ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС
Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС
THE APPLICATION OF AN INTEGRATED APPROACH TO THE CORRECTION OF DISORDERS OF THE PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH A RESIDUAL ORGANIC LESION OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM
Natalya Chernysh
Graduate student, Department of Correctional Pedagogy, Academy of Psychology and Pedagogy SFU, Russia, Rostov-on-Don
Marianna Muratova
Scientific adviser, Academy of Psychology and Pedagogy SFU, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы психофизической коррекции детей дошкольного возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы при применении комплексного подхода.
Abstract. This article discusses the issues of psychophysical correction of preschool children with a residual organic lesion of the central nervous system using an integrated approach.
Ключевые слова: комплексный подход, дошкольный возраст, психофизическая коррекция, резидуадьно- органическое поражение центральной нервной системы.
Keywords: integrated approach, preschool age, psychophysical correction, resident-organic lesion of the central nervous system.
Ежегодно количество детей, имеющих нарушения развития, увеличивается. По состоянию на 2023 год в России доля детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) насчитывает 1,5 миллиона, в общей популяции этот процент равен 7%. Доля детей с физическими ограничениями: 30%. Из них имеющих поведенческие нарушения -20%, сенсорные нарушения -20%, умственные- 33%, физические 27%. Все они имеют сочетанные нарушения развития, где, как правило, на первом этапе под коррекцию попадает психические особенности (например, Астенические проявления в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах). На сегодняшний день остро стоит вопрос в специалистах широкого профиля, в более осознанном и глубоком применении комплексного подхода в коррекционной работе с детьми.
В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей со сложными комплексными нарушениями развития, соответственно и подход должен включать воздействие на все сферы развития ребенка. Применение комплексного коррекционного маршрута для первичных и вторичных, и последующих нарушений у детей с резидуально-органическим поражением ЦНС, умение определять наиболее эффективные методы и способы для проведения коррекции имеющихся у ребенка дефицитов, остается актуальной проблемой специальной педагогики. На необходимость применения комплексной коррекции в работе с детьми с ОВЗ указывают такие ученые как Э. Сеген, А.Н. Граборов, Л.С.Выготский, А.Н. Лурия, А. В. Семенович.
Целью данной статьи является обзор методов комплексного подхода в коррекции детей с нарушениями в психофизическом развитии в реабилитационных центрах.
Комплексный подход предполагает включение в коррекционную работу разных специалистов, главной задачей которых является выявление компенсаторных способностей ребенка для восстановления нарушенных функций. В эту группу входят специалисты коррекционного профиля (логопед, дефектолог, специалист АВА, специалист по сенсорной интеграции и другие), специалисты медицинского направления по соответствующим нозологиям, специалисты в социальной части коррекционной работы.
Заболевания нервной системы занимают одно из ведущих мест среди патологий у детей и подростков: по данным статистики в РФ число детей с такими заболеваниями в период с 2019 по 2022 годы составило от 2 до 2,5 млн больных, увеличиваясь с каждым годом. Болезни нервной системы в структуре детской инвалидности занимают 52,5 случая на 10 тысяч.
Ниже приведена статистика роста заболеваний центральной нервной системы среди детей от 0–14 лет [7].
Таблица 1.
Статистика заболеваний ЦНС среди детей. (тыс. человек)
Вид болезни |
2005 |
2010 |
2015 |
2018 |
2019 |
2020 |
болезни нервной системы |
779,8 |
928,5 |
927,6 |
906,9 |
887,6 |
745,3 |
детский церебральный паралич |
7,1 |
7.0 |
7,9 |
7,2 |
6,9 |
5,6 |
Одним из вариантов поражения ЦНС является резидуально-органическое расстройство (второй вариант, встречаемый в литературе- органическое психическое расстройство) — это состояние, при котором имеют место психические или поведенческие нарушения, возникающие вследствие дисфункции головного мозга. Можно выделить такие нарушения как шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, ЗПР, ЗПРР, депрессия и аутизм.
Последствия резидуально-органического поражения ЦНС зависят от степени заболевания и подхода к лечению. Оно может варьироваться от минимальной мозговой дисфункции до психоневрологической инвалидности. При слабовыраженных нарушениях можно добиться выздоровления, при более выраженных будет ЗПР резидуально-органического генеза. У дошкольников подобная ЗПР будет проявляться в гиперкинетическом синдроме, алалии, синдроме психической атонии, синдроме эмоциональной лабильности, неврозоподобных синдромах. При сложных формах ЗПР у дошкольников сохраняется неравномерность развития интеллектуальных функций даже после достижения нормального уровня интеллекта. По данным З.М. Дунаевой наиболее частыми последствиями родовой травмы детей является речевые расстройства - 50,2%, эмоционально-волевая сфера - 29,2%, ранний детский аутизм - 12,3%, нарушение поведения и внимания - 7,7%, утомляемость и истощаемость нервных процессов - 9,2%.
В детском возрасте признаками резиуально-органического поражения центральной нервной системы (далее РОП ЦНС) являются задержка речевого развития, двигательная заторможенность, отсутствие интереса к чему-либо, нарушения сна, вялость, эмоциональная нестабильность, нарушения познавательных процессов.
Центры комплексной помощи имеют ряд преимуществ. После проведения консультации и диагностики ребенка специалисты центров комплексной помощи разрабатывают индивидуализированные коррекционные маршруты с использованием необходимых методов и средств в зависимости от нарушений в развитии ребенка. Проводя ежедневную работу, или интенсивный курс мероприятий, они осуществляют диагностику для выявления динамики развития ребенка. При необходимости коррекционный маршрут корректируется.
