Статья:

Информационная образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного дистанционного обучения

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Морозова М.А. Информационная образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного дистанционного обучения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 54-57.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационная образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного дистанционного обучения

Морозова Марина Александровна
канд. пед. наук, доцент Ульяновский институт гражданской авиации им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева – УИГА, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость создания виртуального образовательного пространства вуза для повышения эффективности дистанционного обучения. Автор подчер­кивает значение информационных технологий в современном образовательном процессе.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение; информационная образовательная среда; информационные технологии; эффект «включенности».

 

Реалии современного информационного общества предъявляют особые требования к организации образовательного процесса вуза, который должен удовлетворять социальный заказ и соответствовать по своей технической оснащенности привычным для современных студентов способам получения и обработки информации. Технологизация распространилась на все уровни образования России и настоятельно требует формирования единой образовательной информационной среды. Дальнейшая компьютеризация образования является естествен­ным следствием глобальной информатизации и острой необходимости встраивания в единое мировое информационное образовательное пространство. Подключение к глобальной сети, разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования, создание образовательных информационных ресурсов, внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления обра­зовательными учреждениями позволяет ускорить переход системы образования на качественно новый содержательный и технологический уровень.

Виртуальное пространство или информационная образовательная среда вуза строится на базе информационных ресурсов локальных сетей вуза, его структурных подразделений, филиалов, предметных виртуальных сред, которые включают «Moodle» по дисциплинам учебных программ специальностей и направлений подготовки и должны обладать максимально быстрым и устойчивым доступом к глобальной сети [1].

Пользователями виртуального пространства вуза являются: администрация, профессорско-преподавательский состав, студенты, абитуриенты, аспиранты, выпускники, родители. Виртуальное образовательное пространство по дисциплинам программ подготовки рассчитано преимущественно на преподавателей и студентов. В связи с размещением на сайтах диссертаций, материалов научных конференций, научных и учебно-методических публикаций их пользователями стали исследователи и преподаватели других вузов.

Сегодня информационная среда вуза решает следующие основные задачи: комплексная автоматизация организационных и управленческих процессов вуза; создание и использование информационно-обучающей среды (ИОС), обеспечивающей традиционное обучение в гетерогенных группах, образование с технологиями дистанционного обучения; информационная поддержка научных исследований; осуществление коммуникации; профориентация; промотирование вуза; саморазвитие и самообразование студентов и сотрудников [2].

Виртуальное информационное пространство вуза следует исполь­зовать для дистанционной образовательной деятельности студентов всех специальностей и форм обучения, научной работы, информа­ционного поиска, установки межвузовских деловых контактов и связи с потенциальными работодателями. По последним статистическим данным, современные студенты проводят в интернете более 4 часов в сутки, находясь виртуальной среде, которая стала неотъемлемой частью их образа жизни. Проникновение современных информационных технологий, компьютерных игр и всемирной паутины, сформировали новые понятия: «виртуальное пространство», «киберпространство» и «виртуальная реальность», которые прочно обосновались в научном языке и повседневной речи.

Дефиниция «личностное виртуальное образовательное простран­ство» определяет информационное образовательное пространство, доступ к которому субъекту предоставляет вуз, и которое он использует посредством IT устройств. Контент виртуального образовательного пространств состоит из текстовых и графических файлов, интер­активных программ, мультимедиа, доступа к всемирной паутине. Входя в данное пространство, субъект получает возможность свободного доступа в образовательный контент, и, кроме того, он может пополнять его самостоятельно. Виртуальное образовательное пространство предоставляет уникальную возможность доступа к образо­вательным ресурсам не только конкретного вуза, но и глобальной сети; возможность селективного виртуального общения его пользователей; возможность выразить свою точку зрения и узнать отношение к ней других на форумах; обсудить любую тему учебной дисциплины, задать вопросы и получить на них разъяснения у профессорско-преподавательского состава и администрации вуза. Виртуальная среда вуза позволяет получить автономность в образовательном процессе, нивелировать формализм в общении, создать личностную зону комфорта и творчески самореализоваться.

Использование современных IT устройств создало социальные и психологические явления, новые формы коммуникации. На самом деле, личность, которая использует IT устройства, может испытывать эффект «включенности», который в свою очередь вызывает ощущение реальности виртуальной среды, как естественной, а неопосредство­ванной, что особенно важно для дистанционной образовательной деятельности [3].

Самоощущения личности во время различной деятельности в интернете, эффекты взаимодействия человека с виртуальной средой, активизировали исследования феномена, который называют эффектом «Presence» или эффектом «присутствия».

Понятие эффекта «Presence» определяется как сложное психо­социальное явление, которое наблюдается при взаимодействии человека с некой реальностью, отличающейся от объективной реальности его существования. В научной литературе данную реальность называют «дополнительной реальностью», «реальностью присутствия» или «опосредованной реальностью». Дополнительной реальностью является виртуальная реальность, которая была создана с помощью информационных технологий.

Если традиционное обучение осуществлялось в учебных заведениях под руководством преподавателей и было ограничено, как правило, рамками вуза, то с внедрением новых педагогических технологий и использованием IT устройств появилась возможность реализовать концепцию непрерывного образования и акцентировать этот процесс на саморазвитие личности обучающегося.

Педагогический опыт и практика показали, что неуправляемый процесс использования виртуального образовательного пространства не приводит к положительной динамике освоения учебного материала. Мониторинг и руководство присутствия обучающегося в виртуальном пространстве вуза позволяет перенаправить образовательную деятель­ность, предложить более эффективную траекторию обучения, не огра­ничивая выбор жесткими рамками и предоставляя возможность личностной самоактуализации в процессе усвоения дисциплины учебного плана и приобретения новых, дополнительных личностно или профессионально значимых компетенций. Следует подчеркнуть, что нужно предварительно проинформировать студентов о структуре и функциональных возможностях образовательной среды по дисциплинам, дать общее представление о законах и правилах её использования, принципах поиска информации, о доступе к междисциплинарному учебному материалу. Очевидно, что задача наполнения дисциплинарного виртуального образовательного пространства вуза является сферой ответственности преподавателей, а администрация вуза должна пре­доставить ему техническую, технологическую и ресурсную поддержку.

 

Список литературы:
1. Морозова М.А., Мельников М.В. Интерактивное электронное пособие в виртуальном пространстве вуза. Монография – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 81c., ISBN 978-3-330-33336-9.
2. Сабитова, Наиля Гасимовна. Формирование информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий: диссертация кандидата педа-гогических наук: 13.00.08 / Сабитова Наиля Гасимовна; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т]. - Ижевск, 2012. - 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1741.
3. Семяшкин А.А., Комплексный подход к изучению взаимосвязей когнитивно-стилевых, мотивационных и психодинамических характеристик / Психология человека в современном мире. Том 1. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 334 с. ISBN 978-5-9270-0168-2. 
4. Тулегенова А.М. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ В ОБУЧЕНИИ ИЯ Современная система образования: опят прошлого и перспективы будущего Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева http://docplayer.ru/42891009-Tulegenova-a-m.
5. Bowen J. (2012). Teaching naked: How moving technoogy out of your college classroom will improve student learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
6. Blumberg P. (2013). Assessing and improving your teaching: Strategies and rubrics for faculty growth and student learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass.