Использование различных образов музеев в рамках преподавания физики в средней школе
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Использование различных образов музеев в рамках преподавания физики в средней школе
Models of Museum pedagogics in the teaching of physics
Yulia Andreeva
Teacher, MBOU "School № 15" of the Russian Federation, Kaluga,
Graduate student of Kaluga State University of K. E. Tsiolkovsky - KSU, Russia, Kaluga
Аннотация. Различные образы музея подскажут, как разнопланово можно провести урок, экскурсию, внешкольное занятие в городском музее или использовать иллюстративный ряд на уроках физики. Примеры статьи покажут, как обычный городской музей может стать прекрасным местом для проведения уроков по физике.
Abstract: Various images of the Museum will tell you how diverse you can spend a lesson, excursion, extracurricular activity in the city Museum or use illustrated on the lessons of physics. Examples of topics would show as a normal city Museum can be a great place for lessons in physics.
Ключевые слова: музейная педагогика, педагогическая система, физика
Keywords: Museum education, pedagogical system, physics
"Всякий человек носит в себе музей…"
Н. Ф. Федоров
Еще с Древней Греции музей был местом общения философов, поэтов. Ян Амос Каменский применял термин «музей» к описанию кабинета ученого, понимая, что его содержание нацелено на познание. Термин «Музейная педагогика» использовал в 1934 году Карл Фризен, описывая область деятельности, осуществляющую передачу культурного опыта на основе междисциплинарного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Особую роль при преподавании в школе физики и астрономии играет музей технической мысли и технического творчества. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие. Это — способность пробуждать интерес к познанию мировых цивилизаций и культуры народов мира, технического прогресса, родной природы через музей и его коллекции. Это — воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы, культуры и технического прогресса. [1]
Музеи, как педагогические системы в России появились во второй половине XIX века. Занимались оснащением учебного процесса, там хранились уникальные коллекции. Основу музейного собрания составляли коллекции наглядных пособий по математике, русскому языку, истории, географии и др., литература по народному образованию.
Посещение музея не должно становиться рутиной для ребенка, должно нести радость и интерес. Музей должен стать местом, где ребенок сможет ответить на свои вопросы, отдохнуть, поиграть с друзьями и узнать много нового.
В первую очередь, говоря о преподавании физики, мы должны обратить свое внимание на политехнические музеи, музеи занимательных наук. Но ограничиваться только посещением музея истории космонавтики с серией экскурсий не стоит. Если нет возможности частого посещения музеев с учащимися, или музей нужно создать самим, или сделать редкие посещения музея необычными.
Рассмотрим некоторые возможные образы музея как педагогической системы, за основу взята система Троянской С.Л.[2], с примерами реализации в музеях Калуги:
Таблица.
Возможные образы музея
Образ музея |
Направление |
Музей |
Вид работы, пример |
Музей - память |
мемориальное направление, идея связи времен, диалога культур, сохранения артефактов |
Музей истории космонавтики |
Изучение истории развития ракетостроения, знакомство с моделями искусственных спутников Земли
|
Дом – музей К.Э. Циолковского |
Знакомство с биографией и работами К.Э. Циолковского |
||
Музей – выставка |
где демонстрируются различные музейные предметы, вещи, не имеющие утилитарного значения, но обладающие ценностным содержанием. |
Дом- музей А.Л. Чижевского |
Знакомство с творчеством физика, поэта, художника А.Л. Чижевского. |
Музей – школа |
"учебник", энциклопедия; просветительский и обучающий аспект. |
Музей истории космонавтики |
Изучение баллистического движения, изучение силы трения, знакомство с картой звездного неба, введение понятий «давление», «реактивное движение», невесомость»
|
Музей - кунсткамера |
где собраны диковинки и уникальные вещи, коллекции. Педагогические задачи: удивить и заинтриговать, продемонстрировать, вызвать интерес, мотивировать на познавательную и исследовательскую деятельность, саморазвитие и самосовершенствование |
Музей народных промыслов «Дом Мастеров»
|
Изучение тепловых явлений на примере бытовых предметов крестьянства и дворянства (печи, кухонная утварь, обувь и одежда) |
посещение Дома – усадьбы Щепочкина |
|||
Музей радиотехники МБОУ «СОШ № 15» |
Знакомство с принципами работы телеграфа, радиоприборов, телевизора |
||
Кабинет физики любой школы |
Знакомство с оборудованием разных годов |
||
Музей истории образования |
Знакомство с оборудованием и учениками разных годов |
||
Усадьба «Берегиня» или мастерская А.А. Лондарева |
Акустика на примере народных глиняных игрушек |
||
Музей - атмосфера, дух, среда. |
Музей работает с неодушевленными предметами, но так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. |
Дом Батенькова или Дом Шамиля |
Изучение истории оружия. Решение задач на ЗСИ, баллистическое движение |
Прогулка по Калуге «Калуга космическая»,
|
Изучение истории космонавтики по названиям улиц Калуги |
||
«Калуга Циолковского»
|
знакомство с биографией и работами К.Э. Циолковского |
||
«Калуга научная» |
знакомство с биографией и работами К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, П.Чебышева
|
||
Музей - театр |
где может происходить идентификация себя с персонажами прошлого, драматизация как организация чувств через культурно заданные формы. Широкое поле применения театральной педагогики. |
Дом – усадьба Г.И. Щепочкина |
Костюмированная экскурсия в «Штаб Кутузова» - баллистика, ЗСИ |
Палаты Коробовых |
В крестьянский дом – тепловые явления |
||
Музей истории космонавтики |
Жизнь К.Э. Циолковского |
||
Краеведческий музей |
«История первобытного мальчика» - знакомство с простейшими орудиями труда, простейшими механизмами. «Птицы Калужского края» - простые механизмы, бионика
|
||
Диорамы «Битва за Малоярославец», «Стояние на реке Угре», «Освобождение Калуги» |
Исследование влияния науки на развитие военной техники. |
||
Музей – санаторий |
место реабилитации, расслабления, отдохновения, гармонизации - терапия искусством. |
Художественный музей |
Оптическое смешение цветов, оптические иллюзии. |
Если нет возможности посещения музеев, то можно или создать музей в кабинете даже если это музей одного экспоната, например старого вольтметра, старого осциллографа или глобуса Луны, или открыть для учащихся музеи через виртуальные экскурсии.
Хочется вернуться к эпиграфу статьи. Одна из задач учителя – наполнить своего ученика, как музей, экспонатами. Но каким он станет этот внутренний «музей» зависит от учителя – то ли пыльным собранием ненужных вещей, то ли интерактивным меняющимся и регулярно обновляющимся собранием необходимого, полезного и интересного для ученика.