СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
SUBJECT-ORIENTED TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE USING DIGITAL TECHNOLOGIES
Natalya Dutko
PhD in Psychology, Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается подход субъектно-ориентированного обучения в контексте преподавания русского языка как иностранного (РКИ) с акцентом на использование цифровых технологий. Обсуждаются методы и инструменты, которые позволяют учитывать индивидуальные потребности и интересы обучающихся, а также способы повышения их вовлеченности и мотивации. Анализируются примеры успешной практики применения онлайн-ресурсов, мобильных приложений и интерактивных платформ в процессе обучения. Статья также затрагивает вызовы и перспективы интеграции цифровых технологий в субъектно-ориентированное обучение РКИ.
Abstract. The article examines the subject-oriented learning approach in the context of teaching Russian as a foreign language (RCT) with an emphasis on the use of digital technologies. The methods and tools that allow taking into account the individual needs and interests of students, as well as ways to increase their involvement and motivation, are discussed. The examples of successful practice of using online resources, mobile applications and interactive platforms in the learning process are analyzed. The article also touches on the challenges and prospects of integrating digital technologies into subject-oriented RCT learning.
Ключевые слова: субъектно-ориентированное обучение; цифровые технологии; русский язык как иностранный; мотивация; методы.
Keywords: subject-oriented learning; digital technologies; Russian as a foreign language; motivation; methods.
В условиях стремительного развития цифровых технологий и их интеграции в различные сферы человеческой деятельности, включая образование, актуализируется вопрос о применении цифровых технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Особое внимание в данном контексте следует уделить субъектно-ориентированному подходу, важнейшие истоки которого можно найти в трудах К.Д. Ушинского, который подчеркивал, что образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, а не просто на передачу знаний.
Субъектно-ориентированное обучение представляет собой парадигму, ориентированную на активную роль учащегося в образовательном процессе, который сам выбирает направления и формы обучения, взаимодействуя с преподавателем и другими учащимися на равных. В рамках данной парадигмы преподаватель не просто передает знания, но и создает условия для личностного роста и развития каждого обучающегося.
Индивидуально-ориентированное обучение, напротив, фокусируется на адаптации образовательного процесса под индивидуальные особенности каждого учащегося. Это включает в себя учет таких факторов, как уровень знаний, когнитивные стили, темп обучения и индивидуальные предпочтения. Цель данной парадигмы заключается в оптимизации образовательного процесса для достижения максимальной эффективности усвоения материала.
Личностно-ориентированное обучение расширяет рамки индивидуально-ориентированного подхода, включая в рассмотрение не только когнитивные, но и аффективные аспекты личности учащегося. Это означает учет интересов, ценностей, мотивации, а также развитие социальных и эмоциональных компетенций. В данном контексте образовательный процесс рассматривается как средство личностного роста и формирования целостной личности, способной к саморегуляции и социальной адаптации.
Основные различия между субъектно-ориентированным, индивидуально-ориентированным и личностно-ориентированным подходами заключаются в акценте на различных аспектах образовательного процесса: субъектно-ориентированное обучение фокусируется на активном участии учащегося и его взаимодействии с образовательным окружением, индивидуально-ориентированное — на адаптации процесса под индивидуальные особенности учащегося, а личностно-ориентированное — на комплексном развитии личности, включая когнитивные, аффективные и социальные компоненты.
Цифровизация образования открывает новые перспективы для реализации субъектно-ориентированного подхода в преподавании РКИ. Цифровые технологии предоставляют широкий спектр инструментов, которые позволяют персонализировать учебный процесс, сделать его более интерактивным и увлекательным.
Одним из примеров таких инструментов являются онлайн-сервисы, позволяющие структурировать и систематизировать учебный материал. Например, сервис Barabook (https://barabook.ru) предоставляет возможность создания картотек, содержащих единицы, актуальные для изучения определенной темы[2, с. 65]. Это могут быть иностранные слова, даты, математические и химические формулы, термины, идиомы и любая другая текстовая или графическая информация.
Другим примером является онлайн-генератор прописей (https://tobemum.ru), который позволяет трансформировать введенный текст в прописи с различными параметрами разметки страницы, шрифта и вида линии. Это способствует развитию каллиграфических навыков и повышению мотивации учащихся.
Мобильные приложения, такие как Skyeng, Lingualeo и WordSteps, предлагают интерактивные задания и упражнения для практики различных аспектов языка. Они позволяют учащимся изучать русский язык в любое время и в любом месте, что особенно актуально для тех, кто не имеет возможности живого общения с носителями языка.[5, с. 35]
Сервис Skyeng предоставляет комплексную платформу для изучения русского языка как иностранного, охватывая широкий спектр образовательных функций и инструментов. Рассмотрим ключевые аспекты его функционала. Платформа предлагает широкий спектр интерактивных упражнений и заданий, направленных на развитие всех аспектов языковой компетенции, включая грамматику, лексику, чтение, письмо и устную речь. Также Skyeng предлагает обширный банк тестов для определения текущего уровня владения языком и отслеживания динамики прогресса, что позволяет объективно оценивать эффективность обучения.
С помощью мобильного приложения Lingualeo при изучении лексики можно создавать классификации по тематическим категориям, таким как овощи, фрукты, животные, предметы быта, профессии, еда, транспорт и многое другое. Это позволяет систематизировать знания и облегчает запоминание новых слов.
Кроме того, в приложении можно использовать различные режимы изучения, например, карточки со словами, аудиозаписи с произношением, тесты и игры. Всё это помогает не только запоминать новые слова, но и практиковать их использование в контексте.
Также в Lingualeo можно отслеживать прогресс в изучении лексики, видеть статистику и анализировать свои успехи. Это мотивирует продолжать обучение и совершенствовать свои языковые навыки.
Мобильное приложение WordSteps представляет собой инновационный инструмент для освоения русского языка как иностранного. Данное приложение позволяет обучающимся, изучающим русский язык как иностранный эффективно работать над следующими ключевыми компонентами: освоение тематически организованного словарного запаса, включающего такие области, как семейные отношения, профессиональная деятельность, образовательный процесс, питание, путешествия и др.; детальное изучение грамматических форм и конструкций, таких как временные формы глаголов, падежные системы, склонение и спряжение имен и других частей речи; углубленное понимание и закрепление устойчивых выражений и фразовых глаголов, являющихся важной составляющей речевой практики; правильное произношение слов; расширение словарного запаса; подготовка к экзаменам или тестам по русскому языку; изучение специальной терминологии в различных областях (например, медицина, техника, искусство).
В сети Интернет представлены разнообразные онлайн-платформы с адаптивным обучением, которые предлагают персонализированные задания и материалы на основе анализа уровня владения языком и интересов учащихся. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и адаптировать учебный процесс под его потребности, свой выбор мы остановили на «ЯКлассе». Преимущества его обусловлены интеграцией с «Российским учебником», что позволяет осуществлять образовательный процесс в школе при смешенном обучении [1, с. 4].
И. В. Дмитриев, Р. Б. Торский, С. В. Кравченко подчеркивают, что одним из лучших школьных проектов является цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» [3,С.107].
Рассмотрим онлайн-платформу «ЯКласс» для РКИ, её основные возможности:
Платформа предлагает множество интерактивных упражнений на грамматику (спряжение глаголов, падежи, времена), лексику (тематические словари, фразеологизмы), орфографию и пунктуацию. Упражнения выполняются в формате тестов с автоматической проверкой, что позволяет сразу увидеть ошибки и улучшить знания.
«ЯКласс» содержит краткие и понятные объяснения правил русского языка, которые могут быть полезны для иностранцев на начальном и среднем уровнях. Кроме того, платформа использует игровые элементы: баллы за выполненные задания, рейтинги среди пользователей, сертификаты за достижения. Это помогает поддерживать интерес к изучению языка.
Учителя РКИ могут создавать собственные задания на платформе.
Проектная деятельность также играет важную роль в реализации субъектно-ориентированного подхода к обучению. Учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, соответствующие их образовательным интересам и потребностям, такие как создание блога, посвящённого российской культуре, или подготовка мультимедийной презентации на тему русского языка. Данный вид деятельности способствует развитию креативных способностей учащихся, а также закреплению языковых навыков в контексте практического применения.
Цифровые технологии предоставляют преподавателю возможность оперативно получать обратную связь от учащихся и адаптировать учебный процесс в реальном времени. Онлайн-тесты, опросы и другие формы обратной связи позволяют выявлять трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и корректировать методику обучения с учётом полученных данных.
Однако интеграция цифровых технологий в процесс обучения русскому языку как иностранному сопряжена с рядом вызовов[4, с.47]. Среди них можно выделить необходимость разработки специализированных цифровых инструментов, адаптированных под конкретные образовательные потребности и уровень владения языком иностранными учащимися. Кроме того, важным аспектом является подготовка преподавателей к эффективному использованию цифровых технологий в образовательном процессе.
В заключение следует отметить, что интеграция цифровых технологий в субъектно-ориентированное обучение русскому языку как иностранному представляет собой перспективное направление, способное значительно повысить качество и эффективность образовательного процесса. Однако успешная реализация данного подхода требует решения ряда задач, связанных с разработкой инновационных цифровых инструментов, подготовкой квалифицированных педагогических кадров и обеспечением безопасности данных учащихся.
