Статья:

Познавательная и творческая активность как компонент развития младшего школьника

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шарапова А.В. Познавательная и творческая активность как компонент развития младшего школьника // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Познавательная и творческая активность как компонент развития младшего школьника

Шарапова Альбина Валериевна
учитель начальных классов, магистрант, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, Институт педагогики и психологии детства, РФ, г. Екатеринбург

 

COGNITIVE AND CREATIVE ACTIVITY AS A COMPONENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENT DEVELOPMENT

 

Albina Sharapova

Primary school teacher, Master student, FGBOU HE Ural State Pedagogical University, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Цель представленной работы – анализ познавательной и творческой активности как компонента развития младших школьников. Методология исследования – анализ научных публикаций, а также практического отечественного опыта.

Abstract. The purpose of this paper is to analyze cognitive and creative activity as a component of the development of primary school children. Research methodology-analysis of scientific publications, as well as practical domestic experience.

 

Ключевые слова: познавательная активность; творческая активность; развитие; младший школьник.

Keywords: cognitive activity; creative activity; development; Junior school student.

 

Для современного общества характерна потребность в высокообразованных гражданах, которые имеют способность непрерывно творчески саморазвиваться. По этой причине возрастает роль фундаментального образования, которое нельзя получить без наличия творческих способностей обучаемых, а этого в свою очередь не будет наблюдаться без развития познавательного интереса.

Начальная школа должна не только привить интерес к познанию, но и сохранить его на протяжении всего срока обучения. Ребенок должен стремиться получать знания, а не принудительно вызубривать заданное. Причем, он должен уметь самостоятельно, в результате творческой деятельности, доходить до сути вещей и явлений, которые его окружают [1].

Модернизация, которая характерна для современной школы должна ставить своей целью обеспечение ученика личностным развитием и подводить к успешности в учебной деятельности. Одним из критериев, характеризующих эффективность педагогического процесса выступает развитие устойчивого познавательного интереса, характерного для школьников, это выступает в качестве центральной проблемы для современной школы. Насколько актуальна данная проблема показывает то, что происходит постоянное систематическое обновление содержания школьных программ.

Не происходит самопроизвольного возникновения познавательного интереса из имеющихся потребностей, он должен развиваться учреждением образования, в первую очередь это начальная школа, которая должна сопутствовать развитию познавательного интереса. Именно этот период является основополагающим, на протяжении которого в ребенке формируются основы нравственных убеждений, потребность в определенных действиях. Наличие у школьника младшего возраста познавательного интереса дает возможность поставить перед собой внутреннюю цель, на основании которой будет продолжатся его развитие и благополучное обучение [2].

С того момента, как у обучаемого появляется познавательный интерес начинается его активное участие в образовательном процессе, который является частью его жизненного развития. Познавательный интерес представляет собой одно из качеств личности, которое имеет социальную направленность. Современная школа просто не мыслима без данного понятия. По этой причине вопрос о том, как именно развивать данное свойство личности до сих пор остается актуальным.

Понятие познавательного интереса выступает в качестве наиболее важного фактора развития процесса обучения и показывает какую эффективность он имеет на самом деле. Именно он вырабатывает такие качества личности, как самостоятельность, творческий подход к выполнению определенных действий, познавательная активность в участии в процессе обучения, стремление к систематическому самообразованию [3].

Психологи считают, что в качестве ядра личности следует рассматривать мотивационную сферу индивида, его потребности и наличие интересов. Для того, чтобы тщательно разобрать понятие познавательного интереса следует четко представлять значение самого слова интерес. Со стороны психологии данное понятие рассматривается как избирательное отношение индивида к каждому конкретному объекту, которое определяется согласно его значения для жизнедеятельности и привлекательности со стороны индивида. Порождение интересов происходит из имеющихся потребностей, в свою очередь, последняя выходит из необходимости. Иными словами, интерес представляет собой привлекательность какого-либо вида деятельности для каждого конкретного индивида. Интерес имеет непосредственную связь с окружающей действительностью.

Развитие познавательного интереса у обучаемого может происходить согласно двум путям. С одной стороны, это процесс отбора наиболее оптимального содержания учебного материала. С другой стороны, это организация процесса познавательной деятельности обучаемого. Данное понятие связано с тем, что у ребенка появляется желание познать какие-то новые факты из окружающего мира, понять, как именно устроено то либо иное явление, его свойства, почему оно действует так, а не иначе. То есть, это желание вникнуть в суть интересующего объекта и понять все его основные характеристики. 

Наличие познавательного интереса дает возможность ребенку проявлять активность в процессе развития и обучения. Познавать новую информацию его уже не заставляет учитель, а он стремиться делать это сам. Процесс обучения в таком случае имеет большую эффективность и результативность. Ребенок сам стремится вычленить основу своих знаний среди большого количества представленной информации. В зависимости от того, на какой стадии развития находится познавательный интерес, знания воспринимаются глубоко и основательно. Они лучше откладываются в общей системе представлений каждого конкретного ребенка.

Успех, коим имеет возможность сопровождаться школьное изучение, ориентируется устойчивым познавательным вниманием учащегося к объекту знания. Школьная обстановка выступает для младшего подростка как новая, собственно, что настоятельно просит значимой внутренней перестройки, обеспечивающей ребенку вероятность воплотить в жизнь особенный вид работы − учебную. В момент прихода малыша в среднее учебное заведение учебной работы как такой ещё нет. Как раз это, на понимание большинства изыскателей, и считается специфичной задачей младшего школьного возраста. Ключевая неувязка, которая появляется на данном пути, произведена в том, что настроение, с коим малыш приходит в среднее учебное заведение, не связано с содержанием работы, которую он обязан исполнять [4].

Многими учеными выдвигается такое предположение, что познавательный интерес к знаниям еще не характерен для младших школьников. С одной стороны, еще преобладают интересы, которые имели место в дошкольном возрасте; с другой стороны, главную роль играют социальные мотивы. Для младших школьников по-прежнему характерна потребность в наличии игровой деятельности. Однако, уже наблюдается изменение содержания игры. Школьник младшего возраста играет в учителя, в школу. Однако, в игре у него наблюдается интерес и там он может действовать часами: писать, решать, рисовать, читать и т. д. Это обстоятельство должно учитываться педагогом при планировании учебной деятельности. Применение игровых технологий и делает процесс обучения более увлекательным.

Школьники младшего возраста характеризуются повышенной двигательной активностью. Им трудно на протяжении долгого времени сидеть неподвижно. Так же для него очень важной составляющей является потребность во впечатлениях от окружающей действительности. По итогам исследования, именно она преобразуется в познавательный интерес. Для ребенка младшего школьного возраста наиболее привлекательной выступает внешняя сторона предметов. Потребность в ощущении впечатлений выступает основной движущей силой, которая способствует развитию психики ребенка. На первоначальном этапе обучения ее удовлетворением должен заниматься учитель. С его помощью ребенок познает новую сферу деятельности, новые впечатления.

Положительное отношение школьников младшего возраста к учению и познанию в первую очередь определяется успешностью развития и качества содержания учебной деятельности, которая обеспечивает постепенный переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.

 

Список литературы:
1. Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети. − М.: Просвещение, 2014. − 87 с.
2. Андреева Г. М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в школьном возрасте // Социальная педагогика. − 2019. − №4. − С. 31-37.
3. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина. − М.: Просвещение, 2014. − 189 с.
4. Выготский А. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2016. 532 с.