Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Черныш Н.С., Муратова М.А. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС

Черныш Наталья Сергеевна
студент магистратуры, кафедра коррекционной педагогики, Академия психологии и педагогики ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Муратова Марианна Алексеевна
научный руководитель, Академия психологии и педагогики ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

THE APPLICATION OF AN INTEGRATED APPROACH TO THE CORRECTION OF DISORDERS OF THE PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH A RESIDUAL ORGANIC LESION OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM

 

Natalya Chernysh

Graduate student, Department of Correctional Pedagogy, Academy of Psychology and Pedagogy SFU, Russia, Rostov-on-Don

Marianna Muratova

Scientific adviser, Academy of Psychology and Pedagogy SFU, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы психофизической коррекции детей дошкольного возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы при применении комплексного подхода.

Abstract. This article discusses the issues of psychophysical correction of preschool children with a residual organic lesion of the central nervous system using an integrated approach.

 

Ключевые слова: комплексный подход, дошкольный возраст, психофизическая коррекция, резидуадьно- органическое поражение центральной нервной системы.

Keywords: integrated approach, preschool age, psychophysical correction, resident-organic lesion of the central nervous system.

 

Ежегодно количество детей, имеющих нарушения развития, увеличивается. По состоянию на 2023 год в России доля детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) насчитывает 1,5 миллиона, в общей популяции этот процент равен 7%. Доля детей с физическими ограничениями: 30%.  Из них имеющих поведенческие нарушения -20%, сенсорные нарушения -20%, умственные- 33%, физические 27%. Все они имеют сочетанные нарушения развития, где, как правило, на первом этапе под коррекцию попадает психические особенности (например, Астенические проявления в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах). На сегодняшний день остро стоит вопрос в специалистах широкого профиля, в более осознанном и глубоком применении комплексного подхода в коррекционной работе с детьми. 

В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей со сложными комплексными нарушениями развития, соответственно и подход должен включать воздействие на все сферы развития ребенка. Применение комплексного коррекционного маршрута для первичных и вторичных, и последующих нарушений у детей с резидуально-органическим поражением ЦНС, умение определять наиболее эффективные методы и способы для проведения коррекции имеющихся у ребенка дефицитов, остается актуальной проблемой специальной педагогики. На необходимость применения комплексной коррекции в работе с детьми с ОВЗ указывают такие ученые как Э. Сеген, А.Н. Граборов, Л.С.Выготский, А.Н. Лурия, А. В. Семенович. 

Целью данной статьи является обзор методов комплексного подхода в коррекции детей с нарушениями в психофизическом развитии в реабилитационных центрах. 

Комплексный подход предполагает включение в коррекционную работу разных специалистов, главной задачей которых является выявление компенсаторных способностей ребенка для восстановления нарушенных функций. В эту группу входят специалисты коррекционного профиля (логопед, дефектолог, специалист АВА, специалист по сенсорной интеграции и другие), специалисты медицинского направления по соответствующим нозологиям, специалисты в социальной части коррекционной работы.  

Заболевания нервной системы занимают одно из ведущих мест среди патологий у детей и подростков: по данным статистики в РФ число детей с такими заболеваниями в период с 2019 по 2022 годы составило от 2 до 2,5 млн больных, увеличиваясь с каждым годом. Болезни нервной системы в структуре детской инвалидности занимают 52,5 случая на 10 тысяч. 

Ниже приведена статистика роста заболеваний центральной нервной системы среди детей от 0–14  лет [7].

Таблица 1.

Статистика заболеваний ЦНС среди детей. (тыс. человек)

Вид болезни  

2005 

2010 

2015 

2018 

2019 

2020 

болезни нервной системы 

779,8 

928,5 

927,6 

906,9 

887,6 

745,3 

детский церебральный паралич 

7,1 

7.0 

7,9 

7,2 

6,9 

5,6 

 

Одним из вариантов поражения ЦНС является резидуально-органическое расстройство (второй вариант, встречаемый в литературе- органическое психическое расстройство) — это состояние, при котором имеют место психические или поведенческие нарушения, возникающие вследствие дисфункции головного мозга. Можно выделить такие нарушения как шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, ЗПР, ЗПРР, депрессия и аутизм. 

