Статья:

Историко-педагогический аспект проблемы защиты прав детей

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Намсинк Е.В. Историко-педагогический аспект проблемы защиты прав детей // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 27-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Историко-педагогический аспект проблемы защиты прав детей

Намсинк Екатерина Викторовна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет, РФ, Омск

 

Historical and pedagogical aspects of children's rights  protection problem

 

Ekaterina Namsing

the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Professor of pedagogy and child psychology of Omsk state pedagogical University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы защиты прав ребёнка в истории образования. Выделены основные подходы, имевшие место в практике зарубежного и отечественного образования; определён вклад Я. Корчака в развитие проблемы правовой поддержки и защиты детства. Отмечена ведущая роль общественных и государ­ственных организаций, значимость международных соглашений в вопросах защиты прав детей.

Abstract. This article is devoted to the problem of a child’s rights protection in the history of education. The main approaches that have taken place in the practice of foreign and national education are distinguished in this article and the contribution of J. Korchak to the development of legal support and childhood protection problems is determined. The leading role of public and state organizations, the importance of international agreements in children’s rights protection are pointed here.

 

Ключевые слова: воспитание детей; история образования; права ребёнка; защита детства; педагогика Януша Корчака.

Keywords: parenting; history of education; child rights; child protection; pedagogy of Janusz Korczak.

 

Традиционно веками дети принадлежали взрослым, им отводилось зависимое, подчиненное положение. Телесные наказания, жестокое обраще­ние, насилие по отношению к детям характеризуют многие времена и народы вплоть до настоящего времени.

Истинный перелом в отношении к детям произошел в эпоху Великой Французской революции, провозгласившей идеи свободы, равенства, братства всех людей, независимо от их социального происхождения, пола и возраста. Именно тогда впервые государством были признаны за ребенком все права человека, включая свободу и равноправие, а в 1792 году был подготов­лен документ «Провозглашение прав ребенка».

Постепенно на протяжении двух последующих веков лучшие умы человечества исследовали и разрабатывали новую этику в отношении ребенка, признавая его особый социальный статус, рассматривая его как личность со своими интересами и правами. Понимание прав ребенка отдельными отечественными учеными было таково:

· «жизнь школьника есть такая же самостоятельная, подчиненная своим законам жизнь, как и жизнь взрослых учителей» (Н.И. Пирогов) [3, с. 31];

· «сознание своей личности и некоторых прав челове­ческих начинается в детях весьма рано. Это сознание необходимо требует удовлетворения» (Н.А. Добролюбов) [7, с. 63];

· «человек имеет полное и неотъемле­мое право на уважение своих ближних с самого своего появления на свет» (Д.И. Писарев) [7, с. 74];

· «дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, но личности, у которых, как и у взрослых личностей, обя­занности идут наравне с правами... Уважение учащейся личности, признание ее свободы и самостоятельности должно проникать весь школьный строй, причем, конеч­но, также последовательно проводится и начало ответ­ственности учащегося за все его действия» (П.Ф. Каптерев) [3, с. 49];

· «насилие употребляется только вследствие по­спешности и недостатка уважения к человеческой природе... Школьники – люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же пу­тями мыслящие» (Л.Н. Толстой) [7, с. 114];

· «дети должны быть признаны в своих правах рав­ными родителям. Теория свободного воспитания призна­ет право детей выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями» (К.Н. Вентцель) [3, с. 56].

Анализ представленных высказываний позволяет сделать вывод, что крупные представители отечественной педагогической мысли признавали необходимость уважения личности ребёнка, ее свободы, а также необходимость взаимного уважения пе­дагогов и учащихся. Данная черта проявляется в уравни­вании в правах детей и взрослых.

За рубежом сформировались различные философско-педагогические воззрения, варьирующие основные идеи свободы ребёнка. Так, благодаря Николаю Грунтвигу в Дании свобода школы стала конституционно закреплённым фактом. Георг Кершенштейнер в Германии дал новую интерпретацию трудовому и профессиональному образованию. Весомо заявила о себе педагогическая система Рудольфа Штайнера. В США в полный рост вставали идеи школьного самоуправления, системы school-city.

