ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ШКОЛАХ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Конференция: CIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

CIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ШКОЛАХ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
SHORTAGE OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN SCHOOLS: INTERNATIONAL EXPERIENCE
Kirilova Irina Ilinichna
Master's Student, Ufa University of Science and Technology, Russia, Ufa
Аннотация. В статье рассматривается проблема нехватки педагогических кадров в школах на международном уровне. Приводится анализ ситуации в Германии, Израиле, США и Индонезии: описываются размер дефицита учителей, называются причины возникновения проблемы и меры, которые предпринимаются или обсуждаются в каждой из стран. Цель работы – показать глобальный характер дефицита педагогов в школах и разнообразие подходов к его преодолению.
Abstract. The article examines the issue of teacher shortages in schools at the international level. It provides an analysis of the situation in Germany, Israel, the United States, and Indonesia: the scale of the teacher deficit is described, the causes of the problem are identified, and the measures being implemented or discussed in each country are outlined. The purpose of the study is to demonstrate the global nature of the teacher shortage in schools and the diversity of approaches to addressing it.
Ключевые слова: дефицит педагогических кадров; нехватка учителей; школьное образование; квалификация педагогов, устранение кадрового дефицита.
Keywords: teacher shortage; lack of teachers; school education; teacher qualifications, resolving the personnel shortage.
В последние годы по всей России отмечают нехватку школьных учителей. Так, в 2023 году в СМИ публиковали статьи о результатах опроса среди руководителей образовательных учреждений, который провёл «Народный фронт. Аналитика»: оказалось, что примерно в 40% российских школ были открытые вакансии для педагогов [1]. В 2025 году, по оценке Министерства просвещения, нехватка педагогов в школах страны составила 1,75% [2].
Однако дефицит школьных учителей – это не уникальное для России явление. Согласно отчету ЮНЕСКО, опубликованному в 2023 году, по всему миру для обеспечения доступности начального и среднего образования к 2030 году потребуется 44 миллиона новых учителей. При этом 7 из 10 набранных учителей нужны будут для обеспечения среднего общего образования [9].
Дефицит педагогических кадров представляет глобальный вызов, актуальный как для развитых и развивающихся стран, так и для бедных государств и стран с переходной экономикой. Ниже рассмотрим, как эта проблема проявляется в зарубежных странах – Германии, Израиле, США и Индонезии.
Германия. Дефицит учителей к 2030 году в этой стране оценивается в 80–150 тысяч человек, что составляет от 10% до 20%. Проблема проявляется неравномерно в зависимости от уровня образования и предметной области. Особенно остро нехватка учителей ощущается в начальной школе и в сфере образования для людей с особыми потребностями. В обеих областях к квалификации и навыкам преподавателей предъявляются специфические требования. Если говорить о дефиците педагогов в зависимости от предмета, то сильнее всего нехватка ощущается в дисциплинах STEM (науки, технологии, инженерия и математика).
Здесь, по сравнению с гуманитарными науками, более остро стоит вопрос не только о количестве учителей, но и об уровне их квалификации. Это может сказаться на качестве подготовки учащихся по важным для современной экономики и востребованных на рынке труда направлениях.
Свою роль в растущем дефиците школьных преподавателей играют и старение педагогического состава, а также отток из профессии. Ожидается, что в ближайшие годы ситуацию усугубит выход на пенсию большого числа опытных учителей [4].
Еще одна проблема, с которой столкнулась Германия, – неравномерное распределение педагогических кадров по федеральным землям. В восточных землях, таких как Саксония-Анхальт, обеспеченность учителями в 2022 году составила 92%, тогда как в Сааре и Рейнланд-Пфальце дефицита официально не зафиксировано. Региональные различия есть и в квалификации учителей, потому что система их подготовки организована на уровне отдельных земель [7].
Одна из мер, которые предпринимаются в Германии для устранения дефицита школьных педагогов, состоит в привлечении к преподаванию людей, которые не получали педагогического образования, но имеют образование по соответствующему предмету. Например, в Саксонии к 2025 году планировали набрать 105 тысяч новых учителей начальных классов. В Берлине с 2022/2023 учебного года всем новым выпускникам педагогических вузов начали предлагать трудоустройство на условиях государственной службы. Ожидалось, что это позволит привлекать педагогов из других федеральных земель. Несмотря на указанные меры, проблему полностью решить не удалось. Однако ситуация улучшилась: если в августе 2022 года количество вакантных должностей, согласно оценке Немецкой ассоциации учителей, составляло 30 тысяч, то в январе 2023 года по данным министерства требовалось уже 12,3 тысячи педагогов. Однако эта разница может объясняться разными подходами к оценке, а не реальным изменением положения дел. При этом по результатам опроса более тысячи директоров 67% респондентов назвали недостаток персонала самым большим вызовом для школ [4].
Израиль. Дефицит педагогов в Израиле имеет как количественные, так и качественные проявления.
По данным PISA 2018, нехватка учителей ощущается примерно в 37,7% школ. При этом средний показатель по ОЭСР значительно ниже – 27,1%. На сложившуюся в стране ситуацию повлияли снижение набора на педагогические программы, низкий процент входа в профессию выпускников этих программ, высокая текучесть кадров, которая наиболее проявлена среди молодых учителей. В частности, в 2010 году после первого года работы из профессии ушли 5,8% учителей, в 2018 – 10,8%. В 2021 году свои позиции покинули 21% педагогов с опытом работы менее пяти лет [3, c. 8].
Наряду с кадровым дефицитом, в Израиле существует серьезная проблема с уровнем подготовки педагогов. К примеру, в начальных школах 49% учителей математики и 64% учителей иврита не имеют соответствующего образования по этим предметам. На уровне средней школы показатели еще выше: 59% и 74% соответственно. Это создает риски для качества обучения, особенно по основным дисциплинам [3, с. 12].
Среди мер, которые предпринимаются в Израиле для борьбы с дефицитом учителей, – предоставление полных стипендий и ежемесячных пособий для студентов педагогических программ, кампании в медиа, направленные на формирование позитивного общественного восприятия профессии учителя, а также дифференцированное финансирование педагогических институтов. Однако описанные меры часто оказываются разрозненными, краткосрочными и недостаточно скоординированными, что снижает их общую эффективность. Выстроить эффективную политику в этой сфере проблематично в том числе из-за отсутствия централизованной системы сбора данных о предложении и спросе на учителей.
Ключевыми элементами, которые необходимы для решения проблемы, можно назвать наличие надежных данных, обеспечение долгосрочного финансирования задействованных общественных институтов и сотрудничество между разными учреждениями [3].
США. Нехватка учителей в США наблюдается уже давно, но, несмотря на многочисленные новостные публикации о кадровом дефиците в школах, долгое время на национальном уровне эта проблема не была изучена. Как и в других странах, сложности есть как с заполнением вакансий, так и с квалификацией педагогов. Например, в штате Флорида в 2023/2024 учебном году было открыто около 4,8 тысяч вакансий, как минимум у 23,1 тысячи учителей не было полной сертификации для преподавания их предмета, при этом 155,8 тысячи человек фактически работали учителями на полную ставку. В Джорджии необходимой квалификации не было более чем у 24,4 тысячи учителей, при том, что на полную ставку работало примерно 123,6 тысячи педагогов [8, с. 6]. Если оценивать долю учителей без соответствующей квалификации, то гораздо худшее положение у штата Невада, где 29,5% учителей из 22,5% педагогов не соответствовали стандартам [8, с. 14].
Существующий дефицит усугубляется оттоком кадров из школ. Основными причинами называются низкая заработная плата, чрезмерная нагрузка, недостаток поддержки со стороны администрации и общества и проблемы с дисциплиной в классах. Многие учителя ощущают перегрузку административными задачами и бумажной работой, из-за чего у них не остается ресурсов на профессиональное развитие.
В некоторых регионах текучесть педагогических кадров выше из-за недостатка программ, нацеленных на поддержку и удержание квалифицированных кадров в школах. Особенно остро проблема с оттоком учителей стоит в малообеспеченных районах. Самыми проблемными для укомплектования педагогическим составом являются следующие предметы: математика, естественные науки и иностранные языки. В результате возникает своеобразный порочный круг: снижение качества образования ведет к падению успеваемости, что, в свою очередь, усложняет работу учителей и способствует их последующему оттоку [5].
На федеральном уровне в США для борьбы с дефицитом учителей обсуждаются инициативы по установлению минимального размера заработной платы учителей по всей стране.
На уровне штатов целевые программы уже реализуются. Так, в Иллинойсе в 2023 году целенаправленно были выделены средства на решение проблемы нехватки учителей и переданы в школы, где незаполненных вакансий было больше всего. Среди других возможных мер, которые могли бы исправить ситуацию, предлагаются:
- увеличение нагрузки на уже работающих учителей;
- привлечение к преподаванию людей без педагогического образования;
- возвращение на работу учителей, вышедших на пенсию;
- признание квалификации педагогов с зарубежным образованием;
- проведение общенациональной кампании по популяризации профессии учителя;
- сокращение оттока студентов педагогических программ [5, c. 14-15].
Как можно заметить, многие из представленных мер способны улучшить ситуацию только в краткосрочной перспективе и не способны обеспечить приток в профессию высококвалифицированных педагогических кадров. Хотя в некоторых случаях целевые программы помогают решить проблему в отдельных округах, общегосударственного решения пока не найдено.
Индонезия. Учителя в Индонезии делятся на две категории, а именно на преподавателей государственного гражданского аппарата (ASN), то есть государственных служащих, и учителей, которые не принадлежат к ASN. Дефицит педагогических кадров в стране носит масштабный характер и сопровождается рядом системных проблем в сфере управления человеческими ресурсами в образовании. На 2024 год, по данным Министерства образования и культуры, в Индонезии насчитывается 3 385,2 тысячи учителей, при этом потребность в педагогических кадрах в государственных школах составляла 2 161,8 тысячи человек. Чтобы исправить ситуацию, планировалось задействовать 1 294,4 тысячи учителей из ASN, а также 363,8 тысячи учителей, не работающих в ASN [6, с. 346-347].
К факторам, из-за которых образовался такой острый дефицит, относятся:
- низкая профессиональная подготовка педагогов;
- неэффективность образовательных программ и программ повышения квалификации;
- частая ротация и переводы учителей;
- коррупция в образовательной сфере;
- низкая заработная плата;
- влияние политики, в том числе политических движений, на сферу образования;
- региональные, территориальные и социальные различия в доступе к образованию [6, с. 351-354].
Чтобы исправить ситуацию, в Индонезии принимается множество разнообразных мер.
Это создание экономических стимулов – повышение заработной платы, чтобы привлекать более квалифицированные кадры и снизить отток специалистов в другие сферы, а также стипендии на время обучения. Для повышения уровня квалификации предлагается пересмотреть и унифицировать требования. По закону в Индонезии для работы учителем требуется как минимум степень бакалавра в области, связанной с образованием.
Однако на практике выпускники с высшим образованием в других сферах могут с легкостью получить сертификат учителя, если сдадут профессиональный экзамен (PPG). В рамках решения задачи по обеспечению высокого уровня квалификации педагогов в школе необходимо ввести специализированное обучение кандидатов в учителя с учетом региональной специфики – географии, социальных и культурных условий [6, с. 356].
Еще одно важное направление работы по решению проблемы с нехваткой учителей связано с процедурой их набора. Набор учителей в ASN инициируется правительством Индонезии и происходит централизованно, с определенной периодичностью.
Однако это не позволяет оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства, такие как перевод учителя на другую должность, увольнение или смерть. Чтобы устранить недостатки этой системы, предлагается провести оценку эффективности системы рекрутинга и разработать разнообразные процедуры набора. Это позволит расширить круг потенциальных кандидатов и сделать систему найма более гибкой и адаптивной к текущим потребностям [6, с. 357].
Таким образом, для рассмотренных стран характерны неравномерное распределение учителей, нехватка специалистов по определённым предметам (особенно в STEM-дисциплинах и иностранных языках), отток кадров из-за низкой заработной платы, высокой нагрузки и недостаточной поддержки. Для решения проблемы предлагаются различные меры: от привлечения людей без педагогического образования до повышения зарплат и пересмотра программ подготовки учителей.