Последствия резидуально-органического поражения ЦНС зависят от степени заболевания и подхода к лечению. Оно может варьироваться от минимальной мозговой дисфункции до психоневрологической инвалидности. При слабовыраженных нарушениях можно добиться выздоровления, при более выраженных будет ЗПР резидуально-органического генеза. У дошкольников подобная ЗПР будет проявляться в гиперкинетическом синдроме, алалии, синдроме психической атонии, синдроме эмоциональной лабильности, неврозоподобных синдромах. При сложных формах ЗПР у дошкольников сохраняется неравномерность развития интеллектуальных функций даже после достижения нормального уровня интеллекта. По данным З.М. Дунаевой наиболее частыми последствиями родовой травмы детей является речевые расстройства - 50,2%, эмоционально-волевая сфера - 29,2%, ранний детский аутизм - 12,3%, нарушение поведения и внимания - 7,7%, утомляемость и истощаемость нервных процессов - 9,2%. 

В детском возрасте признаками резиуально-органического поражения центральной нервной системы (далее РОП ЦНС) являются задержка речевого развития, двигательная заторможенность, отсутствие интереса к чему-либо, нарушения сна, вялость, эмоциональная нестабильность, нарушения познавательных процессов.  

Центры комплексной помощи имеют ряд преимуществ. После проведения консультации и диагностики ребенка специалисты центров комплексной помощи разрабатывают индивидуализированные коррекционные маршруты с использованием необходимых методов и средств в зависимости от нарушений в развитии ребенка. Проводя ежедневную работу, или интенсивный курс мероприятий, они осуществляют диагностику для выявления динамики развития ребенка. При необходимости коррекционный маршрут корректируется.  

Ежегодного для детей с особенностями развития в России открывается большое количество специализированных реабилитационных центров. 

Проведя анализ услуг детских реабилитационных центров Российской Федерации, можно выделить основные направления комплексной коррекции, которые включают: 

  1. Медицинские услуги реабилитации (консультации и ведение пациентов врачами, такими как невролог, психиатр, аллерголог, ортопед и пр.);
  1. Физиопроцедуры и использование аппаратных методик: различные виды массажей, Томатис, микрополяризация, транскраниальное лечение, Биоакустическая коррекция и др.;
  1. Психолого-педагогические, в т.ч. услуги логопедов, дефектологов, психологов, нейропсихологов, АВА- терапевтов, игротерапевтов и пр.;
  1. Помимо коррекционно-педагогической работы, для семей применяют программы социальной помощи, в т. ч. обучение бытовым навыкам;
  1. Лечебная и адаптивная физкультура.  

Медицинские услуги реабилитации – комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма [10]. 

Задачами современной системы реабилитации детей предполагаются: 

● диагностическая информация о ребенке, выявление уровня реабилитационного потенциала; 

● разработка коррекционной программы;  

●реализация этих программ с участием смежных структур (семья, система образования, система здравоохранения); 

● контрольный срез по результатам выполнения программы и результатам реабилитации. 

В реабилитации большое значение придается медицинской реабилитации детей с тяжелыми повреждениями и заболеваниями, так как достижение максимального результата возможно только при системной и скоординированной работе всех членов команды комплексного подхода. (врачи неврологи, офтальмологи, сурдологи, ортопеды, психиатры и т. д.). 

Задачами медицинского блока являются: 

- сбор анамнеза, для выявления причин нарушения психофизического развития;

- оценки параметров развития ребенка (психофизическое, неврологическое, общего состояния ребенка);

- подбор программы по медикаментозной и немедикаментозной поддержке, с учетом особенностей ребенка; 

- консультация и направление ребенка к специалистам, участвующим в комплексном подходе;

- выявление динамики коррекции ребенка и корректировка маршрута реабилитация через определенное время (как правило, через 3,6,9,12 месяцев). 

Несмотря на постоянное развитие медицины и фармацевтики, на сегодняшний день не существует лекарственного средства, которое привело бы ребенка с поражением ЦНС и нарушением психофизического развития к полному выздоровлению.  Поэтому при коррекционном маршруте также уделяется внимание аппаратным нейростимуляционным методам. 

К таким технологиям относят транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, Биоакустическая коррекция (БАК), Томатис, транскраниальная магнитная стимуляция. 

