Мобильное обучение как новый подход в вузовском образовании
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Мобильное обучение как новый подход в вузовском образовании
M-LEARNING -THE NEW STRATEGY OF TEACHING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Madina Bekturganova
senior of teacher, Kyrgyz National University named by J. Balasagyn, Kyrgyz Republic, Bishkek
Elisei Sin
Ph.D., director of the Center pre-school and school education, the Kyrgyz Academy of Education, Kyrgyz Republic, Bishkek
Аннотация. В статье авторами предлагается идея по использованию мобильных технологий в ВУЗской системе обучения. Основанием для постановки данной проблемы, служит новая информационная среда студентов, изменившиеся подходы в высшем образовании, связанные с внедрением Болонского процесса, а также уровнем развития современной информационной системы в образовательном пространстве. Внедрение в ВУЗах мобильных технологий не противоречат обще дидактическим принципам, а наоборот делает их более доступным, реализуемым и эффективным.
Abstract. Authors are proposing to use mobile technologies in the training system of Higher Educational Institutions in this article. This proposal came out from IT environment change for students, strategy change in higher education related to the implementation of the Bologna process and development of a modern information system in the education. The article gives definitions about the nature of mobile technologies, main elements of m-learning structure.
Ключевые слова: мобильное обучение; мобильные технологии; мобильное устройство; элементы мобильности; принципы обучения.
Keywords: m-learning, mobile technologies; mobile devices; the elements of mobilities; the foundations of teaching.
Актуальность проблемы: Сегодня большинство ВУЗов в Кыргызской Республике как и раньше стремятся улучшить качество обучения используя традиционные и проверенные годами методы и средства обучения. При этом у большинства преподавателей основным источником информации являются лекции и книги. Однако сегодня у каждого студента имеются мобильные телефоны, компьютеры, планшеты и другие информационные средства.
Возникла проблема: преподаватели не могут использовать современные технические средства в обучении, а студенты не хотят слушать лекции и читать книги. Для разрешения проблемы мы предлагаем внедрить в ВУЗах технологию мобильного обучения, который позволит разрешить противоречие «традиционного» и «современного» на основе новой технологии.
Развития научно-технических достижений в области информационных технологий в обществе не остаются не замеченными все технические достижения, которые все больше завлекают своими возможностями и удобством. С каждым годом, на рынке появляются более усовершенствованные технологии и приложения, увеличивается и количество пользователей, особенно среди молодежи. Одной из динамично развивающейся отраслей ИT-индустрии являются мобильные технологии. По данным компании IDC, расходы на ИТ в финансовом секторе составили в 2016 году 480 млрд долларов. Ежегодный рост в этом направлении в текущем году оценивается в 4,2% [5].
Совершенно ясно, что концепция настоящего и будущего развития обмена информации, образовании будет строится на базе больших данных, мобильных устройствах, облачных сервисах и социальных технологиях, что соответствует потребностям обучающихся, эффективному усвоению дидактического материала и контроля за качеством образования.
Неоспорим тот факт, что мобильные технологии внедряются и используются обществом повсеместно, начиная от повседневной жизни и включая все сферы жизнедеятельности общества: в быту, в экономике, в бизнесе, в управлении, в образовании, в общественной жизни. Диапазон применения возможностей мобильных технологий постоянно расширяется, становиться доступным и легко используемым.
Мобильные технологии позволяют помимо предоставления связи не зависимо от местонахождения пользователя, планировать свою деятельности (например, заказывать авиабилеты, бронировать гостиничные номера, делать покупки в on-line магазинах и т.д.), получать и распространять информацию, быть в курсе новостей, бизнес-проектов, управлять личным бизнесом, обучать и обучаться, выполнять работу дистантно, хранить большой объем информации, который может быть доступным везде и всегда.
В 2013 году ЮНЕСКО совместно с институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании опубликовало «Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения», где подробно было обосновано необходимость внедрения мобильных технологий в образовательный процесс[1]. Однако, на данный момент мы не наблюдаем устойчивого внедрения и применения мобильных технологий в образовательный процесс, что связано с неосведомленностью возможностей мобильных технологий, отсутствием методических материалов к использованию образовательных приложений на мобильные платформы.
Не секрет, что по новым введенным стандартам Болонской системы, большое количество часов выделяют на самоподготовку. В этой ситуации, необходимо полнее использовать возможности современных мобильных устройств, для облегчения доступа к учебно-методическим материалам и обмена информацией ученика (студента) с учителем (преподавателем).
Анализ понятия «мобильное обучение» из различных источников, таких как ГОСТ Р 52653-2006 [3], публикация ЮНЕСКО [1], а так же определения, данные И.Н. Голициной и Н.Л. Половниковой [2, с. 241-252.], можно выделить общую тенденцию мобильного обучения – это использование в процессе обучения мобильных технологий, при этом под мобильными технологиями понимается конкретный ряд устройств, не дающий полного представления о широте данного понятия.
Внедрение мобильных технологий в образовательный процесс получило название мобильное обучение или M-learning, которое подразумевает использование в учебном процессе мобильных технологий, как в отдельности, так и в совокупности с другими методами обучения и информационно – коммуникационными технологиями[1].
