Информационная образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного дистанционного обучения
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Информационная образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного дистанционного обучения
Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость создания виртуального образовательного пространства вуза для повышения эффективности дистанционного обучения. Автор подчеркивает значение информационных технологий в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционное обучение; информационная образовательная среда; информационные технологии; эффект «включенности».
Реалии современного информационного общества предъявляют особые требования к организации образовательного процесса вуза, который должен удовлетворять социальный заказ и соответствовать по своей технической оснащенности привычным для современных студентов способам получения и обработки информации. Технологизация распространилась на все уровни образования России и настоятельно требует формирования единой образовательной информационной среды. Дальнейшая компьютеризация образования является естественным следствием глобальной информатизации и острой необходимости встраивания в единое мировое информационное образовательное пространство. Подключение к глобальной сети, разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования, создание образовательных информационных ресурсов, внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления образовательными учреждениями позволяет ускорить переход системы образования на качественно новый содержательный и технологический уровень.
Виртуальное пространство или информационная образовательная среда вуза строится на базе информационных ресурсов локальных сетей вуза, его структурных подразделений, филиалов, предметных виртуальных сред, которые включают «Moodle» по дисциплинам учебных программ специальностей и направлений подготовки и должны обладать максимально быстрым и устойчивым доступом к глобальной сети [1].
Пользователями виртуального пространства вуза являются: администрация, профессорско-преподавательский состав, студенты, абитуриенты, аспиранты, выпускники, родители. Виртуальное образовательное пространство по дисциплинам программ подготовки рассчитано преимущественно на преподавателей и студентов. В связи с размещением на сайтах диссертаций, материалов научных конференций, научных и учебно-методических публикаций их пользователями стали исследователи и преподаватели других вузов.
Сегодня информационная среда вуза решает следующие основные задачи: комплексная автоматизация организационных и управленческих процессов вуза; создание и использование информационно-обучающей среды (ИОС), обеспечивающей традиционное обучение в гетерогенных группах, образование с технологиями дистанционного обучения; информационная поддержка научных исследований; осуществление коммуникации; профориентация; промотирование вуза; саморазвитие и самообразование студентов и сотрудников [2].
Виртуальное информационное пространство вуза следует использовать для дистанционной образовательной деятельности студентов всех специальностей и форм обучения, научной работы, информационного поиска, установки межвузовских деловых контактов и связи с потенциальными работодателями. По последним статистическим данным, современные студенты проводят в интернете более 4 часов в сутки, находясь виртуальной среде, которая стала неотъемлемой частью их образа жизни. Проникновение современных информационных технологий, компьютерных игр и всемирной паутины, сформировали новые понятия: «виртуальное пространство», «киберпространство» и «виртуальная реальность», которые прочно обосновались в научном языке и повседневной речи.
Дефиниция «личностное виртуальное образовательное пространство» определяет информационное образовательное пространство, доступ к которому субъекту предоставляет вуз, и которое он использует посредством IT устройств. Контент виртуального образовательного пространств состоит из текстовых и графических файлов, интерактивных программ, мультимедиа, доступа к всемирной паутине. Входя в данное пространство, субъект получает возможность свободного доступа в образовательный контент, и, кроме того, он может пополнять его самостоятельно. Виртуальное образовательное пространство предоставляет уникальную возможность доступа к образовательным ресурсам не только конкретного вуза, но и глобальной сети; возможность селективного виртуального общения его пользователей; возможность выразить свою точку зрения и узнать отношение к ней других на форумах; обсудить любую тему учебной дисциплины, задать вопросы и получить на них разъяснения у профессорско-преподавательского состава и администрации вуза. Виртуальная среда вуза позволяет получить автономность в образовательном процессе, нивелировать формализм в общении, создать личностную зону комфорта и творчески самореализоваться.
Использование современных IT устройств создало социальные и психологические явления, новые формы коммуникации. На самом деле, личность, которая использует IT устройства, может испытывать эффект «включенности», который в свою очередь вызывает ощущение реальности виртуальной среды, как естественной, а неопосредствованной, что особенно важно для дистанционной образовательной деятельности [3].
Самоощущения личности во время различной деятельности в интернете, эффекты взаимодействия человека с виртуальной средой, активизировали исследования феномена, который называют эффектом «Presence» или эффектом «присутствия».
Понятие эффекта «Presence» определяется как сложное психосоциальное явление, которое наблюдается при взаимодействии человека с некой реальностью, отличающейся от объективной реальности его существования. В научной литературе данную реальность называют «дополнительной реальностью», «реальностью присутствия» или «опосредованной реальностью». Дополнительной реальностью является виртуальная реальность, которая была создана с помощью информационных технологий.
Если традиционное обучение осуществлялось в учебных заведениях под руководством преподавателей и было ограничено, как правило, рамками вуза, то с внедрением новых педагогических технологий и использованием IT устройств появилась возможность реализовать концепцию непрерывного образования и акцентировать этот процесс на саморазвитие личности обучающегося.
Педагогический опыт и практика показали, что неуправляемый процесс использования виртуального образовательного пространства не приводит к положительной динамике освоения учебного материала. Мониторинг и руководство присутствия обучающегося в виртуальном пространстве вуза позволяет перенаправить образовательную деятельность, предложить более эффективную траекторию обучения, не ограничивая выбор жесткими рамками и предоставляя возможность личностной самоактуализации в процессе усвоения дисциплины учебного плана и приобретения новых, дополнительных личностно или профессионально значимых компетенций. Следует подчеркнуть, что нужно предварительно проинформировать студентов о структуре и функциональных возможностях образовательной среды по дисциплинам, дать общее представление о законах и правилах её использования, принципах поиска информации, о доступе к междисциплинарному учебному материалу. Очевидно, что задача наполнения дисциплинарного виртуального образовательного пространства вуза является сферой ответственности преподавателей, а администрация вуза должна предоставить ему техническую, технологическую и ресурсную поддержку.