ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
HEURISTIC METHODS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Olga Pilipchuk
Trainee teacher of the Department of English for Natural Sciences, Faculty of Social and Cultural Communication, Belarusian State University, Belarus, Minsk
Овладение новыми знаниями и умениями на современном этапе развития информационных технологий имеет творческий характер. Современная система образования требует активного внедрения новых, наиболее продуктивных методик в организацию учебной деятельности, которые будут способствовать в первую очередь развитию креативного мышления студентов. Эвристическая деятельность обучающихся наиболее эффективна для развития творческих способностей, поскольку позволяет им сконструировать собственные идеи и смыслы. Использование эвристического подхода на занятиях по иностранному языку может способствовать не только формированию и развитию креативных навыков обучащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал, совершенствовать коммуникативные навыки.
По мнению А. Д. Короля, одна из основных задач образования – не учить студента, а учить его учиться, создавать условия для его самореализации, индивидуализировать процесс обучения. Сегодня важно сместить акцент в образовании с привычного пассивного получения информации обучающимся на выявление, раскрытие и реализацию его потенциала. наполнение объектов окружающего мира собственными смыслами, целями, содержанием. Изменение характера образования с монологичного «отражательного» на диалогичный основывается на предоставлении обучающемуся возможности познавать окружающий мир, исходя из его личностных особенностей. Эвристическое обучение и представляет один из способов индивидуализации образования как преодоления монологичного характера образования [1].
Согласно “Новой философской энциклопедии”, термин “эвристика” (от греч. εύρίσκω – открываю, отыскиваю) обозначает методологию научного исследования, а также методику обучения, основанную на открытии или догадке [2]. Следовательно, ключевой технологический элемент обучения – эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками личного образовательного продукта. Обучение основано на открытых заданиях, которые не имеют определенных правильных ответов.
А. В. Хуторской сформулировал следующие принципы эвристического обучения:
1) принцип личностного целеполагания ученика;
2) принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
3) принцип метапредметных основ содержания образования;
4) принцип продуктивности обучения;
5) принцип первичности образовательной продукции учащегося;
6) принцип ситуативности обучения;
7) принцип образовательной рефлексии.
В учебном процессе применяется система эвристических форм занятий, среди которых: уроки целеполагания, эвристические беседы, уроки составления задач, конструирования понятий, символотворчества, изобретательства, метапредметные уроки, деловые игры, эвристические лекции и семинары, конференции, защиты творческих работ, рефлексивные занятия, эвристические погружения, научные и творческие недели, эвристические олимпиады и проекты.
Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы эмпатии, гипотез, нормотворчества, символического и образного видения, взаимообучения и самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, гиперболизации, инверсии, «мозгового штурма» и др. [3]
Эвристические методы обучения могут использоваться на различных этапах занятия по иностранному языку от целеполагания до применения изученного материала в измененной учебной ситуации и рефлексии.
На таких занятиях можно использовать, например, метод эвристических вопросов, метод эмпатии, метод придумывания, метод «Если бы ...», метод «Мозговой штурм» и др. Преподаватель создает на уроке ситуацию активизирующего незнания, когда студенты в процессе поиска ответов на вопросы выдвигают свои идеи и строят гипотезы.
Метод эвристических вопросов, который известен также как метод «ключевых вопросов» (кто? что? зачем? как? когда?) можно применять, например, чтобы собрать дополнительную информацию в условиях проблемной ситуации, либо упорядочить уже имеющуюся информацию. На занятих по иностранному языку целесообразно применять этот метод до начала обсуждения новой темы либо на этапе обсуждения.
При использовании метода эмпатии (личной аналогии) студенту предлагается мысленно поставить себя в положение другого. Студент отождествляет себя с объектом и предметом творческой деятельности, т.е. «вживается» в образ описываемого объекта (в соответствии с темой занятия), приписывает ему личные чувства, эмоции и т.д., высказывает свою точку зрения, свое видение предлагаемой проблемы. В рамках данного метода можно использовать задание–интервью и задание–диалог.
Метод «Если бы ...» заключается в том, что преподаватель задает определенные условия, а студенты должны представить и описать ситуацию, которая бы произошла в данных условиях. Данный метод развивает креативное и логическое мышление обучающихся. На занятих по иностранному языку этот метод часто используется при практике условных предложений.
Метод «Мозговой штурм» требует от студента максимальной активизации ранее полученных знаний. Студенты называют все, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Данный метод может использоваться как при изучении нового материала, так и на итоговых занятиях при изучении наиболее важных тем. Преподаватель предлагает студентам заранее ознакомиться с определенной лексикой, ответить на вспомогательные вопросы.
На занятиях по иностранному языку широко применяется метод придумывания, т.е. когда студентами создается новый, не известный ранее продукт в результате определенных умственных действий. Например, групповой проект, стих, рассказ (часто в качестве домашнего задания).
Метод агглютинации основан на сопоставлении двух несовместимых явлений. Этот метод можно успешно применять в начале занятия при объяснении новой темы или в конце ― для индивидуальной или групповой дискуссии.
Для пополнения активного или активизации пассивного словарного запаса студентов можно применять метод запрещенных слов, суть которого состоит в том, что студенты дают определения предметам или явлениям без использования распространенных слов и словосочетаний.
Метод рефлексии широко применяется на завершающем этапе занятий по иностранному языку и позволяет обучающимся проанализировать свою учебную деятельность и ее результаты.
Таким образом, преподавателю необходимо сделать ставку на творческую самореализацию студента, индивидуализацию процесса образования с помощью эвристических методов познания. Однако использование данных методов неизбежно влечёт увеличение объёма работы преподавателя при подготовке к занятиям, поскольку требует нестандартного подхода при разработке открытых заданий и моделировании эвристических заданий.