Так, под определением мобильных устройств или технологий подразумевается очень широкий диапазон технических устройств. Например, 3-D очки дополненной и виртуальной реальности, умных часов и фитнес браслетов, аудиопроигрыватели, фотоаппараты, диктофоны, переносные спутниковые навигаторы, шагомеры, сотовые телефоны, смартфоны, планшетные ПК и КПК, электронные книги и т.д..
Для применения в образовательном процессе мобильные устройства или технологии должны иметь общие технические характеристики, такие как портативность устройства и наличие беспроводной связи. К устройствам удовлетворяющие данным критериям будем иметь в виду смартфоны и планшетные ПК, которые имеют в основном такие технические характеристики, как: цветные дисплеи высокого разрешения; дисплеи, основанные на технологии e-ink (электронные чернила); устройства записи звука, встроенные и подключаемые микрофоны; динамики и подключаемые устройства аудиовывода; фото и видеокамеры; сенсорны MultiTouch и 3D Touch; Wi-FI; Bluetooth; GSM; GPRS и EDGE; 3G и LTE; NFC; датчик приближения; акселерометр и гироскоп; датчик освещенности; магнитный компас; термометр и датчик влажности; шагомер; датчик измерения пульса; HDMI/MHL; USB OTG [4].
Корпорация IDC (International Data Corporation) представляет этапы развития ИТ-отрасли в виде трех платформ (рис.1). Первая платформа была построена на базе мейнфреймов и терминалов, на которых работали тысячи приложений и пользователей. В основе Второй платформы лежат традиционные персональные компьютеры, Интернет, клиент-серверная архитектура и сотни тысяч приложений. Третья платформа характеризуется стремительно растущим количеством постоянно подключенных к Интернету мобильных устройств в сочетании с широким использованием социальных сетей и развитой облачной инфраструктуры, применяемой для решения комплексных аналитических задач.
Приложения, контент и услуги, построенные на базе технологий Третьей платформы, доступны миллиардам пользователей. Облачные вычисления, большие данные, мобильные и социальные технологии стимулируют взаимное развитие. Действительно, пользователи растущего числа мобильных устройств производят все больше контента, который удобно хранить в облаках. За счет роста мобильных устройств повышается активность пользователей в социальных сетях. Накапливаемый в них контент, становится важным источником для анализа и извлечения ценной информации с помощью технологий больших данных.
Рисунок 1. Три платформы в эволюции рынка ИТ.
Типичный пример решения, в основе которого лежат технологии «Третьей платформы» − использование приложения с мобильного устройства для получения доступа к корпоративной или частной информации, находящейся в социальных сетях, анализ этих данных в режиме реального времени и выстраивание деятельности в зависимости от полученной информации. При этом как приложение, так и данные могут находиться в различных облаках, частных или публичных [5].
Изучение систем мобильного обучения позволяют выделить несколько базовые элементы, из которых частично или полностью состоят все системы данного рода [6, с. 80-84.]:
· структуры, организующие систему мобильного обучения (учебные заведения, организации);
· информационные ресурсы (учебные материалы, базы данных);
·технические средства (устройства для мобильного обучения);
·программные средства;
· преподаватели – консультанты (тьюторы, эдвайзеры);
· обучающиеся.
Возможность внедрения мобильного обучения в образовательный учебный процесс обосновано тем, что оно удовлетворяет основным принципам обучения, таким как:
a) Принцип научности и объективности осуществляется за счет доступа к всемирной сети и постоянно пополняющимся, обновляющимся научным данным соответствующих современному положению наук и основывающихся на положениях, соответствующих фактам.
b) Принцип связи теории с практикой осуществляется за счет применения встроенных датчиков и сенсора в портативных устройствах при прохождении обучения в полевых условиях, в лабораторных работах; за счет мобильного доступа и интерактивности к необходимой литературе.
c) Принцип последовательности и систематичности осуществляется за счет возможности автоматизировать сбор и анализ информации об успеваемости учащихся при помощи мобильных технологий предоставляющий педагогу дополнительные данные и свободное время для дальнейшего планирования процесса обучения и анализе знаний учеников. Данный принцип требует создания системы и логичной последовательности обучения.
d) Принцип доступности осуществляется за счет предоставления преподавателем широкого выбора дидактического материала для индивидуального освоения в зависимости от их уровня освоения предмета, учитывая интересы обучающегося, при этом доступ к данным и программы мобильного обучения могут помочь в организации индивидуального подхода в обучении, а так же повысить мотивацию учеников (студентов) в изучении предмета.
e) Принцип наглядности осуществляется за счет активного использования мультимедийного контента (тексты, изображения, видео/аудио), благодаря чему обучающийся более качественно и эффективно усваивает содержание учебного предмета.
f) Принцип активности обучаемых осуществляется за счет возможности быстрой обратной связи учителя/преподавателя и ученика/ студента, возможности контроля и повышения мотивации обучаемых посредствам новых методов обучения.
g) Принцип прочности усвоения знаний осуществляется за счет формы презентативного предоставления дидактической информации, проведения промежуточных тестирований даже за один урок, проведения итоговых контрольных заданий и тестирований.
Заключение. Таким образом, активное и планомерное использование мобильной технологии в ВУЗах это естественный процесс социализации и в то же время близкая студентам информационная среда. При внедрении мобильных технологий в обучении резко увеличивает поток востребованной информации, активизирует возможности студентов, повышает эффективность самостоятельной работы. Все это позволит повысить качество вузовского профессионального образования не на словах, а в реальности.