Педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями
Аннотация. В статье дается характеристика педагогических технологий, применяемых в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: ребенок с ОВ; педагогическая технология; ИКТ; ТРИЗ-технологии; проектирование.
Современный мир, где живет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями (далее ОВ), характеризуется обновлением информации, он динамичен и часто меняемый. Все это выступает в роли условий, и ставят вопрос ребенку видеть свои цели, проектировать и проявлять инициативу.
Кто же такой ребенок с ОВ? В законе Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» ребенок (дети) с ограниченными возможностями есть - дети до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Они требуют особого подхода в построении системы образования. Следовательно, поднимается вопрос в использовании в работе педагога современных образовательных технологий [2].
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология — от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. На сегодняшний день существует множество определений понятия «педагогическая технология». Педагогическую технологию можно рассматривать как деятельность педагога, где происходящие действия даются в последовательности и целостности, а выполнение этих действий дают достижение необходимого результата. Сегодня насчитывается больше сотни различных образовательных технологий.
Современные педагогические технологии обладают широкими возможностями в создании условий для понимания и усвоения новых знаний, а также глубже усваивать способы обмена информацией. Также они позволяют детям с ОВ проявлять собственные силы, выбирая свою меру участия, объем информации, темп профессионального роста, вступая в диалоговое взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса [6].
К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; разноуровневое обучение; проблемное обучение; коллективную систему обучения; исследовательские методы в обучении; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); информационно-коммуникационные технологии; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); проектные методы обучения; здоровьесберегающие технологии и др. Из многочисленных педагогических технологий необходимо выбрать именно те, которые способствуют развитию коммуникативных, исследовательских, социально-личностных, навыков. Рассмотрим некоторые из технологий.
1. Здоровьесберегающие технологии. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья детей с ОВ. Основным примером здоровьесберегающей технологии является применение тематических физминуток, различных динамических пауз, пальчиковых, дыхательных и зрительных гимнастик. Для детей дошкольного возраста с ОВ наиболее актуальным является стихотворное сопровождение. Для более лучшего эффекта есть необходимость использования специального материала (оборудования): для пальчиковой гимнастики возможно использование шариков-ежиков, мячей, резиновых игрушек («Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка» и т. д); для физминуток ленты, скакалки, обручи. В дыхательной гимнастике можно использовать комплекс звукового дыхания М.Лазарева. Например, можно использовать игровое упражнение «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
Для зрительной гимнастики используют игры и упражнения, которые разработаны специалистами по охране зрения детей Э.С. Аветисовым, В.Ф. Базарным, и Г.А. Шичко. Все это оказывает благотворное влияние на весь организм, развивает мелкую моторику, способствует развитию речи, повышает порог чувствительности [5].
2. Информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, есть необходимость использования современных информационно – компьютерные технологии. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия, следовательно, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Основные задачи использования ИКТ это повышение наглядности материала, разнообразие содержания и форм подачи материала. Осуществление ИКТ возможен в результате использования мультимедийных презентаций: «Овощи и фрукты», «Домашние животные», «Мой город» и т. д. (Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании: Практикум. М., 2006.)
3. Технология проблемного обучения – усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков. Мотивирование, поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой необходимо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка. Способствует к творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации. Для успешного осуществления данной технологии необходимо поставить перед детьми с ОВ такую технологию, которая интересна и значима для каждого ребенка. Например, для усвоения новых знаний на этапе актуализации, сообщения темы и целей, перед детьми можно поставить проблемную ситуацию. После анализа данной ситуации можно определить тему урока [3].
4. Игровые технологии – овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения. Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение. Несомненно, наиболее эффективным средством включения обучающихся с ОВ в процесс деятельности является игровая деятельность. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
История возникновения игр как способа решения проблем, передачи информации о реальной деятельности для обучения, находит свое отражение в книге Д.Б. Эльконина «Психология игры». В работе немецкого ученого «Душевная жизнь ребенка» автор К. Гросс назвал игру теорией упражнения или самовоспитания. К. Гросс писал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре». Это же положение поддержал В.Л. Штерн, назвав игру «зарей серьезного инстинкта». З.Я. Фрейд, рассматривал всю жизнь и деятельность человека, как проявление изначальных биологических влечений. Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Сегодня, можно реализовывать различные формы игр: предметные, тренинговые, сюжетные и ролевые, интеллектуально-познавательные, драматизация, игра со словом, творческие конкурсы. Для наиболее положительного результата необходимо во время игры применять различные материал: игрушки, мозаики, реальные предметы, головоломки, конструкторы, карандаши, краски, пластилин, книги, иллюстрации, песок, и др. [4].
5. Технологии проектирования. Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия. Данные технологии реализуются в процессе:
· работы в группах, парах;
· бесед, дискуссий;
· активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т. д.
Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты [1].
Таким образом, благодаря образовательным технологиям дети с ОВ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию». Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность детей в занятиях.