Педагогические технологии как одно из условий реализации дополнительных общеобразовательных программ
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Педагогические технологии как одно из условий реализации дополнительных общеобразовательных программ
Pedagogical technologies as one of the conditions for the implementation of additional educational programs
Olga Bykova
Methodist, GBOU DOD Palace of children (youth) creativity The Moscow district of St. Petersburg – DD(Yu)T , Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. Одним из условий реализации дополнительных общеобразовательных программ является использование эффективных педагогических технологий. Совместное использование проектных технологий и технологий тьюторского сопровождения позволяет создать условия для развития у детей профессионально значимых качеств, формирования у них личностного и социального опыта.
Abstract. One of the conditions for the implementation of additional General education programs is the use of effective pedagogical technologies. The joint use of project technologies and technologies of tutor support allows to create conditions for the development of professionally significant qualities in children, the formation of their personal and social experience.
Ключевые слова: педагогическая технология; кейс-метод; социальное проектирование; технологии тьюторского сопровождения.
Keywords: pedagogical technology; case-method; social design; technologies of tutor support.
В процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ используются такие педагогические технологии и методы, как беседы, дебаты, тьюториал, технологии анализа ситуации, мозговой штурм, имитационные игры, мастер-класс, творческая мастерская, образовательное путешествие, «жужжащие» группы, беседы, дискуссии, проблемно-ценностное общение, тренинги.
Одной из технологий, используемых мною на практике, является кейс-метод, который имеет различные варианты. Среди них метод анализа кейсов, который позволяет в процессе групповой работы проиграть возможные ситуации в виде микропроблем и выработать приемы решения некоторых ситуаций. Данный метод можно использовать как на этапе диагностики проблемы и выработки способов её решения, так и в процессе обсуждения результатов выполненной работы с точки зрения эффективности выбранного способа решения проблемы. Данный метод позволяет ребенку сформировать навыки взаимодействия с участниками диалога, а также получить социальный опыт в процессе реализации решений. Очень эффективна данная технология на отдельных этапах проектной деятельности. Например, при рассмотрении проблем современной экологии дети анализируют их с различных точек зрения, в контексте биологии, экологии, техники, медицины, культуры, доказывая актуальность и значимость комплексного подхода в их решении. При этом акцент делается на выработке позиции ученика в решении данной проблемы.
Одним из направлений деятельности педагога дополнительного образования является тьюторская деятельность, предполагающая создание условий для выявления и развития способностей детей, построения им траектории личностного развития и саморазвития. Все тьюторские образовательные технологии имеют открытый характер, так как они:
- «открыты» возрасту (позволяют организовывать работу в разновозрастных группах),
- «открыты» содержанию учебных дисциплин (позволяют работать с любым предметным содержанием),
- являются организационно «открытыми» (позволяют работать в любых организационных условиях, сочетая различные направления педагогической работы - учебной, воспитательной, культурной и др.).
Технологии тьюторского сопровождения представляют собой комплекс форм и методов, которые используются тьюторами на практике системно. Основным методом тьюторского сопровождения является работа с вопросом тьюторанта. Вопрос может возникнуть на основе изучаемых тем, интересов детей или проблемы совместного обсуждения. При этом педагог расширяет вопросы, выделяет в них главный смысл, анализирует социальный опыт ребенка, направляет беседу на анализ собственных поступков, мотивируя ребенка на саморазвитие. Среди наиболее распространенных следует также выделить беседу как индивидуальную тьюторскую консультацию, проводимую с целью активизации деятельности школьника с учетом его способностей, особенностей его характера, навыков общения и направленную на совместный поиск способа решения проблемы в процессе педагогического диалога. Такой диалог всегда мотивирует учащихся к новым идеям, поискам, общению, самореализации, на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей образовательной траектории. Например, беседы об индивидуальных образовательных потребностях, о поиске возможностей самореализации, способах повышения познавательной или социальной активности.
