Статья:

Воспитание и обучение студентов при изучении бухгалтерских дисциплин

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Пономарева С.А. Воспитание и обучение студентов при изучении бухгалтерских дисциплин // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 13-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание и обучение студентов при изучении бухгалтерских дисциплин

Пономарева Светлана Анатольевна
старший преподаватель Воронежский институт экономики и социального управления – ВИЭСУ, РФ, г. Воронеж

 

EDUCATION AND TRAINING OF STUDENTS IN THE STUDY OF ACCOUNTING DISCIPLINES

 

Svetlana Ponomareva

Senior Lecturer Voronezh Institute of Economics and Social Management-RESU, Russia, Voronezh

 

Аннотация. Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования. Бухгалтерский учет сегодня – это строгая и точная наука, которая оперирует сложным понятийным аппаратом, требующим глубокого анализа.  В статье рассматриваются вопросы подготовки и чтения лекций в зависимости от среднего возраста студентов группы и от формы обучения.

Abstract. Education, training and development are equal components of education. Accounting today is a strict and precise science that operates with a complex conceptual apparatus that requires deep analysis. The article deals with the issues of preparing and giving lectures depending on the average age of the students of the group and on the form of education.

 

Ключевые слова: воспитание; обучение; лекционное изложение; социально – абстрактное мышление; гуманизация образования; личностно – ориентированное развивающее обучение.

Keywords: education; training; lecture presentation; social-abstract thinking; humanization of education; personality-oriented developmental learning.

 

Равнозначными компонентами образования являются воспитание, развитие и обучение. Реформа образования и замена образовательной парадигмы поставили особенно остро проблему воспитания на всех образовательных уровнях. Современные реалии ВУЗовской жизни показывают, что в нынешнем образовательном пространстве воспитательная составляющая как отмирающая часть старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще не до конца сформирована и только обретает новые ценностные смыслы. В этой пограничной ситуации воспитательные процессы ослаблены и в основном зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы администрации и традиций конкретного учебного заведения.

Содержание воспитания в процессе развития общества изменяется, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание считать воспитание преобразующей деятельностью педагогов, которая направлена на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующей ее качественному приросту и совершенствованию. Цели воспитания – это ожидаемые изменения в коллективе или личности, осуществляемые в процессе реализации системы воспитательных действий.

Воспитание – процесс разнонаправленный, где каждая конкретная цель определяет соответствие ей его содержания и методов. Направление воспитания устанавливается единством цели и содержания. В педагогической науке традиционно выделяется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание, которое сегодня дополняется его гражданским, правовым, экономическим и другими направлениями.

Автор статьи является преподавателем экономических дисциплин, в частности, «Бухгалтерского учета».

Бухгалтерский учет сегодня – это строгая и точная наука, которая оперирует сложным понятийным аппаратом, требующим глубокого анализа. В преподавании данного предмета автор часто опирается на лекционную форму обучения.

Подготовка и чтение лекции является сложной преподавательской работой, требующей мастерства и напряжения. Каждая лекция должна нести в себе не только информативный, но и воспитательный аспект. В этом случае важное значение имеет методика подготовки лекции.

Лекции по одной и той же научной дисциплине методически различаются в зависимости от среднего возраста студентов в группе (СПО или ВПО) и от формы бучения (очная или заочная).

Восприятие и усвоение лекций студентами старших и младших курсов различается.

К примеру, тема «Двойная запись операций на счетах» студентами младших курсов (СПО) воспринимается тяжело. Во многом это связано с тем, что вчерашний школьник, оказавшись в стенах ВУЗа, попадает в непривычные условия. Лекционная форма занятия является для него непривычной, заставляющей студента находиться в состоянии напряженного внимания, размышлять над сложными дискуссионными вопросами. Не имея опыта лекционных занятий, студенты зачастую не могут выделить в лекции главное, отличить второстепенное и поэтому пытаются записать дословно все, что произносит лектор, допуская при этом множество искажений и ошибок.

Автор решает эту проблему путем корректировки методики чтения лекций, стараясь оставаться в рамках принципов ВУЗовского преподавания. Корректировка затрагивает следующие моменты:

  • Темп лекции замедляется, особо важные положения и термины отдельно проговариваются, повторяются и правильно записываются.
  • Связь рассматриваемой дисциплины с практической деятельностью в будущем проходит «красной нитью» через всю дисциплину и постоянно иллюстрируется примерами («В современных условиях специалист, будь то менеджер или инженер не сможет эффективно работать без навыков владения бухгалтерским учетом»).
  • Подробно раскрываются сложные теоретические положения с помощью ярких и простых примеров.

Такой подход к работе с младшими курсами воспитывает у студентов интерес к изучаемой дисциплине, формирует и направляет их познавательные потребности. Помогает направить самостоятельную работу студентов.

Разумеется, по мере изучения предмета «Бухгалтерский учет» автор постоянно усложняет лекции и готовит студентов к более глубокому изучению дисциплины в старших курсах.

Таким образом, на примере обучения «Бухгалтерскому учету» студенты СПО постепенно осознают, что овладеть любой экономической наукой означает не только знать, но и  уметь применять теоретические знания на практике.

Совершенно другая ситуация складывается при изучении этого же материала на более старших курсах (ВПО). К третьему году обучения в ВУЗе студенты уже приобретают достаточный опыт конспектирования лекций и солидную общетеоретическую базу (закончив обучение на уровне СПО или пройдя ступени 1-2 курсов ВПО).

Лекционное изложение рассматриваемой темы в данном случае исключает вариант упрощенности (как в случае с младшими курсами) и должно, по мнению автора, опираться на проблемный характер изложения, более глубокий анализ материала и широту охвата научных проблем.

Такой подход в организации занятий на старших курсах воспитывает в студентах культуру социально – абстрактного мышления, формирует основы интеллигентности, учит принимать обоснованные решения, формирует нацеленность на успех.

Разработка лекций для студентов заочной формы обучения имеет свои специфические особенности, т.к. лекционный курс для заочника является сокращенным и носит обзорный или установочный характер.

В этом случае, по мнению автора, важно четко ориентировать студентов относительно литературы по изучаемой теме, качества учебников и учебных пособий, тем самым, направляя их на самостоятельную работу. Особое внимание следует уделить методическим советам и рекомендациям. Студенты – заочники – как правило, работающие люди, которые не всегда имеют возможность получить разъяснения из «первых уст». Поэтому автор счел оптимальным оформить в отдельную папку все методические указания и советы по предмету «Бухгалтерский учет» и разместить ее в электронно- образовательной среде ВУЗа, где студент – заочник в любое удобное для него время может ими воспользоваться. Методические указания составлены по типу блочно – модульной системы и дают возможность получит ответ на конкретный вопрос по определенной теме.

Содержательные характеристики дисциплин часто служат одновременно для достижения дидактических и воспитательных целей. Гуманизация образования неразрывно связана с воспитанием и в своей основе содержит личностно – ориентированное развивающее обучение. Оно является тем всеохватывающим процессом, который, проходя через все стороны жизни студента, будет способствовать гармоничному развитию его личности. Воспитательные методы осуществятся в процессе педагогического общения, активных методов обучения (лекции, семинары – дискуссии, контекстное обучение, проблемное обучение и др.), побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности, принять оценочные решения. Большую роль в воспитании играют личность педагога, его педагогическое мастерство, знание психологии студентов.