Ежегодного для детей с особенностями развития в России открывается большое количество специализированных реабилитационных центров.
Проведя анализ услуг детских реабилитационных центров Российской Федерации, можно выделить основные направления комплексной коррекции, которые включают:
- Медицинские услуги реабилитации (консультации и ведение пациентов врачами, такими как невролог, психиатр, аллерголог, ортопед и пр.);
- Физиопроцедуры и использование аппаратных методик: различные виды массажей, Томатис, микрополяризация, транскраниальное лечение, Биоакустическая коррекция и др.;
- Психолого-педагогические, в т.ч. услуги логопедов, дефектологов, психологов, нейропсихологов, АВА- терапевтов, игротерапевтов и пр.;
- Помимо коррекционно-педагогической работы, для семей применяют программы социальной помощи, в т. ч. обучение бытовым навыкам;
- Лечебная и адаптивная физкультура.
Медицинские услуги реабилитации – комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма [10].
Задачами современной системы реабилитации детей предполагаются:
● диагностическая информация о ребенке, выявление уровня реабилитационного потенциала;
● разработка коррекционной программы;
●реализация этих программ с участием смежных структур (семья, система образования, система здравоохранения);
● контрольный срез по результатам выполнения программы и результатам реабилитации.
В реабилитации большое значение придается медицинской реабилитации детей с тяжелыми повреждениями и заболеваниями, так как достижение максимального результата возможно только при системной и скоординированной работе всех членов команды комплексного подхода. (врачи неврологи, офтальмологи, сурдологи, ортопеды, психиатры и т. д.).
Задачами медицинского блока являются:
- сбор анамнеза, для выявления причин нарушения психофизического развития;
- оценки параметров развития ребенка (психофизическое, неврологическое, общего состояния ребенка);
- подбор программы по медикаментозной и немедикаментозной поддержке, с учетом особенностей ребенка;
- консультация и направление ребенка к специалистам, участвующим в комплексном подходе;
- выявление динамики коррекции ребенка и корректировка маршрута реабилитация через определенное время (как правило, через 3,6,9,12 месяцев).
Несмотря на постоянное развитие медицины и фармацевтики, на сегодняшний день не существует лекарственного средства, которое привело бы ребенка с поражением ЦНС и нарушением психофизического развития к полному выздоровлению. Поэтому при коррекционном маршруте также уделяется внимание аппаратным нейростимуляционным методам.
К таким технологиям относят транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, Биоакустическая коррекция (БАК), Томатис, транскраниальная магнитная стимуляция.
Методика использования нейростимулирующих аппаратов имеет ряд преимуществ. Во-первых, это отсутствие токсического воздействия на организм. Данная технология — это метод модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Она неинвазивно воздействует на целые нейронные сети на префронтальные структуры, что позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.
Психолого-педагогические услуги, в комплексном подходе, подразумевают взаимодействие группы специалистов (например логопед, дефектолог, сурдопедагог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции и пр.) для достижения максимального эффекта в коррекции психомоторного развития детей с РОП ЦНС. Каждый задействованный в коррекции специалист проводит диагностику, собирает анамнез, выстраивает коррекционный маршрут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, проводит корректировку маршрута по результатам контрольного среза и действуют во взаимосвязи друг с другом, тем самым развивая все стороны ребенка (речь, высшие психические функции, закрывают сенсорные дефициты, корректируют поведение и пр.) Специалисты могут применять дополнительные методы коррекции в своей работе: логопедический массаж, тейпирование, мозжечковую стимуляцию и пр.
Социальная помощь так же важна в комплексном подходе реабилитации детей с РОП ЦНС. В нее включены такие специалисты как социальный педагог, воспитатель, специалист по социальной работе. Они выявляют уровень социально - бытовых и социокультурных навыков, уровень социализации и адаптации ребенка, его социальное развитие. Подбирают оптимальный путь развития и коррекции социально- бытовых навыков, способствуют активному включению родителей и семьи ребенка в коррекционную программу, повышают их социальную компетенцию. Так же специалисты данной службы развивает у ребенка навыки самообслуживания, социокультурные навыки, обучают родителей и семью социально - педагогическим навыкам в быту.
Лечебная и адаптивная физическая культура (ЛФК, АФК) для детей с РОП ЦНС является не просто педагогическим процессом, но методом активной терапии. Поэтому физическое сопровождение необходимо сочетать с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося. Целями данной программы является развитие двигательных возможностей на уроках. Занятия физической культурой у детей с психомоторными нарушениями выполняет ряд немаловажных задач:
- развитие дыхания, сердечно-сосудистой и мышечной системы;
- развитие и предупреждение нарушений движений, улучшения их точности и качества;
- развитие моторной ловкости, что влияет и на речевое развитие;
- расширение сенсомоторного опыта.
Специалистами АФК и ЛФК проводится всесторонняя диагностика развития моторной сферы ребенка, выстраивается коррекционный маршрут, который переплетается с другими специалистами комплексного подхода. Как правило, программа включает развитие ощущения собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие физических способностей ребенка.
Таким образом, использование комплексного подхода в коррекции детей с резидуально-оргагическим поражением ЦНС дает больше шансов на адаптацию ребенка в социуме, помогает семьям в принятии и осознании проблемы, предлагает рабочие инструменты к формированию гармоничной личности ребенка. Подводя итоги, можно сказать, что основными направлениями коррекции, которые осуществляются в центрах комплексной помощи, является предоставление медико-социальной, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации.