Статья:

Дистанционное обучение в школе – опыт и перспективы

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Зинченко Л.Л., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Дистанционное обучение в школе – опыт и перспективы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 28-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дистанционное обучение в школе – опыт и перспективы

Зинченко Людмила Леонидовна
заместитель директора школы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 35», РФ, г. Нижний Новгород
Орлов Евгений Владимирович
канд. пед. наук, тьютор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 35», РФ, г. Нижний Новгород
Степанова Людмила Ивановна
директор школы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 35», РФ, г. Нижний Новгород

 

DISTANCE LEARNING AT SCHOOL - EXPERIENCE AND PERSPECTIVE

 

Lyudmila Zinchenko

Deputy Director of the School, Municipal General Education Institution "School No. 35," Russia, Nizhny Novgorod

Yevgeny Orlov

Ph.D., Tyutor, Municipal General Education Institution "School No. 35," Russia, Nizhny Novgorod

Lyudmila Stepanova

Director of the School, Municipal General Education Institution "School No. 35," Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье описывается опыт применения различных цифровых ресурсов для организации дистанционного обучения. Рассматриваются положительные и отрицательные сторны того или иного ресурса, его перспективы в дальнейшем использовании в образовательном процессе.

Abstract. The article describes the experience of using different digital resources to organize distance learning. Positive and negative stornos of a resource are considered, its prospects in the future use in the educational process.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение; цифровые ресурсы; платформы для обучения.

Keywords: distance learning; digital resources; learning platforms.

 

Современный этап экономического развития предполагает внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни. Сфера образования также затронута этим процессом. Постепенное внедрение в школах дистанционных форм обучения с использованием цифровых ресурсов было резко ускоренно в связи с пандемией короновируса. В результате все педагоги и обучающиеся были вынуждены срочно осваивать новую для себя форму образовательной деятельности. Естественно, в этот процесс также активно должны были включиться и родители обучающихся. В результате все три участника образовательного процесса в максимально короткие сроки освоили дистанционное образование с использованием цифровых технологий.

Процесс перехода на дистанционное обучение (ДО) в школе оказался успешным, хотя и потребовал значительного напряжения сил всех участников. В данной статье мы поставили задачу осветить возможности и недостатки использования различных цифровых ресурсов в ДО, определить перспективы работы школы в данном направлении.

Основными проблемами перехода на ДО являлись технические и методические. Технические – это обеспеченность участников образовательного процесса стабильным трафиком Интернет, наличием необходимого оборудования в доступности в нужное время и в нужном месте. Методические проблемы включали умение педагогов пользоваться цифровыми технологиями, наличие необходимого образовательного контента и знание приемов и способов ДО. К этим проблемам можно ещё прибавить административные проблемы, такие как соответствие нового формата обучения нормативно-правовым актам и необходимым требованиям к различного вида ресурсам.

Представим и охарактеризум те платформы и цифровые ресурсы, которые использовались нашими учителями в процессе ДО. Прежде всего отметим платформу Мобильного электронного образования (МЭО), с которой школа работает второй год. Кроме этой платформы был задействован достаточно широкий спектр цифровых ресурсов. Для планирования образовательного маршрута для обучающихся, учителя использовали цифровую образовательную платформу «Дневник.ру» и социальные сети «ВКонтакте». Для подготовки и проведению  уроков были использованы интерактивный ресурсы «Российская электронная школа», Учи.ру,  видеохостинг «YouTube», ресурс Онлайн школы Фоксфорд, сайты videouroki.net, «Interneturok.ru», «Яндекс.Ру.Видео». Для проведения онлайн уроков применялись платформы для организации видеоконференций такие как Zoom, Skype, а также возможности социальной сети Вконтакте. Обратная связь с обучающимися и их родителями была организована посредством электронной почты, группой Вконтакте, а также мессенджерами Viber и WhatsApp

Остановимся подробнее на возможностях этих ресурсов, а также отметим выявленные в процессе работы недостатки.

МЭО является обним из самых разработанных ресуросв для ДО. Возможность ДО закладывалась в МЭО с самого начала, хотя и не являлась основной формой обучения. Сотрудники МЭО всегда ратовали за использование цифровых ресурсов в контексте очного обучения. Отметим, что оплата за пользование платформой МЭО составляет 650 рублей с человека в год, если подключается целый класс. В период пандемии МЭО бесплатно предоставляла свои ресурсы российским школам.

Для школы в МЭО представлены ресурсы с 1 по 11 класс. Имеются программы повышения квалификации педагогических работников. МЭО содержит адаптированные учебные онлайн-курсы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – всего 5 адаптированных программ [1]. Все требования ФГОСов учтены в материалах платформы. Имеются электронные учебники, разработки занятий по темам, учебные тренажеры, различные формы тестов и других проверочных заданий. Имеется возможность разноуровневого обучения. На платформе имеется свой дневник, где отмечаются успехи обучающихся.

Возможности платформы постоянно расширяются. Обновляется образовательный контент один раз в полугодие. Появились инструменты для реализации проектной деятельности учащихся. Добавлена возможность записи голоса в заданиях, требующих устного ответа, обновлена система видеоконференцсвязи.

Достаточно широк спектр возможностей и для общения с родителями обучающихся. Родители могут видеть матрицу заданий для конкретного ученика. Результаты обучения отражаются в дневнике. Показываются и комментарии учителя к выполненному заданию. Автоматическая оценка заданий появляется моментально после отправки выполненной работы. Появилась возможность проведения родительских собраний, обсуждение любых вопросов в режиме видеоконференции.

За два года работы на данной платформе ошибки и недочёты в материале обнаруживались достаточно редко. Результатом явилось то, что класс, работавший по программе МЭО, легко перешел в формат дистанционного обучения, поддерживая качество образования на высоком уровне. Учителю также не потребовалось дополнительных усилий для срочного освоения цифровых технологий и ресурсов. Можно сделать вывод, что МЭО оказалось наиболее универсальным и качественным продуктом для дистанционного обучения. Большим плюсом является и повышенная мотивированность учащихся к учебной деятельности в данном классе, что особенно важно для учащихся начальных классов.

Наиболее популярной платформой для организации онлайн занятий в дистанционной форме оказалась платформа Zoom. Какие возможности дает этот ресурс? Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу [3]. Для проведения занятий (до 40 мин. – бесплатно, возможно подключение до 100 человек) ресурс оказался достаточно удобным. Zoom позволяет проводить онлайн видеоуроки, а также создавать записи занятий и транслировать их в любое удобное для учащихся время, заново просматривать материал. С помощью Zoom прводились и конференции для родителей, на которых можно и голосовать, и обмениваться сообщениями.

К преимуществам платформы Zoom можно отнести: возможность демонстрации рабочего стола, ведения чатов, совместной работы с текстами, проводить экспресс-опрос, управлять учащимися и отслеживать их активность. Создавать домашние задания в соответствии с ФГОС с возможностью быстрой проверки помогает тетрадь Skysmart, которая может использоваться в паре с Zoom.

К минусам можно отнести необходимость иметь достаточно мощный компьютер с запасом памяти, чтобы вилео и звук не зависали в процессе трансляции. С вопросом защиты персональных данных учащихся наши учителя не сталкивались, хотя и отмечается такой недостаток платформы Zoom.

Широко использовались в школе возможности соцсети «ВКонтакте», где была централизованно организована практика беседы – выкладывались домашние задания и пояснения к ним – схемы или рисунки, видеоуроки, аудиоуроки. Были созданы чаты каждого класса, в которых размещались задания по предметам. Там же поддерживалась обратная связь участников образовательного процесса. данный ресурс пользуется большой популярностью среди большинства учащихся, поэтому проблем, связанных с поиском заданий, с отправкой готовых работ, у ребят не возникло.

В образовательном ресурсе «Дневник.ру» также происходило активное взаимодействие участников образовательного процесса – отправка заданий ученикам, получение от них ответов, размещение объявлений. Домашние задания сопровождались прикреплёнными материалами и дополнительными разъяснениями. Таким образом каждый ученик имел возможность панировать свой режим минимум на неделю и изучать материал в удобном ему темпе. В период дистанционного обучения «Дневник.ру» являлся основной образовательной площадкой.

«Дневник.ру» не позволяет проводить занятия в режиме онлайн, для этого приходится использовать другие ресурсы Интернет.

На видеохостинге Youtube.com размещено огромное количество видеоуроков, найти которые можно по ключевым словам. Этот ресурс также активно использовали учителя нашей школы. Качество видеоматериалов, размещенных на Youtube.com достаточноразное и необходим их тщательный отбор. Как правило, затраты времени на поиск одного видеоурока составляют 2-3 часа, в течение которых просматривается от 5 до 10 вариантов. Некоторые учителя создаавали свой канал в Youtube.com и выкладывали записи собственных видеоуроков и их фрагменты (до 150 видеороликов от 2 до 10 минут).

Платформа РЭШ. К основным недостаткам платформы относят то, что не всегда можно подобрать качественный контент по нужным занятиям и программам. В то же время ресурс располагает занятиями, которые не всегда можно найти на других платформах. Так, например, многие платформы не готовы работатть с контентом для уроков ИЗО. В этом случае платформа РЭШ становится незаменимой по предмету.

Относительно редко учителя выбирают Фоксфорд – онлайн-школу для учеников 1-11 классов, учителей и родителей [2]. Те же, кто работает с этой платформой, отмечают высокое качество и богатство возможностей. Школа «Фоксфорд» предлагает разнообразные варианты обучения: курсы для школьников и учителей, индивидуальный репетитор, участие в олимпиадах, домашняя школа, детские лагеря. На платформе по каждой теме есть проверка знаний в виде теста или контрольной работы. Учащиеся нашей школы в этом году впервые проходили промежуточную аттестацию по всем предметам. Выпало это на ДО. По химии и биологии этот контроль знаний проводился именно с помощью фоксфорда. Учащиеся положительно отзываются об этом ресурсе. Они считают, что платформа Фоксфорд удобная, так как проста и понятна в использовании, а также на этой платформе есть много полезной информации, например, материалы для подготовки к экзаменам. В настоящее время учащиеся 8-11 классов используют Фоксфорд для изучения химии и участвуют на этой платформе в международной онлайн-олимпиаде.

Хочется отметить разнообразие возможностей для организации дистанционного обучения интерактивного ресурса videouroki.net. Сайт предлагает онлайн рабочие тетради по различным предметам, готовые видеоуроки, в соответствии с программой ФГОС НОО и ФГОС ООО, онлайн тесты. Имеются готовые памятки по работе с ресурсом как для учащихся, так и для педагогов. Используя этот ресурс можно было с легкостью отследить траекторию обучения учеников. Приступал обучающийся к выполнению того или иного задания или нет.

Опыт использования различных цифровых образовательных ресурсов показывает, что учителя чаще всего используют несколько различных образовательных ресурсов. Исключение составляет платформа МЭО, которая не требует дополнительных ресурсов.

Основываясь на собственном опыте, педагоги школы определили, что при работе с дистанционными образовательными ресурсами выявляются следующие недостатки:

1) взаимодействие с ними требует определенной ИКТ-компетентности;

2) использование электронных ресурсов требует стабильного выхода в Интернет и наличие современного оборудования;

3) работа с некоторыми ресурсами требует регистрации учащихся, учителей, а это означает, что может возникнуть проблема сохранения персональной информации;

4) работа оказалась ресурсозатратной (по времени) и не совсем прозрачной для всех участников образовательного процесса.

Каковы же перспективы использования дистанционного обучения в школе? Конечно же, заменять очное обучение дистанционным можно только в крайнем случае, например, во время карантина. В то же время ДО является перспективным при семейно и индивидуальном обучении, при работе ученика, который заболел и не может посещать школу. Работа с одаренными детьми также преспективна в дистанционном формате, например при проведении олимпиад. Многие платформы ДО бывают удобны при подготовке к экзаменам. Наконец, ДО позволяет использовать индивидуальные учебные планы, что в другом формате в многочисленной школе организовать крайне сложно.

 

Список литературы:
1. Мобильное электронное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mob-edu.ru/
2. Фоксфорд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://foxford.ru/ 
3. Zoom Video Communications / ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Zoom_Video_Communications#cite_ref-ume_1-1.