Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Федина Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Федина Екатерина Сергеевна
учитель-логопед, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», РФ, г. Кандалакша

 

FORMATION OF SPELLING LITERACY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

 

Ekaterina Fedina

Teacher-speech therapist, MBOU "Secondary school No. 2", Russia, Kandalaksha

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей формирования орфографической грамотности у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития. В статье рассмотрены основные специфические черты системы формирования письменных навыков у обучающихся данной категории. Выделены ключевые ошибки, которые проявляются при дизорфографии. Обоснована система логопедической работы по преодолению дизорфографии у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Abstract. The article is devoted to the study of the features of the formation of spelling literacy in primary school students with mental retardation. The article discusses the main specific features of the system for developing writing skills among students in this category. The key errors that appear in dysorthography are highlighted. A system of speech therapy work to overcome dysorthography in primary school age students with mental retardation has been substantiated.

 

Ключевые слова: дизорфография, обучающиеся с задержкой психического развития, орфографические ошибки, логопедическая работа.

Keywords: dysorphography, students with mental retardation, spelling errors, speech therapy work.

 

Письменная речь – процесс, в основе которого лежит сложная структурно-системная организация работы головного мозга. Следовательно, на формирование у младших школьников письменной речи оказывают негативное влияние различные биологические и социальные факторы.

Одной из актуальных проблем обучения младших школьников является увеличение контингента обучающихся с нарушениями письменной речи.  Проблему особенностей формирования чтения и письма у обучающихся младшего школьного возраста освещали в своих трудах такие исследователи, как: Прищепова И.В. [9], Лалаева Р.И. [6], Китикова А.В. [4], Николаева Е.А. [8], Елецкая О.В., Смирнова В.П., Хвостова О.А., Куликова Н.С. [2] и др.

С числом обучающихся, имеющих нарушения письменной речи такие, как дислексия и дисграфия, обусловленные физиологической незрелостью ребенка или социальной, педагогической запущенностью, растет количество младших школьников с нарушениями формирования орфографических навыков. Так, дизорфография выявляется у большинства обучающихся начальной школы, имеющих задержку психического развития.

Процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный комплекс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений.

Для выявления дизорфографии у младших школьников с ЗПР была применена методика Р.Е. Лалаевой, И.В. Прищеповой, включающая в себя такие виды письменных работ, как диктант и изложение.

Исследование проводилось с обучающимися 4 класса в возрасте десяти- одиннадцати лет в количестве 10 человек, имеющими задержку психического развития и обучающимися 4 класс в возрасте десяти- одиннадцати лет с нормой психического развития.

Результаты исследования уровня сформированности орфографической грамотности посредством написания слухового диктанта у обучающихся с ЗПР и обучающихся с нормой психического развития в возрасте десяти- одиннадцати лет представлены в виде гистограммы (рис 1.)

 

Рисунок 1. Проявление уровня сформированности орфографической грамотности на материале диктанта у детей в возрасте десяти- одиннадцати лет с задержкой психического развития и нормой психического развития (%)

 

Исходя из анализа результатов исследования уровня сформированности письменной речи на материале диктанта детей 10-11 лет, можно сделать вывод о том, что большинство детей показывают недостаточный уровень сформированности орфографических навыков.

Наибольшую трудность для обучающихся в возрасте 10-11 лет с задержкой психического развития при написании слуховых диктантов составило правописание орфограмм, подчиненных морфологическому принципу. Данный факт обусловлен трудностями морфологического анализа слов, несформированностью орфографической зоркости, а также трудностями запоминания и применения правил русского языка в практической учебной деятельности. При написании слухового диктанта дети опирались на произношение, не отмечая «опасных» мест, что повлекло за собой большое количество ошибок.

У детей с нормой речевого развития в возрасте 10-11 лет также возникают трудности в освоении основных принципов орфографии, но в отличие от респондентов экспериментальной группы, дети справляются с ними самостоятельно или с незначительной помощью.

Результаты исследования уровня сформированности орфографической грамотности посредством написания изложения у обучающихся с ЗПР и обучающимися с нормой психического развития в возрасте десяти- одиннадцати лет представлены в виде гистограммы (рис 2.)

 

Рисунок 2. Проявление уровня сформированности орфографических навыков в изложении у детей с задержкой психического развития и нормой психического развития в возрасте десяти-одиннадцати лет (%)

 

По данным результатов исследования уровня сформированности письменной речи на материале изложения у детей 10-11 лет, можно сделать вывод о том, что большинство детей показывают недостаточный уровень сформированности орфографической грамотности.

Наибольшую трудность для обучающихся в возрасте 10-11 лет с задержкой психического развития при написании изложения также составило правописание орфограмм, подчиненных морфологическому принципу. При этом количество ошибок, при письме без опоры на речь педагога, увеличилось. Данные ошибки обусловлены низким уровнем сформированности навыков морфемного анализа и синтеза и несформированностью орфографической зоркости. 

У детей с нормой речевого развития в возрасте 10-11 лет также возникают трудности в освоении основных принципов орфографии, проявляющиеся при самостоятельной работе, но чаще всего дети исправляют ошибки самостоятельно или с незначительной помощью.

