Статья:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ануфриева А.А. РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ануфриева Анастасия Алексеевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя школа №15», РФ, г. Новоалтайск

 

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' GIFTEDNESS IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE MODERN PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

 

Anastasia Anufrieva

A teacher of Russian language and literature, MBOU "Secondary school No. 15", Russia, Novoaltaysk

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития одаренности детей с ранних этапов. Обсуждаются современные вызовы и тенденции в системе дошкольного образования, такие как нехватка квалифицированных кадров, уход от зарубежных практик, изменение структуры семьи и другие. В ответ на эти вызовы система дошкольного образования разрабатывает новые подходы и решения, направленные на повышение качества и эффективности образования.

Abstract. The article deals with the problem of the development of children's giftedness from an early stage. Current challenges and trends in the pre-school education system, such as a shortage of qualified personnel, withdrawal from foreign practices, changing family structure, and others are also discussed. In response to these challenges, the preschool education system is developing new approaches and solutions aimed at improving the quality and effectiveness of education.

 

Ключевые слова: развитие одаренности, дошкольное образование, инновационные методики, творческие способности, современные вызовы, геймификация, цифровизация, индивидуализация обучения, развивающие программы, специализированные кружки, поддержка одаренных детей.

Keywords: development of giftedness, preschool education, innovative methods, creative abilities, modern challenges, gamification, digitalization, individualization of learning, educational programs, specialized clubs, support for gifted children.

 

В современном стремительно развивающемся мире, где инновации и творческое мышление становятся ключевыми факторами успеха, развитие одаренности детей с ранних этапов приобретает особую актуальность. Одаренность, как отмечают исследователи (С.Ю. Степанов, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков), представляет собой комплекс способностей, обеспечивающих возможность достижения выдающихся результатов в определенной области деятельности. По определению ЮНЕСКО, одаренные дети — это те, которые демонстрируют высокие достижения в интеллектуальной, творческой, художественной, лидерской или других областях деятельности. В дошкольном возрасте одаренность проявляется в различных формах: повышенная любознательность, нестандартное мышление, развитая фантазия, склонность к творчеству и лидерству.

Дошкольное образование играет важнейшую роль в раскрытии и развитии одаренности детей. Именно в этот период закладываются основы интеллектуального, творческого и личностного развития ребенка. Современные дошкольные учреждения предоставляют широкий спектр возможностей для реализации потенциала одаренных детей: развивающие программы, специализированные кружки и секции, индивидуальные занятия с педагогами-психологами.

«Теоретико-методическая основа применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста базируется на интеграции аксиологического, герменевтического и информационного подходов» [1, с. 137].

Поддержка и развитие одаренности детей с ранних этапов позволяет не только раскрыть их уникальные способности, но и сформировать у них уверенность в себе, целеустремленность и готовность к дальнейшему успешному обучению и жизни в современном обществе.

Современные вызовы для системы дошкольного образования

Система дошкольного образования сталкивается с рядом современных вызовов, которые требуют новых подходов и решений:

Нехватка квалифицированных кадров: низкая заработная плата и отсутствие перспектив карьерного роста приводят к нехватке квалифицированных воспитателей и специалистов дошкольного образования.

Уход от зарубежных практик: санкции и ограничения подтолкнули к пересмотру зарубежных практик и адаптации отечественных методик дошкольного образования.

Изменение структуры семьи: рост числа неполных и многодетных семей, а также занятость обоих родителей ставят перед дошкольным образованием новые задачи по поддержке и социализации детей.

Разнообразие образовательных потребностей: дети приходят в дошкольные учреждения с разным уровнем развития и потребностями, что требует индивидуализации образовательного процесса.

Недостаточное финансирование: дошкольное образование часто недофинансируется, что сказывается на качестве предоставляемых услуг и материально-техническом оснащении дошкольных учреждений.

Низкая доступность дошкольного образования: нехватка мест в дошкольных учреждениях и высокая стоимость частных детских садов ограничивают доступность дошкольного образования для многих семей.

Несоответствие образовательных программ современным требованиям: традиционные образовательные программы не всегда отвечают современным требованиям и не учитывают индивидуальные особенности детей.

В ответ на современные вызовы система дошкольного образования развивает ряд трендов, направленных на повышение качества и эффективности:

Фокусирование на отечественных методиках: санкции и ограничения подтолкнули к пересмотру зарубежных практик и адаптации отечественных методик дошкольного образования.

Геймификация: использование игровых элементов в образовательном процессе повышает мотивацию детей и делает обучение более увлекательным.

Цифровизация: внедрение цифровых технологий в дошкольное образование позволяет расширить возможности обучения, индивидуализировать подход и повысить эффективность взаимодействия с родителями.

Индивидуализация обучения: использование современных технологий и методик позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и строить образовательный процесс с учетом его потребностей.

