Статья:

БУДУЩЕЕ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Ермек Т.А. БУДУЩЕЕ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(93). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БУДУЩЕЕ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ермек Толганай Алмаскызы
магистр педагогических наук, ЧУ Академия «Bolashaq», Казахстан, г. Караганда

 

THE FUTURE OF LANGUAGES IN THE AGE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION

 

Tolganay Yermek

Master of Pedagogical Sciences, Private Institution Academy "Bolashaq", Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. Технологии искусственного интеллекта играют важную роль в создании нового уровня межкультурной коммуникации. В данной статье анализируется влияние инструментов на основе искусственного интеллекта на процессы усвоения языка и перевода, а также обсуждаются их будущие возможности и проблемы. Исследования показывают, что нейронный машинный перевод и интерактивные платформы обучения могут способствовать развитию многоязычия и способствовать межкультурному общению.

Abstract. Artificial intelligence technologies are playing a significant role in creating a new level of intercultural communication. This article analyzes the impact of artificial intelligence-based tools on language acquisition and translation processes, and discusses their future opportunities and challenges. Research shows that neural machine translation and interactive learning platforms can contribute to multilingualism and facilitate intercultural communication.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект; межкультурная коммуникация; многоязычие; системы перевода; цифровые технологии.

Keywords: artificial intelligence; intercultural communication; multilingualism; translation systems; digital technologies.

 

Процесс глобализации и стремительный рост технологического развития сделали межкультурную коммуникацию важным явлением в современном обществе. Эффективность этого общения во многом зависит от взаимопонимания между языками. Однако языковые барьеры продолжают препятствовать межкультурному общению, и технологии искусственного интеллекта (ИИ) играют важную роль в решении этой проблемы [1, с. 44].

Актуальность исследования заключается в выявлении возможностей искусственного интеллекта в межкультурной коммуникации и его роли в будущем. Сфера применения искусственного интеллекта расширяется в различных регионах мира, и он занимает важное место в глобальном образовании и бизнесе. Однако известно, что при использовании этих технологий возникают некоторые ограничения и проблемы. Например, неспособность инструментов ИИ в полной мере понимать культурный контекст, неправильный перевод идиом и отсутствие эмоционального интеллекта могут негативно повлиять на эффективность коммуникации [2, с. 119].

Межкультурная коммуникация — это процесс взаимодействия, обмена информацией и взаимопонимания между различными культурами. Исторически такие связи развивались посредством торговли, путешествий и дипломатических отношений. Однако одним из факторов, препятствовавших этому процессу, были языковые барьеры. Инструменты искусственного интеллекта облегчают межкультурную коммуникацию и оптимизируют процесс перевода. Такие технологии, как нейронный машинный перевод (НМП), интерактивные обучающие платформы и виртуальные репетиторы, выводят изучение языков на новый уровень. Эти инструменты не только автоматизируют перевод, но и учитывают контекстные значения и помогают понять культурные различия.

Развитие технологий искусственного интеллекта началось в середине 20 века. Термин «искусственный интеллект» впервые был использован на Дартмутской конференции в 1956 году. На ранних этапах своего развития ИИ состоял только из простых алгоритмов и был ограничен решением ограниченного набора задач [3, с. 297]. Возможности искусственного интеллекта привлекли внимание всего мира в 1997 году, когда система Deep Blue компании IBM победила чемпиона по шахматам Гарри Каспарова. В 2010-х годах развитие нейронных сетей и методов машинного обучения открыло новые возможности для ИИ. В этот период появились такие системы, как Google* Translate и DeepL, придавшие новый импульс межкультурному общению. Инструменты ИИ играют важную роль в облегчении межкультурного общения и снижении языковых барьеров. Эти инструменты позволяют человечеству понимать разные языки и культуры. В частности, нейронный машинный перевод (НМП) и интерактивные платформы произвели революцию в этой области [4, с. 105].

Таблица 1.

Роль ИИ в межкультурной коммуникации: возможности и ограничения

Инструмент

Применение

Возможности

Особенности

Ограничения

Перспективы развития

Google* Translate

Автоматический перевод

Быстрая обработка текста

Поддержка 108+ языков

Недостаточный учет культурных особенностей

Улучшение контекстного анализа

DeepL

Профессиональный перевод

Высокая точность лексики и грамматики

Адаптация под научные тексты

Ограниченная языковая поддержка

Расширение списка поддерживаемых языков

ChatGPT

Интерактивная коммуникация

Ведение диалогов и контекстуальные ответы

Анализ контекста

Отсутствие эмоционального интеллекта

Разработка систем анализа эмоций

Microsoft Translator

Корпоративный перевод

Перевод больших объемов текстов

Форматирование деловой переписки

Ошибки при сложных текстах

Адаптация для профессиональной среды

 

Инструменты ИИ, представленные в таблице 1, играют важную роль в содействии межкультурному общению. Такие системы, как Google * Translate и DeepL, помогают миллионам пользователей. Например, Google* Translate ежедневно обслуживает более 200 миллионов человек, а DeepL выделяется точностью перевода научных статей и технических документов. Однако эти технологии также имеют некоторые ограничения. Например, необходимо усовершенствовать алгоритмы перевода идиоматических выражений или учета культурных различий. Инструментам ИИ требуются большие данные для правильного понимания культурного контекста, что, в свою очередь, создает проблемы с инфраструктурой.

Такие платформы, как Duolingo, Memrise и ChatGPT, делают процесс обучения интерактивным и увлекательным. 34-часовой онлайн-курс для пользователей Duolingo эквивалентен одному семестру университетского образования [5, с. 16]. Memrise поможет вам быстро расширить свой словарный запас с помощью техник визуализации.

Таблица 2.

Вклад технологий ИИ в образование

Технология

Цель применения

Особенности

Возможности развития

Duolingo

Изучение языков

Адаптация к уровню знаний

Добавление редких языков, включая казахский

Memrise

Развитие лексического запаса

Использование аудио и визуальных материалов

Автоматизация изучения языков

ChatGPT

Интерактивное обучение

Анализ и обработка запросов

Учет культурных особенностей

Виртуальные преподаватели

Преподавание и анализ

Индивидуальные учебные планы

Демократизация доступа к образовательным платформам

 

Как видно из таблицы 2, технологии искусственного интеллекта облегчают образовательный процесс и предлагают учебные программы, адаптированные к потребностям учащихся. Виртуальные преподаватели могут следить за прогрессом обучения учащихся и давать конкретные рекомендации. ChatGPT совершенствует образовательный процесс посредством контекстного анализа в интерактивном обучении. Таким образом, инструменты, разработанные на основе искусственного интеллекта, используются для изучения языков, перевода и облегчения общения между представителями разных культур [6, с. 77].

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) играют важную роль в выводе глобальной межкультурной коммуникации на новый уровень, способствуя многоязычию и взаимопониманию. Эти технологии не только устраняют языковые барьеры, но и делают общение между представителями разных культур более эффективным. Такие инструменты, как нейронный машинный перевод на основе искусственного интеллекта, интерактивные обучающие платформы и виртуальные репетиторы, позволили улучшить качество общения. Например, системы Google * Translate и DeepL обеспечивают точность и скорость в области перевода, а интерактивные системы, такие как ChatGPT, оптимизируют образовательное и деловое общение. Кроме того, улучшение способности инструментов ИИ распознавать эмоции и понимать культурный контекст является одним из ключевых направлений их дальнейшего развития в будущем.

Результаты исследования показали, что технологии искусственного интеллекта могут внести значительный вклад в решение ключевых проблем межкультурной коммуникации. Однако некоторые ограничения все еще существуют: отсутствие полного учета культурных различий, ошибки при переводе сложных идиоматических выражений и недостаток эмоционального интеллекта. Для решения этих проблем необходимо совершенствовать инструменты ИИ, разрабатывать алгоритмы контекстного анализа и расширять мультикультурные базы данных. В будущем технологии искусственного интеллекта будут способствовать дальнейшему повышению эффективности многоязычия и межкультурной коммуникации за счет разработки полностью автоматизированных систем перевода, мультимодальных коммуникационных инструментов и систем, способных к глубокому пониманию культурного контекста. Таким образом, ИИ укрепляет мировое сообщество и способствует более широкому международному сотрудничеству.

 

Список литературы:
1. Харламова Е. С. Нейросети: вызовы и возможности для человечества в эпоху искусственного интеллекта // Прогрессивные научные исследования – основа современной науки. – 2024. – С. 51. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_60049983_60604073.pdf#page=51  
2. Жуматаева З. Н., Маметкарим Ж. М., Досанова А. М. The role of artificial intelligence in the formation of communicative competence in foreign language lessons // Вестник НАН РК. – 2024. – Т. 412. – № 6. – С. 119–130. URL: https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/7054 
3. Lu, Z., Liu, X., He, Y. AI chatbots in intercultural education: Improving ESL learners’ communicative competence // International Journal of Language and Communication Studies. – 2021. – Vol. 45. – № 3. – P. 290–305.
4. Chaudhary, A., Kumar, A., Singhal, S. Role of AI in enhancing personalized learning in language education // Journal of Educational Technology. – 2021. – Vol. 18. – № 2. – P. 102–119.
5. Anderson, C. The end of theory: The data deluge makes the scientific method obsolete // Weried Magazine. – 2008. – Vol. 16. – № 7. – P. 16–17.
6. Искандерова Ш. Д. Изучение языка в эпоху цифровых технологий // Лучшие интеллектуальные исследования. – 2023. – Т. 10. – № 1. – С. 74–82. URL: http://web-journal.ru/index.php/journal/article/view/1572 

 

*По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)