Статья:

Уход от религиозного аспекта в образовании в эпоху Нового времени

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Васильева М.К. Уход от религиозного аспекта в образовании в эпоху Нового времени // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 9-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уход от религиозного аспекта в образовании в эпоху Нового времени

Васильева Мария Константиновна
магистрант, СНИГУ имени Чернышевского РФ, г. Саратов

 

Религия – социокультурный феномен, характерный культуре любого народа. На становление культуры влияют все религиозные проявления. Развитие культурного процесса может происходить и в направлении культуры, и в направлении религии, этот процесс взаимо­связан, поэтому изменение в материальном мире ведет к изменениям культурного образа жизни, предопределяя новое религиозное отношение, а преобразования в духовной сфере преобразуют взгляды на реальность, что ведет к возникновению новых культурных форм.

Мы, в своей работе, обращаем внимание на особую роль религии в системе культуры. Во-первых, религия несет в себе мировоззренческо-регулятивную функцию, поскольку через объяснение мироустройства институализируются взаимоотношения, создаются культурные ценности и нормы; во-вторых, религия объединяет людей и создает условия для обмена информацией между индивидами, что дает основание говорить о ее коммуникативно-интегративной функции; и в-третьих, вера выпол­няет спасительно-компенсаторную функцию, так как она дает надежду на спасение, на лучший исход событий.

К сказанному выше необходимо добавить, что религия играет значительную роль в переопределении идентичности и образовании сообществ, обладающих национально-религиозной и культурно-религиозной направленностью: современные индивиды, оторванные от традиции, пытаются найти новые ценности и смыслы. Не случайно, в современном мире отмечается стремление переоценить свое культурно-религиозное наследие, возобновить древние традиции и апеллировать к ним. Но, как предполагают исследователи, переменами внутренних устоев общества «является изменение определенных аксиологических доминант повседневной жизни и понимание того, что религиозные догмы не всегда отвечают требованиям каждодневной проблематике бытия» [1]. Вероятно, этим было обусловлено изменение роли религии в эпоху Нового времени.

На протяжении эпохи Нового времени, взаимодействие религии и науки было особенно тесным. Религия всегда выступала с притяза­ниями на наиболее полное и достоверное знание о бытии, которые определяли характер ее отношений с наукой в различные исторические эпохи в зависимости от степени развитости каждой из этих форм сознания, их мировоззренческой силы и влияния, от общественно-исторической и культурной ситуации. Неразвитость науки, ее слабость позволяли религии утверждать свой приоритет. Религиозные представ­ления служили мировоззренческой основой науки, санкционировали принятие многих теорий, но развитие промышленности и внедрение новых технологий требовали иного подхода к образованию, которая, согласно нашему убеждению, институционально воплощает господ­ствующие в культуре представления о природе и функциях знания, включает в себя идеологически приемлемое знание.

В XVIII – начале XIX веков происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества. Этот исторический этап приято называть Просвещением.

Русское Просвещение совпало по времени с Просвещением в Европе, которое зародилось во Франции. Просвещение несло в себе позицию того, что все беды людей и государств исходят от неразумия, невежества, непросвещенности, необразованности. Девиз этой эпохи: «имей мужество пользоваться собственным умом».

В основе нового мировоззрения лежит взгляд на индивида как свободного активно-деятельного, суверенного индивида. Таким образом, эпоха Просвещения обожествила человеческий разум, не оставив места вере, порицая религиозные догмы.

В качестве средств по устранению этих качеств были почти везде одними и теми же:

  • Повышение образования
  • Критическое отношение к религии и церкви
  • Критика монархического уклада
  • Выдвижение на первый план идеалов республиканского государ­ственного устройства
  • Политика ликбеза
  • Активное книгоиздание
  • Открытие общеобразовательных и культурных учреждений. Просвещение тесно связано с политическими и экономическими преобразованиями.

Однако, по мнению историка Маркаряна Э.С., русское просвещение не было атеистическим и не выступало критично по отношению к церкви и религии. Русское просвещение исходило из государства и не было направлено против него, а лишь в поддержку самодержавной монархи [3].

Приверженцы просвещения ратовали за просвещенный абсолютизм, т. е. монархи должны заботиться об образовании масс. Просветители критиковали церковь, критически относились к общепринятым духовным и интеллектуальным ценностям, которые по-прежнему находились под сильным влиянием религиозной доктрины.

Вводится в обиход новое понятие «научные ценности», под которым подразумеваются не конкретные научные достижения, хотя это время расцвета математики и естественных наук, а то, что наука выходит из узкого круга ученых и становится, наряду с философией и религией, предметом обсуждения в модных светских салонах. Литераторы, ученые, публицисты стараются доступно донести до масс научные достижения. В качестве примера можно привести французскую энциклопедию Д. Дидро. Недаром эту эпоху называют «Веком разума».