Создание развивающей среды: дошкольные учреждения создают развивающую среду, которая стимулирует любознательность, творчество и социальные навыки детей.

Партнерство с родителями: дошкольные учреждения активно вовлекают родителей в образовательный процесс, предоставляя им информацию о развитии детей и рекомендации по их поддержке.

Цифровизация как ключевой тренд

Цифровизация является одним из ключевых трендов, отвечающих на вызовы системы дошкольного образования. Она позволяет:

Повысить доступность дошкольного образования: цифровые платформы и онлайн-курсы делают дошкольное образование более доступным для детей из отдаленных районов и семей с ограниченными возможностями.

Индивидуализировать обучение: цифровые технологии позволяют отслеживать прогресс каждого ребенка и адаптировать образовательный процесс под его индивидуальные потребности.

Повысить эффективность взаимодействия с родителями: цифровые платформы облегчают обмен информацией между дошкольными учреждениями и родителями, позволяя им быть более вовлеченными в образовательный процесс своих детей.

Повысить квалификацию воспитателей: онлайн-курсы и вебинары предоставляют воспитателям возможности для непрерывного профессионального развития.

Оптимизировать управление дошкольными учреждениями: цифровые системы управления помогают автоматизировать административные процессы, высвобождая время воспитателей для работы с детьми.

Внедрение этих трендов позволяет системе дошкольного образования преодолевать современные вызовы, повышать качество образования и создавать более благоприятные условия для развития детей.

Важность и глобальность цифровой трансформации всех систем общества и системы дошкольного образования

В стремительно меняющемся цифровом ландшафте цифровая трансформация стала неотъемлемой частью всех аспектов общества, включая систему дошкольного образования. Цифровая трансформация привносит ряд преимуществ, которые революционизируют способ обучения, взаимодействия и работы людей.

Важность цифровой трансформации для общества

Цифровые технологии автоматизируют задачи, повышают производительность и оптимизируют процессы, освобождая время и ресурсы для более творческих и стратегических начинаний. Цифровые платформы облегчают общение между людьми, независимо от географического положения. Это улучшает сотрудничество, обмен информацией и доступ к знаниям.  Цифровые технологии преодолевают географические барьеры, обеспечивая доступ к образованию и здравоохранению для людей, которые в противном случае не имели бы к ним доступа. Цифровая трансформация создает новые отрасли и рабочие места, предоставляя возможности для экономического роста и развития. Цифровые технологии обеспечивают прозрачность и подотчетность в государственных и частных организациях, повышая доверие и эффективность.

Глобальность цифровой трансформации

Цифровая трансформация способствует глобализации и росту мировой экономики, соединяя предприятия, потребителей и рынки. Цифровые технологии улучшают глобальное здравоохранение, обеспечивая доступ к телемедицине, электронным медицинским картам и инновационным методам лечения. Цифровые технологии расширяют доступ к образованию на глобальном уровне, предоставляя онлайн-курсы, виртуальные классы и цифровые учебные материалы. Цифровые платформы облегчают культурный обмен, соединяя людей из разных культур и фонов. Цифровые технологии играют важную роль в обеспечении глобальной безопасности, помогая предотвращать киберпреступность, терроризм и другие угрозы.

Цифровая трансформация в системе дошкольного образования

Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на систему дошкольного образования:

Персонализированное обучение: Цифровые технологии позволяют персонализировать обучение, адаптируя содержание и темп обучения к индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Раннее развитие навыков: Цифровые игры и приложения могут помочь в развитии ранних навыков, таких как грамотность, математика и решение проблем.

Улучшение взаимодействия родителей: Цифровые платформы облегчают взаимодействие родителей с учителями, предоставляя обновления о прогрессе ребенка и возможности для совместной работы.

Повышение доступности: Цифровые технологии расширяют доступ к дошкольному образованию, предоставляя онлайн-программы и ресурсы для детей, которые не могут посещать традиционные школы.

Подготовка к будущему: Цифровая трансформация готовит детей к будущему, развивая их цифровые навыки и знакомя их с технологиями, которые будут иметь решающее значение в их жизни.

Цифровые технологии в процессе развития одаренных детей

Цифровые технологии играют все более важную роль в развитии одаренных детей, предоставляя им новые возможности для обучения, общения и творчества. Вот некоторые из ключевых технологий, которые используются в этом процессе:

Электронный учебник обеспечивает автономное изучение теоретических аспектов курса. Он основан на гипертекстовой структуре, которая позволяет учащимся продвигаться по индивидуальным образовательным маршрутам.

Электронный справочник предоставляет обучающимся быстрый доступ к необходимым справочным материалам в удобном формате. Он может выступать как отдельное учебное пособие или интегрироваться в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры помогают закрепить полученные знания и развить практические навыки в условиях, имитирующих реальные ситуации.