Методика использования нейростимулирующих аппаратов имеет ряд преимуществ. Во-первых, это отсутствие токсического воздействия на организм. Данная технология — это метод модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Она неинвазивно воздействует на целые нейронные сети на префронтальные структуры, что позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности. 

Психолого-педагогические услуги, в комплексном подходе, подразумевают взаимодействие группы специалистов (например логопед, дефектолог, сурдопедагог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции и пр.) для достижения максимального эффекта в коррекции психомоторного развития детей с РОП ЦНС. Каждый задействованный в коррекции специалист проводит диагностику, собирает анамнез, выстраивает коррекционный маршрут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, проводит корректировку маршрута по результатам контрольного среза и действуют во взаимосвязи друг с другом, тем самым развивая все стороны ребенка (речь, высшие психические функции, закрывают сенсорные дефициты, корректируют поведение и пр.) Специалисты могут применять дополнительные методы коррекции в своей работе: логопедический массаж, тейпирование, мозжечковую стимуляцию и пр. 

Социальная помощь так же важна в комплексном подходе реабилитации детей с РОП ЦНС. В нее включены такие специалисты как социальный педагог, воспитатель, специалист по социальной работе. Они выявляют уровень социально - бытовых и социокультурных навыков, уровень социализации и адаптации ребенка, его социальное развитие. Подбирают оптимальный путь развития и коррекции социально- бытовых навыков, способствуют активному включению родителей и семьи ребенка в коррекционную программу, повышают их социальную компетенцию. Так же специалисты данной службы развивает у ребенка навыки самообслуживания, социокультурные навыки, обучают родителей и семью социально - педагогическим навыкам в быту. 

Лечебная и адаптивная физическая культура (ЛФК, АФК) для детей с РОП ЦНС является не просто педагогическим процессом, но методом активной терапии. Поэтому физическое сопровождение необходимо сочетать с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося. Целями данной программы является развитие двигательных возможностей на уроках. Занятия физической культурой у детей с психомоторными нарушениями выполняет ряд немаловажных задач: 

  • развитие дыхания, сердечно-сосудистой и мышечной системы;
  • развитие и предупреждение нарушений движений, улучшения их точности и качества;
  • развитие моторной ловкости, что влияет и на речевое развитие;
  • расширение сенсомоторного опыта. 

Специалистами АФК и ЛФК проводится всесторонняя диагностика развития моторной сферы ребенка, выстраивается коррекционный маршрут, который переплетается с другими специалистами комплексного подхода. Как правило, программа включает развитие ощущения собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие физических способностей ребенка. 

Таким образом, использование комплексного подхода в коррекции детей с резидуально-оргагическим поражением ЦНС дает больше шансов на адаптацию ребенка в социуме, помогает семьям в принятии и осознании проблемы, предлагает рабочие инструменты к формированию гармоничной личности ребенка. Подводя итоги, можно сказать, что основными направлениями коррекции, которые осуществляются в центрах комплексной помощи, является предоставление медико-социальной, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации.

 

Список литературы:
1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. / Л.И. Аксенова 2002. — № 3. — С.15–21. 
2. Васенина Е.Е., Левин О.С. Нарушение речи и тревога: механизмы взаимодействия и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.  – 2020. – № 120(4). – С. 136-144. 
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т. 5: Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 
4. Гончарова Е.Л. Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://almanah.ik. (дата обращения: 09.02.2024).
5. Ермолаева Т. Н., Зиналиева Н. К. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей. учебно-методическое пособие. — Астрахань: «Астраханский университет»/ Т.Н. Ермолаева 2010. — 88 с. 
6. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Заваденко А.Н., Фатеева В.В. Расстройства нервно-психического развития у детей и возможности их фармакотерапевтической коррекции. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. Н.Н. Заваденко 2021;121(112):3845. 
7. Здравоохранение России. Статистический сборник 2021, стр 64. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
8. Дробахина И. К. Комплексный подход в рахработке индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. – Образование и наука. – 2009. – № 6 (63). – С. 127. 
9. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с. 
10. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) 
11. Adams J. M. Neonatology. The science and practice of pediatric cardiology. Philadelphia — London 2008; 3: 2477—2489. 13. Perlman J. M. Summary proceedings from the neurology group on hypoxic-ischemic encephalopathy. Pediatrics 2006; 3: 28—33.