Статья:

Использование различных образов музеев в рамках преподавания физики в средней школе

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Андреева Ю.В. Использование различных образов музеев в рамках преподавания физики в средней школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 11-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование различных образов музеев в рамках преподавания физики в средней школе

Андреева Юлия Вячеславовна
учитель, МБОУ «СОШ № 15» РФ, г. Калуга, Аспирант Калужского Государственного Университета им К.Э. Циолковского - КГУ, РФ, г. Калуга

 

Models of Museum pedagogics in the teaching of physics

 

Yulia Andreeva

Teacher, MBOU "School № 15" of the Russian Federation, Kaluga,

Graduate student of Kaluga State University of K. E. Tsiolkovsky - KSU, Russia, Kaluga

 

Аннотация. Различные образы музея подскажут, как разнопланово можно провести урок, экскурсию, внешкольное занятие в городском музее или использовать иллюстративный ряд на уроках физики. Примеры статьи покажут, как обычный городской музей может стать прекрасным местом для проведения уроков по физике.

Abstract: Various images of the Museum will tell you how diverse you can spend a lesson, excursion, extracurricular activity in the city Museum or use illustrated on the lessons of physics. Examples of topics would show as a normal city Museum can be a great place for lessons in physics.

 

Ключевые слова: музейная педагогика, педагогическая система, физика

Keywords: Museum education, pedagogical system, physics

 

"Всякий человек носит в себе музей…"

Н. Ф. Федоров

 

Еще с Древней Греции музей был местом общения философов, поэтов. Ян Амос Каменский применял термин «музей» к описанию кабинета ученого, понимая, что его содержание нацелено на познание. Термин «Музейная педагогика» использовал в 1934 году  Карл Фризен, описывая область деятельности, осуществляющую передачу культурного опыта на основе междисциплинарного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Особую роль при преподавании в школе физики и астрономии играет музей технической мысли и технического творчества. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие. Это — способность пробуждать интерес к познанию мировых цивилизаций и культуры народов мира, технического прогресса, родной природы через музей и его коллекции. Это — воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы, культуры и технического прогресса. [1]

Музеи, как педагогические системы в России появились во второй половине XIX века. Занимались оснащением учебного процесса, там хранились уникальные коллекции. Основу музейного собрания составляли коллекции наглядных пособий по математике, русскому языку, истории, географии и др., литература по народному образованию.

Посещение музея не должно становиться рутиной для ребенка, должно нести радость и интерес. Музей должен стать местом, где ребенок сможет ответить на свои вопросы, отдохнуть, поиграть с друзьями и узнать много нового.

В первую очередь, говоря о преподавании физики, мы должны обратить свое внимание на политехнические музеи, музеи занимательных наук. Но ограничиваться только посещением музея истории космонавтики с серией экскурсий не стоит. Если нет возможности частого посещения музеев с учащимися, или музей нужно создать самим, или сделать редкие посещения музея необычными.

Рассмотрим некоторые возможные образы музея как педагогической системы, за основу взята система Троянской С.Л.[2], с примерами реализации в музеях Калуги:

Таблица.

Возможные образы музея

Образ музея

Направление

Музей

Вид работы, пример

Музей - память

мемориальное направление, идея связи времен, диалога культур, сохранения артефактов

Музей истории космонавтики

Изучение истории развития ракетостроения, знакомство с моделями искусственных спутников Земли

 

Дом – музей К.Э. Циолковского

Знакомство с биографией и работами К.Э. Циолковского

Музей – выставка

где демонстрируются различные музейные предметы, вещи, не имеющие утилитарного значения, но обладающие ценностным содержанием.

Дом- музей А.Л. Чижевского

Знакомство с творчеством физика, поэта, художника А.Л. Чижевского.
Изучение принципа работы «люстры» Чижевского

Музей – школа

"учебник", энциклопедия; просветительский и обучающий аспект.

Музей истории космонавтики

Изучение баллистического движения, изучение силы трения, знакомство с картой звездного неба, введение понятий «давление», «реактивное движение», невесомость»

 

Музей - кунсткамера

где собраны диковинки и уникальные вещи, коллекции. Педагогические задачи: удивить и заинтриговать, продемонстрировать, вызвать интерес, мотивировать на познавательную и исследовательскую деятельность, саморазвитие и самосовершенствование

Музей народных промыслов «Дом Мастеров»

 

Изучение тепловых явлений на примере бытовых предметов крестьянства и дворянства (печи, кухонная утварь, обувь и одежда)

посещение Дома – усадьбы Щепочкина

Музей радиотехники МБОУ «СОШ № 15»

Знакомство с принципами работы телеграфа, радиоприборов, телевизора

Кабинет физики  любой школы

Знакомство с оборудованием разных годов

Музей истории образования

Знакомство с оборудованием и учениками разных годов

Усадьба «Берегиня» или мастерская А.А. Лондарева

Акустика на примере народных глиняных игрушек

Музей - атмосфера, дух, среда.

Музей работает с неодушевленными предметами, но так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя.

Дом Батенькова или Дом Шамиля

Изучение истории оружия. Решение задач на ЗСИ, баллистическое движение

Прогулка по Калуге «Калуга космическая»,

 

Изучение истории космонавтики по названиям улиц Калуги

«Калуга Циолковского»

 

знакомство с биографией и работами К.Э. Циолковского

«Калуга научная»

знакомство с биографией и работами К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, П.Чебышева

 

 

Музей - театр

где может происходить идентификация себя с персонажами прошлого, драматизация как организация чувств через культурно заданные формы. Широкое поле применения театральной педагогики.

Дом – усадьба Г.И. Щепочкина

Костюмированная экскурсия в «Штаб Кутузова» - баллистика, ЗСИ

Палаты Коробовых

В крестьянский дом – тепловые явления

Музей истории космонавтики

Жизнь К.Э. Циолковского

Краеведческий музей

«История первобытного мальчика» - знакомство с простейшими орудиями труда, простейшими механизмами.

«Птицы Калужского края» - простые механизмы, бионика

 

Диорамы «Битва за Малоярославец», «Стояние на реке Угре», «Освобождение Калуги»

Исследование влияния  науки на развитие военной техники.

Музей – санаторий

место реабилитации, расслабления, отдохновения, гармонизации - терапия искусством.

Художественный музей

Оптическое смешение цветов, оптические иллюзии.

 

Если нет возможности посещения музеев, то можно или создать музей в кабинете даже если это музей одного экспоната, например старого вольтметра, старого осциллографа или глобуса Луны, или открыть для учащихся музеи через виртуальные экскурсии.

Хочется вернуться к эпиграфу статьи. Одна из задач учителя – наполнить своего ученика, как музей, экспонатами. Но каким он станет этот внутренний «музей» зависит от учителя – то ли пыльным собранием ненужных вещей, то ли  интерактивным  меняющимся и регулярно обновляющимся собранием необходимого, полезного и интересного для ученика.

 

Список литературы:
1. Семке А. И. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ФИЗИКИ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ // XXIV Международная конференция «Применение инновационных технологий в образовании» (дата публикации 26.06.2013) [Электронный ресурс] URL: http://ito.evnts.pw/materials/123/16741/ (дата обращения 28.11.2017)
2. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие.- Ижевск:  Ассоциация «Научная книга»,2007.