В процессе групповой тьюторской консультации я часто организую рефлексию собственных и коллективных действий. Например, в процессе тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ детей с одинаковыми познавательными интересами. В рамках групповых занятий педагог одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Мотивационная работа заключается в определении уровня мотивации детей на развитие своего познавательного интереса, в соотнесении различных ожиданий тьюторантов, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ. Коммуникативная работа направлена на обеспечение обратной связи в группе и её результативности, умения вести диалог. Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечения понимания в группе, своевре-менную организации конструктивной критики и поиск коллективного решения.
По своей типологии тьюторские консультации бывают стартовыми, проводимыми в начале учебного года; аналитическими, например, с целью анализа результата самореализации ребенка в образовательном событии; тематическими по обсуждению актуальных проблем на основе запросов и потребностей детей; рабочими, используемых для текущего мониторинга, анализа и коррекции образовательного маршрута; итоговыми, во время которых фиксируются результаты каждого ученика относительно целей и задач, поставленных им на начальном или текущем этапе обучения. Данные методы я активно использую при организации групповой и индивидуальной исследовательской и проектной деятельности.
Среди одной из форм групповой работы я использую тьюториал или учебный тьюторский семинар, который предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей студентов и школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Он имеет цель оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Во время тьюториала могут быть приглашены внешние специалисты, которые помогают активизировать процесс обучения. Так, после изучения ряда тем по проблемам экологии, ученики разбиваются на подгруппы, каждая из которых получает задание по одной из экологических проблем. Цель занятия: поиск решения названных проблем, выработка модели поведения в определенных экологических ситуациях, представление собственных взглядов по исследуемой теме. Форма занятия – мозговой штурм с презентацией собственных решений. В процессе активного диалога детей я иногда координирую некоторые их действия, направляю беседу в сторону значимости участия каждого жителя (в данном случае ученика) в решении проблемы. После завершения работы каждая команда представляет свои идеи по решению определенной экологической проблемы, остальные учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение, делают прогноз. По итогам завершения данного этапа работы ученики оценивают свои действия по сохранению природы, выделяют наиболее эффективные способы решения экологических проблем, намечают ряд действий по реализации представленных идей (участие в предстоящих акциях, привлечение жителей к соблюдению норм экологической культуры, выпуск листовок и газеты с целью экологического просвещения детей и взрослых).
Одним из распространенных и эффективных методов в педагогической практике является метод проектов, который представляет совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Дети разрабатывают творческие, экологические, социальные проекты. Следует отдельно выделить технологию социального проектирования, которая основана на таких принципах, как востребованность и социальная значимость результатов, возможность оценить эффективность своей работы, участие в замысле проекта, опора на различные ресурсы, образовательное сопровождение. В процессе разработки социального проекта учитывается ряд особенностей: обязательная ориентация на осуществление социального действия, направленность на решение конкретной социально значимой проблемы, необходимость строгого учёта социального контекста, групповой характер проекта, определённость непосредственного предмета деятельности детей в рамках разработки и реализации проекта. Одним из примеров является совместный детско-взрослый социально-педагогический проект «Школа ландшафтного дизайна», который включает в себя образовательный и социальный компоненты. Первый компонент раскрывает основные теоретические вопросы ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна, методику разработки проектов ландшафтного дизайна городских территорий. Второй включает в себя разработку проектов создания ландшафтных композиций и малых архитектурных форм. Учащиеся анализируют предыдущий опыт, выделяют проблемы, предлагают пути её решения, разрабатывают проект и представляют его.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; теоретическая и практическая значимость предполагаемых результатов, самостоятельная (индивидуальная или групповая) деятельность учащихся, структурирование содержательной части проекта, использование исследовательских методов (определение проблемы, выдвижение гипотезы и её решения, выбор методов, способов оформления результатов, сбор, систематизация и анализ полученных результатов, их презентация). Результатом такой работы становится совместно разработанный проект по преобразованию окружающей среды выбранными средствами.
Данные технологии позволяют рассматривать определенную область знаний в контексте межпредметных связей, дополнять основное содержание обучения социальным опытом, создавать возможности для реализации инициативы, формирования социально активной личности. Использование тьюторских технологий создает возможности для саморазвития детей, выстраивания ими траектории личностного и профессионального развития, повышать интерес к познанию, самореализации.