Убеждённым защитником прав ребенка был выдающийся теоретик и практик воспитания, врач и писатель Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт). В своей книге «Как любить ребёнка» Корчак пишет: «Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребенка! Быть может, их больше, я установил три основных:

1.    Право ребенка на смерть.

2.    Право ребенка на сегодняшний день.

3.    Право ребенка на то, что он есть [4, с. 9]. 

Корчак требует полной и решительной ломки существующего отношения к детям, изживания общепринятого пренебрежения ребёнком, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бездумной бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государством, в социальной обездоленности детства.

Одной из центральных идей педагогики Корчака выступает идея равенства ребёнка взрослому. Ребёнок есть самостоятельная, независимая от чужой воли личность, имеющая право на уважение. Уважение первых усилий, ошибок и незнания, уважение пусть маленькой, но личной собственности, детских чувств и мыслей, которых у детей не меньше, чем у взрослых.

Дети в корчаковской педагогике выступают в роли сотрудников воспитателя, их отношения – взаимоуважительные, по-настоящему партнёрские. Каждый педагог знает, как легко это провозгласить и как трудно сделать. Наверное, поэтому у посетителей детского дома Януша Корчака складывалось впечатление, что дети обходятся без него. На самом деле, Корчак вдумчиво создавал естественные условия, в которых дети могли чувствовать себя независимыми, компе­тентными и «самоорганизованными».

Януш Корчак, утверждал: «Жизнь ребёнка не рай, а драма» [4, C. 171]. В повести «Когда я снова стану маленьким» есть такой эпизод: человеку предоставляется возможность выбора своего возраста. Герой выбирает детство и появляется удивительный персонаж – мальчик, знающий и помнящий себя взрослым. По мнению автора вполне нормально, когда человек живёт в двух не равных мирах со свойственной каждому гнетущей реальностью.

Как воспитать обездоленного прежде ребёнка, развив его, сохранив его индивидуальность, да ещё и привив возможные нормы общежития в разношёрстном детском коллективе? Прежде всего, это достигалось атмосферой доверия, любви, уважения, когда маленькие и большие не боятся друг друга.

Подобная атмосфера становится возможной только при условии пристального внимания к детским правам и обязанностям. В педагоги­ческой системе Януша Корчака органически переплетаются совет самоуправления, плебисцит, гражданские квалификации, индивиду­альные пари, детский сейм, индивидуальные и коллективные дежурства, товарищеский суд, газета, которую издают сами дети и весь арсенал средств поощрения. Корчак был непосредственным участником всех детских начинаний, но отнюдь не с позиции старшего. Он старался соблюсти равенство до конца.

Товарищеский суд у Корчака и был создан прежде всего как «попытка регулирования совместной жизни личности с личностью, личности с группой, сотрудничества со взрослыми; как путь моральной оценки совершенных проступков». Ведь умение дать верную моральную оценку поступку как своему, так и своих товарищей, – это уже прямой путь к формированию нравственного и свободного поведения у детей.

Суд – краеугольный камень всей корчаковской системы самоуправления детей, способствующий решению многих проблем воспитания в жизни большого коллектива, создающий в детском доме тот особый нравственный климат, который обеспечивал строгий порядок, честность, заботу воспитанников друг о друге и взаимо­помощь, охранял от самовольного свершения акта правосудия [2].

Следует добавить, что Корчак не играл с детьми в демократию, а проверял собственную профессиональную пригодность, как врач проверяет на себе новое лекарство. Это равенство перед законом, которое дети видели собственными глазами, воспитывало лучше всяких слов. В душах укреплялась ценность закона вообще, нравственного закона, и ребята незаметно для себя или, наоборот, сознательно и добровольно принимают общественные нормы как свои собственные [6; С. 15].

