической деятельности: обеспечение положительной динамики формирования творческих способностей младших школьников посредством внедрения технологии проектно-исследовательского обучения в образовательный процесс и внеурочную деятельность. Педагоги рассматривают организацию работы по формированию творческих способностей на примерах урочной и внеурочной деятельности. Отличительной чертой урока – исследования является связность всех его этапов и подчинённость одной функции – открытию или доказательству нового знания, идее урока. Систематизация разных вариантов обстоятельств выполнения действия, которые могут являться условиями создания проблемных ситуаций на уроке – исследования. Учитель создает проблемные ситуации в процессе обучения, обеспечивающие постоянное включение учеников в поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности обучающихся. В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Сначала – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии, изо, литературного чтения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Уже в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы одного ученика. Так в 1 классе, изучая тему по окружающему миру «Звери – млекопитающие», появился вопрос «Бывает ли птичье молоко?». Разделились на группы, провели исследование, в которое вошли и опрос, и чтение восточных сказок и легенд, иллюстрирование, изучение продукции нашей кондитерской фабрики, работа со словарями и энциклопедиями. Интересно было всем, а часть проекта – исследовательская работа, стала победителем на муниципальном и призёром на региональном уровне конкурса «Первые шаги в науке». На уроке по окружающему миру «Из жизни крокодилов», ребята сами выбирали, в какой группе они будут проводить исследование: туристы, малыши, крокодилы, рыбы, животные Африки. Находили интересные факты из жизни крокодилов, создавали ландшафтный рисунок на доске, ходили группами друг другу в гости, задавая интересующие вопросы. Например, «Рыбы» в гостях у «Малышей».

- Как вас находит ваша мама?

- Мы в яйце уже издаём звуки, она слышит и раскапывает.

- А, так вы в песке?

- Да, нам здесь теплее.

- Но вы без воды погибнете!

- А нас мама в пасти переносит в воду, чтобы мы вылупились! (смеются) Иногда вместе с яйцами черепах.

- А вы чего боитесь?

- Что нас найдут раньше чужие крокодилы…

«Крокодилы» в гостях у «Туристов».

- Зачем вы приехали?

- Чтобы узнать о вас интересные факты.

- Что понравилось больше всего?

- Что вы умеете прыгать и глотаете камни!

- У вас ружья есть?

- Нет, мы – туристы.

- А вы нас есть не будете?

- Нет, мы же из России. Мы вас не едим, а исследуем.

- Тогда зачем вы нас убиваете?

-… Это плохо, но из вашей кожи люди шьют сумочки! Мы никогда так делать не будем!

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя задания. Они имеют возможность воспользоваться помощью одноклассников, получить консультацию от учителя. Слабые ученики могут почувствовать свою значимость в общем деле. У них появляется уверенность, что они могут быть тоже успешными. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении предмета, могут выйти за рамки выполняемых учебных упражнений. Одно из условий раскрытия творческих способностей учащихся – практическое решение творческих задач. Одно из условий передачи творческого опыта – необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, создающие условия для творческого решения. Учителя обращают внимание на важность групповой формы организации исследования. Для этого организовывают работу так, чтобы в ходе разговоров у детей появлялись вопросы, возникали споры. Чтобы информация была бы не просто информацией, а ответами на возникшие у них вопросы. [4, с. 47]. Материал, подобранный на первых этапах организации групповой работы, должен быть знакомым, не простым; нести в себе интеллектуальную интригу. В организации внеурочной деятельности учителя применяют современные образовательные технологии: игровые; проблемное обучение; здоровьесберегающие; исследовательскую и проектную деятельность.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Составляя календарно-тематическое планирование, уже летом учитель для себя определяет темы учебных проектов. Проект по предмету может носить и социальный характер. Так в прошлом году, изучая тему по окружающему миру «Моя семья», в классе зародился проект с таким же названием. В работу включились все: и ученики, и родители, и даже бабушки с дедушками. Это очень хорошо, когда видишь отклик и понимание. Класс разделился на три группы, которые проводили работу в трёх направлениях: социальное, познавательное, героическое. Работа по реализации проекта началась в День матери, а его презентация состоялась 15 мая во Всемирный день семьи. Первая группа работала со словарями и другими источниками, составила свой социальный паспорт класса, провела опросы у одноклассников и родителей. Вторая группа провела конкурсы рисунков на темы «Герб моей семьи» и «Наши увлечения», «Мама милая моя», выделила самые важные увлечения в каждой семье: учёба, чтение книг, здоровье и спорт. На основе полученной информации составили Герб школьной семьи 2 «А» класса. Третья группа начала свою работу в январе. Ребята подготовили презентацию «Страница семейной славы» о прадедушках, участниках Великой Отечественной войны. Для этого провели опрос в классе, узнали о героических битвах в Белгородской области, изучили историю Воинской славы Старого Оскола, побывали в краеведческом музее и зале Воинской славы лицея. Итогом общей работы над проектом является то, что дети смогли проявить себя в совместной деятельности, как члены одной большой семьи. А помогали им подружиться и поддерживали во всём учителя и родители. Самое главное – они сами достигли того, что запланировали. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Массовый характер носят различные конкурсы, викторины, интеллектуальные игры. Успешно проходят в классе конкурсы на самую лучшую стенную газету, лучший альманах, лучшее чтение стихов, лучшую тетрадь. Нравятся детям создание книжек-малышек, сочинение загадок и стихов. Школьники активно участвуют в устном журнале, театральных постановках. Учащиеся являются постоянными участниками школьных и муниципальных мероприятий. Учителями созданы комфортные условия для активной самореализации младших школьников и развития их познавательной активности. Сформирована развивающая среда, интегрирующая учебную и внеурочную деятельность, обеспечивающая рост и положительную динамику учебных достижений и личностное развитие обучающихся. Педагогами разработана и внедрена система проблемных дифференцированных заданий развивающего характера. Использование разных методов познания дает возможность учащимся самим находить пути решения исследовательских и творческих задач. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать разные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя, в сети Интернет); умело представлять свой материал и отвечать на заданные вопросы, умение слушать одноклассника и делать выводы.

Анализ участия в научно-практических конференциях, творческих конкурсах учащихся показывает позитивную динамику высоких результатов внеурочной деятельности по русскому языку, окружающему миру, математике. Во время осуществления на практике исследовательской деятельности, презентации и защиты работы формируется исследовательская позиция ученика, происходит формирование и развитие ключевых компетенций. Одним из показателей эффективности работы по формированию творческих способностей является участие обучающихся в конкурсах исследовательских работ и проектов. Результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, 36% учащихся в 2013–2017 годах приняли участие в конкурсах исследовательских работ и проектов муниципального, регионального и всероссийского уровней, при этом 32% учащихся класса стали победителями и призёрами, что свидетельствует о высоком уровне сформированности творческих способностей. Таким образом, полученные в ходе мониторингов результаты свидетельствуют о том, что используемые педагогами методы и приёмы технологии исследовательского обучения качественно изменили уровень творческих способностей младших школьников, содействовали росту их успешности и социализации в обществе. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию творческих способностей младших школьников.

 

Список литературы:
1. Алексеева, Л.Н., Копылов, Г.Г., Марача, В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003 – №4.
2. Аронов, А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004 – № 2. 
3. Леонтович, А.В., Саввичев, А. С. Исследовательская и проектная работа школьников – М.: Вако – 2014.
4. Степанов, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Методические рекомендации – М.: ТЦ «Стефа» – 2000.