К раннему периоду Просвещения в России относят период прав­ления Петра I и его реформы. Русское Просвещение по преимуществу распространяется на вторую половину XVIII века, и знаменуется развитием науки и искусств. В это время в России появляются первые университеты, театры, библиотеки, публичные музеи, независимая пресса. сатирическая журналистика.

Таким образом, оформлялась и укреплялась мощная светская куль­тура и мировые культурные памятники. Несмотря на то, что русское просвещение развивается параллельно с европейским, оно имеет ряд отличительных черт: Русское Просвещение является инициацией госу­дарства. Дорогу Просвещению открыла одна из самых просвещенных людей того времени Екатерина Великая, которая состояла в переписке с выдающимися идеологами и адептами европейского Просвещения – Вольтером, Дидро, Руссо. Императрица настолько была впечатлена итогами французского Просвещения, что незамедлительно начала активно утверждать его плоды на русской почве, поощряя все просветительские начинания в стране.

Интерес к науке обусловлен рационализмом, под которым просветители понимали то, что только с помощью разума человек может постичь законы природы. Они считали, что необходимо строить общество рационально, а люди должны действовать разумно.

Падение нравственных ценностей связано не только с распростра­нением философского имморализма, но и с изменением места и роли христианской религии и церкви в обществе. Внешне мало что поменялось. Люди по-прежнему ходили в церковь, но в общественном сознании постепенно ослабевала вера в сверхъестественное [2].

Научная революция заставила усомниться в христианской версии происхождения мира. Эволюция теории Дарвина доказала возможность другого объяснения мироустройства, объяснения принципами естествен­ного отбора и наследственности. Она опровергала библейские пред­ставления о сотворении мира, показав, что он является биологическим потомком человекообразных приматов. Внесла свой вклад в расшаты­вание христианского мировоззрения и историческая наука. Изучение библейских текстов привело к переоценке их исторической подлинности. Следует добавить, что полная поглощенность материальным прогрессом оставляла мало места для духовно-религиозных ценностей.

Введение обязательного светского образования, лишение права надзора духовенства за начальными школами – все это ослабляло позиции церкви. В этой ситуации церковь часто предпринимала попытки восстановить свои позиции. Таким образом, кризис христианской космологии в XIX веке перерастает в кризис всего христианства.

Установившаяся школьная политика по отношению к духовенству и всей религиозной стороне жизни сделали возможным вытеснение преподавания закона Божия в приходских и уездных училищах и замену его в гимназии философией, возбуждающей размышление и поиск знания, «философия приводила к естествознанию. Так мало – помалу религиозные темы привели людей к вопросам изучения природы и её явлений», чему, во многом, способствовало развитие системы образования.

Важными критериями педагогики становится свобода и опыт, усиливается убеждение в том, что школа должна быть свободным учреждением, не иметь ничего принудительного для детей, а единствен­ная ее цель должна быть сведена к передаче знаний, без вмешательства в нравственную сферу, в формирование верований, убеждений и характера учащихся.

Необходимо отметить, что реальные изменения системы образо­вания начались после выхода в 1864 году, «Положения о начальных народных училищах», которое окончательно поставило точку в сопер­ничестве светской и церковной школы. Согласно «Положению…», все церковно-приходские школы духовного ведомства, открываемые православным духовенством, становились подчиненными светским училищным советам, а позже вышло Высочайшее повеление о передаче Министерству просвещения всех школ Министерства государственных имуществ в Европейской России. Таким образом, политику государства в образовании можно назвать реформаторской с ориентиром на разви­вающиеся по всей Европе образовательные учреждения светского типа, но допускалось развитие духовных и церковно-приходских школ.

Культурные изменения эпохи Нового времени привели к тому, что тематика средневековой религиозной философии смещается на периферию сознания. На передний план выдвигается требование нау­читься читать и понимать «книгу Природы». Научная революция ведет к тому, что философское мышление начинает испытывать все большее влияние со стороны возникающего математизированного естествознания. Применение математики и метода наблюдения приводят к прорыву в естествознании.

Таким образом, уход от религиозного аспекта в образовании в эпоху Нового времени был планомерным шагом, который брал основу исходя из преобладающего научного обоснования мира и бытия. Кроме того, этот период характеризует себя ослаблением церковного надзора в сфере образования, а значит открывает дорогу для рациональности.

 

Список литературы:
1. Фролова С.М. Духовные аспекты повседневной жизни общества // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов, 2013. – № 5 (38). С. 94.
2. Кун. Т., Структура научных революций М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.
3. Маркарян Э.С. Очерки истории культуры, 2012. С. 94.