Итак, в мировой педагогике конца XIX – середины XX вв. ценность личности начинает соотноситься с ценностью личности учащегося, с теми правами и свободами человека, кото­рые провозгла­шало государство. Прогрессивные педаго­ги пришли к единому выводу о равенстве прав и свобод взрослого и ребенка. Гуманисти­ческий заряд, присущий творчеству вы­дающихся учителей, встретил поддержку со стороны международных организаций в процессе выработки и реализации перспективной политики в сфере защиты прав ребёнка.

Сообщество учёных и практиков, социальные, коммерческие и государственные институты возлагают на детей большие надежды, желая для них безопасного детства, любви, защиты, воспитания, образования и поддержки. С этой целью создаются общественные и государственные организации, подписываются международные соглашения. Так, в 1924 г. Лига Наций (прообраз ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец, в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Далее, с 1979 по 1989 годы ведётся очень кропотливая и трудоёмкая работа по созданию Конвенции о правах ребенка (специальная комиссия ООН, состоящая из представителей разных стран, в том числе и нашей, во главе с польским ученым А. Лопатка, вела ее в течение десяти лет), которую 26 января 1990 года подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции.

Исключительно значимыми являются гарантии, кото­рые государства – участники Конвенции впервые в истории человечества предо­ставляют своим малолетним гражданам: спектр предоставляемых детям прав чрезвычайно широк. Так, декларируя равенство прав детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, нацио­нального, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и других обстоя­тельств, госу­дарства-участники обязуются:

· уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности;

· обеспечивать ребёнку, способному сформулировать свои общественные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка;

· государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести, религии;

· государства-участники признают право ребёнка на образование [1, с. 3].

Подытоживая, можно сказать: ребенку предоставляются все права, как взросло­му человеку. Но вместе с тем утверж­дается, что ребенок как человек все-таки еще не взрослый, менее защищенный, более уязвимый нуждается в особом, специальном подходе, в большем, чем по отношению к взрослым гражданам, внима­нии и опеке со стороны государства.

В 2008 году на XI-ой ежегодной встрече членов европейской Сети детских омбудсманов (ENOC) «Реализация Конвенции о правах ребенка» (Дублин (Ирландия), были озвучены следующие выводы: наибольшая опасность интересам ребенка исходит от взрослых, так как они обладают властью; необходимо изменить отношение взрослых к реализации принципа Конвенции о правах ребёнка – обеспечение наилучших интересов ребенка; важна разработка школьных программ по изучению прав ребенка для детей разного пола и разных возрастных категорий; при определении наилучших интересов детей должны участвовать сами дети; необходимо обучать судей принципам наилучшего обеспечения интересов ребенка, с целью использования ими этого принципа при вынесении решений и другому.

В этих выводах отражена приоритетная роль системы образо­вания, а также определены неотложные перспективные меры по модернизации международной образовательной политики.

В то время, пока взрослые граждане нашей страны принимают законы, создают общественные и государственные организации, подписывают международные соглашения, детям нужны защитники, адвокаты, помощники – те, кто будет отстаивать их права. Призвание педагогов – быть такими защитниками, пробивать эту стену молчания, превращать несчастное детство в слова и действия, которые выведут жизни неблагополучных детей из мира теней на свет.

 

Список литературы:
1. Беликова Г. «Государства-участники уважают право ребёнка…» // Семья и школа. – 1990. - № 6. – С. 1-3.
2. Валеева Р.А., Валеева Л.А. Права ребёнка в мире взрослых в контексте идей Януша Корчака и Джона Дьюи // Образование и саморазвитие. – 2014. - № 4. – С. 60-63. 
3. Гусинский Э.Н., Тугаринова Ю.Н. Введение в философию образования. М.: логос,2000. – 224 с. 
4. Корчак Я. Как любить ребёнка. - М.: Просвещение, 1991. – 192 с. 
5. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким (Лето в. Михалувке. - Слава). М.: Детская литература, 1964. – 92 с. 
6. Петровский М, Литвак Е. Идея самоценности детства // Первое сентября. – 1999. – № 53 (849). – С. 14-15.
7. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идея воспитания в русской философии. – М.: Российская политическая энциклопедия. – 2004. – 271 с.