Выявленные у обучающихся ошибки можно разделить на несколько групп:

  1. Морфологические ошибки. К данной категории относится ошибки в написании безударной гласной в корне слова, в приставке, в суффиксе; правописание окончаний;
  2. Ошибки правописания слов, подчиненных традиционному принципу. Сюда можно отнести ошибки в написании традиционных сочетаний «жи-ши», «ша-ща» «чу-щу»; ошибки в написании имен собственных со строчной буквы;
  3. Ошибки переноса слов;
  4. Ошибки слитного написания слова со служебными частями речи и раздельного написания частей слова;
  5. Ошибки правописания слов, подчиненных фонетическому принципу. К данной категории относятся ошибки написания слов с непроизносимой согласной;
  6. Синтаксические ошибки. К данной категории относятся пунктуационные ошибки.

Таким образом, диагностическая работа показала, что количество орфографических ошибок увеличивается при самостоятельной работе. Данный факт обусловлен снижением у обучающихся с ЗПР контроля за собственной деятельностью, снижением уровня мотивации, рассеянностью внимания и суженным объемом памяти.

Выявленные трудности при усвоении норм орфографии, присущие младшим школьникам с ЗПР, имеют устойчивый характер, а их причины обусловлены не только нарушением взаимодействия перцептивных (акустических, зрительных и кинестетических) процессов, но недостаточной сформированностью всех языковых систем: фонетической, морфологической, лексической и синтаксической, а также недостаточным развитием высших психических процессов и их взаимодействием.

Для преодоления выявленных трудностей целесообразна разработка и реализация системы логопедической работы по формированию орфографических навыков и коррекции имеющихся трудностей в их усвоении у обучающихся с задержкой психического развития в возрасте 10-11 лет посредством информационно-коммуникационных технологий.

Процесс использования ИКТ должен быть дозирован и сочетаться с использованием традиционных форм коррекционной работы.  

Условно в логопедической работе в процессе формирования орфографических навыков у младших школьников с ЗПР посредством использования информационно-коммуникационных технологий можно выделить несколько направлений:

  1. Работа, направленная на развитие умения определять части слова, обозначать их графически и ориентироваться в морфемном составе слова;
  2. Работа, направленная дифференциацию однокоренных, родственных слов и форм слова;
  3. Работа, направленная на развитие умения подбирать однокоренные слова для проверки безударных гласных и согласных;
  4. Работа, направленная на развитие умения находить сложные слова и выделять их морфемы;
  5. Работа, направленная на развитие умения выделять окончания, подбирать их в безударной позиции;
  6. Работа, направленная на развитие умения образовывать слова различных частей речи;
  7. Работа, направленная на формирование и закрепление знаний о словах, написание которых подчиняется традиционному принципу;
  8. Работа, направленная на дифференциацию понятий «приставка»-«предлог», различение их в письменной речи.

Реализация в логопедической работе вышеперечисленных направлений позволит минимизировать количество орфографических ошибок, скорректировать трудности в усвоении морфемных понятий и практическом применении орфографических правил.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что для детей с ЗПР проблема преодоления орфографических ошибок является достаточно сложной и требует от педагогов поиска новых путей ее решения. Анализ работ многих авторов свидетельствует, что школьникам с ЗПР присущ недостаточный для овладения орфографическим навыком уровень сформированности речевой функции, который проявляется в ограниченном объеме словаря ребенка [1];  нечеткости представлений о звуковом и морфологическом составе слова; недостаточность обобщения, несформированность различных видов речевого анализа, операций сравнения и пр. [7].

Однако большинство исследований указывают на то, что одной из основных причин появления орфографических ошибок является недостаточная сформированность морфологической и лексической систем языка. Развитие морфологической системы включает в себя формирование механизмов словообразования, опирающихся на способность анализировать, обобщать и дифференцировать языковые единицы. Неумение пользоваться способами словообразования может привести к ограничению возможности оперирования понятиями и, как следствие, к затруднениям в процессе отбора производных слов, что является необходимым условием усвоения морфологического принципа письма [3].

Таким образом, одной из острых проблем современности является тенденция роста численности детей с трудностями и нарушениями формирования письменной речи. Обусловливает такие трудности и нарушения сложный комплекс причин и неблагоприятных факторов. Экзогенно-органический фактор является ключевым в возникновении дизорфографии, но целая совокупность биологических и социальных факторов обусловливает сложную и вариативную структуру недостатков чтения и письма у обучающихся с ЗПР. В связи с этим встает вопрос о необходимости раннего выявления и профилактики дизорфографии, а также организации комплексного подхода к ее преодолению на ступени начального образования.

 

Список литературы:
1. Балашкина Е.Д. Логопедическая диагностика дизорфографии у младших школьников // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 3. № 4 (21). С. 184-185.
2. Елецкая О.В., Смирнова В.П., Хвостова О.А., Куликова Н.С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S23. С. 11-15. 
3. Иванова Д.А., Артеменко О.Н. Сравнительный анализ дисграфии и дизорфографии у младших школьников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 313-314.
4. Китикова А.В. Коррекция дизорфографии у младших школьников // Вестник научных конференций. 2018. № 3-1 (31). С. 48-49.
5. Кузьмичева, Т.В. О состоянии начального образования детей с задержкой психического развития на территории мурманской области // Дефектология. 2012. № 3. С. 19-27. 
6. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. СПб: СПбГУПМ, 1999. 36 с.
7. Лиходедова Л.Н. Нарушение письменной речи у школьников с задержкой психического развития // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 79-82.
8. Николаева Е.А. Выявление предпосылок дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 14. № 2. С. 21-25.
9. Прищепова И.В. К вопросу изучения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2015. № 1. С. 79-84.