Плюсы цифровых технологий в процессе развития одарённых детей

Цифровые технологии предоставляют одарённым детям доступ к огромному количеству информации, образовательных материалов и возможностей для обучения, которые могут быть недоступны в традиционных учебных заведениях. Цифровые технологии позволяют создавать персонализированные образовательные программы, адаптированные к уникальным потребностям и интересам одарённых детей, что способствует их более эффективному обучению. Цифровые технологии предоставляют возможности для участия в интерактивных симуляциях, играх и онлайн-дискуссиях, которые развивают критическое мышление и навыки решения проблем. Цифровые технологии облегчают сотрудничество и общение между одарёнными детьми, независимо от их географического положения, что способствует обмену идеями и расширению их перспектив. Цифровые технологии предоставляют инструменты и платформы для выражения творческих способностей одарённых детей, таких как создание цифрового искусства, музыки или видео.

Однако существуют и проблемы развития цифровизации дошкольного образования:

Цифровые технологии могут ограничивать возможности для личного взаимодействия между одарёнными детьми и их учителями или сверстниками, что может привести к социальной изоляции. Цифровые технологии могут быть отвлекающими, и одарённые дети могут чрезмерно увлекаться использованием устройств и онлайн-активностями, что может негативно сказаться на их учёбе и общем развитии. Не все одарённые дети имеют равный доступ к цифровым технологиям и могут оказаться в невыгодном положении по сравнению со своими сверстниками, имеющими доступ к более совершенным устройствам и ресурсам. Использование цифровых технологий может привести к проблемам с конфиденциальностью и безопасностью, таким как киберзапугивание или ненадлежащий сбор данных, что может негативно сказаться на благополучии одарённых детей. Чрезмерное использование цифровых технологий может привести к зависимости и снижению мотивации к участию в других видах деятельности, таких как чтение, спорт или общение с друзьями.

Перспективы дальнейшей цифровизации системы дошкольного образования

Персонализированное обучение: Цифровые технологии могут использоваться для создания персонализированных образовательных программ, адаптированных к индивидуальным потребностям и интересам каждого ребенка. Это позволит дошкольникам учиться в своем собственном темпе и сосредоточиться на областях, в которых они преуспевают.

Интерактивное обучение: Цифровые технологии могут сделать обучение более интерактивным и увлекательным для дошкольников. Использование игр, симуляций и других интерактивных занятий может помочь удержать внимание детей и сделать обучение более запоминающимся.

Расширение доступа к образованию: Цифровые технологии могут помочь расширить доступ к дошкольному образованию для детей из отдаленных районов или с особыми потребностями. Онлайн-платформы и образовательные приложения могут обеспечить дошкольников необходимыми ресурсами и поддержкой, независимо от их местоположения или обстоятельств.

Сотрудничество и общение: Цифровые технологии могут облегчить сотрудничество и общение между дошкольниками, их учителями и родителями. Онлайн-форумы, видеоконференции и другие инструменты могут способствовать обмену идеями, поддержке и совместному обучению.

Отслеживание прогресса и оценка: Цифровые технологии могут использоваться для отслеживания прогресса дошкольников и оценки их развития. Это может помочь учителям и родителям выявлять области, требующие дополнительной поддержки, и вносить необходимые корректировки в образовательные программы.

В заключение, цифровая трансформация является важным и глобальным явлением, которое имеет глубокое влияние на все системы общества, включая систему дошкольного образования. Она привносит ряд преимуществ, которые повышают эффективность, улучшают общение, расширяют доступ к образованию и здравоохранению, создают новые возможности и повышают прозрачность. Цифровая трансформация в системе дошкольного образования персонализирует обучение, развивает ранние навыки, улучшает взаимодействие родителей, повышает доступность и готовит детей к будущему. По мере того, как цифровые технологии продолжают развиваться, их влияние на общество и систему дошкольного образования, несомненно, будет и дальше расти.

 

Список литературы:
1. Кушнерова, Д. П. Теоретико-методическая основа применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д. П. Кушнерева // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 6 (79). — С. 136- 138.
2. Мироненко, Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура [Электронный ресурс] / Е. С. Мироненко // Социальное пространство. — 2019. — № 4 (21). — С. 1-14.
3. Оздамирова, Л. М. Развитие процессов цифровизации современной экономики [Электронный ресурс] / Л. М. Оздамирова, А. А. Амирова, Т. С. Магамадова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — Т. 12. — № 8А. — С. 297-302
4. Стрекалова, Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование [Электронный ресурс] / Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — Т. 25. — № 2. — С. 84-88.
5. Тарасов, C. В. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода [Электронный ресурс] / С. В. Тарасов, А. Е. Марон // Человек и образование. — 2010. — № 3. — С. 14-18.