Статья:

Основные составляющие профориентационного проекта

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Дремина А.В. Основные составляющие профориентационного проекта / А.В. Дремина, Ю.В. Лубягина, М.Н. Попова, Д.В. Бурнакова, М.Д. Прасолова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 62-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные составляющие профориентационного проекта

Дремина Анна Владимировна
студент, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, СФУ, РФ, г. Красноярск
Лубягина Юлия Вячеславовна
магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ, РФ, г. Красноярск
Попова Мария Николаевна
магистрант, экономика природных ресурсов и охраны окружающей среды, СФУ, РФ, г. Красноярск
Бурнакова Диана Витальевна
студент, технологическое предпринимательство, СФУ, РФ, г. Красноярск
Прасолова Мария Дмитриевна
магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В статье говориться о структуре профориентационного проекта, включающего в себя описание ситуации с выходом на проблему, описание замысла и действий по его реализации (поэтапный план работы); описание результатов, положительно повлиявших на изменение ситуации; рефлексию, которая выводит на новую проблему.

Ключевые слова: профориентационный проект, структура проекта, составляющие проекта.

 

Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению выражается в сформированности потребности в адекватном профессиональном самоопределении, ценных мотивов профессионального выбора и адекватной самооценки своих профессиональных способностей и возможностей. По мнению Н.В. Матяш, эффективным средством формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению является проектная деятельность, способствующая реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, развивает творческую активность обучающихся [4, с.21]. 

М.В. Ретивых, А.Г. Пересыпко предлагают следующее определение профориентационного проекта: «это программа действий, направленная на решение проблемных вопросов, возникающих у молодых людей в процессе профессионального самоопределения; оптимизация данного процесса языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели» [5, с.276].

Конструкция профориентационного плана содержит в себе представление условия с выходом на задачу (обнаружение потребностей и нужд определенного лица, общественной категории или общества вцелом);  представление плана и действий согласно его осуществлении  (постепенный проект деятельность); представление итогов, благоприятно повлияющий на изменение условия; рефлексию,  что вводит в новейшую задачу и последующее процесс; подбор типов демонстрации.

Аннотация проекта содержит ясное и краткое описание сути заявки. Включает по одному - два предложения, отвечающих на вопросы: что предполагается выполнить в ходе проекта; почему и кому нужен этот проект; как проект будет выполняться; кто будет выполнять проект; что получится в результате. Аннотация -одна из основных элементов заявки. Большая часть рецензентов сначала читают только аннотацию и, если она нравится, передаются к чтению полной заказы. По этой причине аннотация обязана 6ыть максимально понятной, краткой, определенной и выразительной. Многие создатели пишут аннотацию в последнюю очередь, если все без исключения дальнейшие разделы ранее прописаны. Е.В. Брашко пишет, что это позволяет охарактеризовать в аннотации проект с максимальной четкостью [1, с.86].

Актуальность проекта: схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений. Необходимо точно изложить конкретную проблему, которую автор планирует решить с помощью проекта. В этом разделе описывается ситуация, побудившая приступить к разработке проекта.

А.П. Казун, Л.С. Пастухова [2] отмечают: цели - это наиболее общие утверждения, которые не могут быть оценены количественно. Их главное назначение - показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач. Задачи - конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которая была описана в разделе «Актуальность проекта». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления проекта.

Н.А. Куликовских [3] рекомендует: по каждой проблеме, сформулировать чотку задачу. Цели в принципе достижимы и результаты поддаются измерению. Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта. Указывается срок достижения целей.

Из раздела «Описание проекта» должно быть понятно, то что будет выполнено, кто станет реализовывать действия, как они станут реализоваться, когда в тот или иной очередности, какие средства будут привлечены. Указывается логично небольшой комплект событий, которые имеют все шансы быть сделаны в период и в пределах единой цены стоимости. В области ясно описываются события в рамках проекты, предпосылки подбора непосредственно подобных событий, предлагаемая очередность исполнения событий.

Раздел «Рабочий план реализации» включает план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием дат проведения. Чаще всего план составляется в виде таблицы, из которой видно, что делается, когда, кем, привлекаемые ресурсы. Н.В. Матяш пишет: важно, чтобы план включал разумно ограниченный, содержательно соответствующий целям набор мероприятий, действий [4, с.22].

Раздел «Ожидаемые результаты» по объему лаконичен, т.к. по существу ожидаемым результатом проекта выступают его цели и задачи. В нем обязаны находиться определенные сведения о итогах плана с предписанием численных характеристик. А.П. Казун, Л.С. Пастухова [2] полагают, что результат можно отразить по следующим показателям:

- численный показатель;

- характеристики общественного формирования личности; -характеристики социальной приспособления;

- характеристики социального мнения;

- научно-технические характеристики.

М.В. Ретивых, А.Г. Пересыпко отмечают, что раздел «Механизм оценки результатов» должен содержать ответы на следующие вопросы: Каким способом станет оцениваться результативность плана в целом? Кто именно станет производить оценку достижений, поставленных проблем и запланированных итогов в процессе исполнения плана и согласно его завершении? Какие аспекты оценки эффективности плана? [5, с.277].

В двух – трех абзацах раздела «Перспективы развития проекта» можно описать вероятный путь развития проекта.

Раздел «Смета расходов на реализацию проекта» содержат название и число материальных ресурсов и закупаемой продукции.

Итак, профориентационный проект - это проект действий, нацеленный на разрешение значимых проблем, возникающих у молодых людей в процессе профессионального самоопределения; оптимизация этого процесса путем определенных целей, проблем, мер и действий согласно их достижению, а кроме того представление требуемых ресурсов с целью фактического осуществления плана и определенных сроков воплощения описываемой цели.

Структура профориентационного проекта включает в себя описание ситуации с выходом на проблему; описание замысла и действий по его реализации описание результатов, положительно повлиявших на изменение ситуации; рефлексию, которая выводит на новую проблему.

 

Список литературы: 
1. Брашко Е.В. Проект как возможность профессионального самоопределения учащихся / Е.В. Брашко // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. № 6. – С. 86-89
2. Казун А.П., Пастухова Л.С. «Проектный метод» как механизм профессиональной ориентации детей и молодежи / А.П. Казун, Л.С . Пастухова// Известия МГТУ. – 2014. –№ 4. – С. 202-205. 
3. Куликовских Н.А. Развитие потенциала личности выпускников посредством профориентационной деятельности на социальном проекте «Мой профессиональный выбор» / Н.А. Куликовских // Приволжский научный вестник. –2016. – № 2. –С. 150-154.
4. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников: монография / Н.В.  Матяш. – М., Высшая школа,2010. – 94 с. 
5. Ретивых М.В., Пересыпко А.Г. Профориентационные творческие проекты как средство формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению // Вестник БГУ. – 2017. – № 2. – С. 276-280.