Статья:

РАБОТА В ФОРТЕПИАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ДИРИЖЕРА

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Маслова И.В. РАБОТА В ФОРТЕПИАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ДИРИЖЕРА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАБОТА В ФОРТЕПИАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ДИРИЖЕРА

Маслова Ирина Валерьевна
канд. пед. наук, преподаватель 46 кафедры (фортепиано), «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

WORKING IN A PIANO ENSEMBLE AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A FUTURE MILITARY CONDUCTOR

 

Irina Maslova

Candidate of pedagogical sciences, teacher of the 46th department (piano), «Prince Alexander Nevsky Military University» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В Военном институте (военных дирижеров) Военного университета исполнительская подготовка всегда была на самом высоком уровне и не последнюю роль в этом играет дисциплина «Фортепиано». Благодаря широкому спектру тем у курсантов есть возможность максимально обогатить свои знания в области музыкального искусства. Игра в ансамбле является немаловажным компонентом развития будущего военного дирижера, следовательно, изучение данного вопроса никогда не потеряет своей актуальности.

Abstract. At the Military Institute (military conductors) of the Military University, performance training has always been at the highest level, and the discipline "Piano" plays an important role in this. Thanks to a wide range of topics, cadets have the opportunity to maximally enrich their knowledge in the field of musical art. Playing in an ensemble is an important component in the development of a future military conductor, therefore, studying this issue will never lose its relevance.

 

Ключевые слова: военный дирижер, общее фортепиано, ансамбль, аккомпанемент, курсанты.

Keywords: military conductor, general piano, ensemble, accompaniment, cadets.

 

Военный институт (военных дирижеров) Военного университета во все времена своего существования славился высоким качеством подготовки военных дирижеров. Сложность обучения в данной образовательной организации заключается в том, что помимо существенного объема музыкальных предметов курсанты в обязательном порядке проходят множество военных дисциплин, что является большой нагрузкой для обучающихся.

Воспитанием будущих высококвалифицированных музыкантов занимаются преподаватели следующих кафедр:

  • военно-дирижерская,
  • инструментов военных оркестров,
  • военно-оркестровой службы,
  • инструментовки и чтения партитур,
  • теории и истории музыки,
  • фортепиано.

По своей сути учебный план подготовки дирижеров изначально был создан так, что изучаемые темы на разных кафедрах так или иначе пересекаются друг с другом, что позволяет максимально глубоко прорабатывать разные учебные вопросы. Так, например, по дисциплине «Фортепиано» курсанты проходят следующие темы:

  • чтение с листа,
  • гаммы,
  • полифонические произведения,
  • пьесы (разных жанров и стилей),
  • крупную форму,
  • ансамбли,
  • аккомпанементы,
  • ознакомлении с оркестровым репертуаром.

Похожие темы, конечно, можно встретить и на других кафедрах.

Так как прогресс не стоит на месте и новые технологии не только стремительно врываются в нашу жизнь, но и с феноменальной скоростью модернизируются, то преподавателям кафедр, чтобы не терять достигнутый уровень качества образования, приходится постоянно мониторить и исследовать современные вопросы педагогики. Так, например, на кафедре «Фортепиано» ведутся активные разработки в области изучения авторской школы исполнительства в контексте национальной фортепианной традиции [1], изучаются важные нюансы формирования творческой личности будущего военного дирижера в классе фортепиано [2], перспективы использования биологической обратной связи для обучения музыкантов-исполнителей [10], различные марши, переложенные на фортепиано [12] и др.

Работа дирижера всегда связана с разного рода коллективами и для отработки ощущения «братского плеча», взаимодействия друг с другом и лидерских качеств в классе «Фортепиано» лучше всего подходит тема «Ансамбли». По вопросам ансамблевого репертуара можно найти достаточно много информации, но в данном исследовании хотелось бы не только обобщить важные и интересные мысли других исследователей в этой области, но и обратить внимание на определенную специфику работы с курсантами.

Конечно, работа над ансамблем в классе общего фортепиано в некоторых деталях отличается от специального фортепиано, о чем уже написали Сафиуллин С.А. [11], Ястреб Н.В. [14], Ивашкова Ю.И. [3] и др. Однако, особые условия жизни курсантов в Военном институте накладывают определенный отпечаток не только на общий распорядок дня обучающихся, но и на методику преподавания. Разберем этот вопрос более подробно.

Военный институт является режимным военным объектом со своими правилами жизни. Все курсанты и военный преподавательский состав в зависимости от графика дежурств встают в суточные наряды, отрабатывают порядок действий при сигналах тревоги, проходят курсы владения различными видами оружия и многое другое. Особое значение в учебном процессе уделяется физической подготовке, на которую отводится существенный процент часов. Одновременно с музыкальными предметами курсанты изучают множество дисциплин, связанных с военным делом, тактикой, медициной и др. Следовательно, в первую очередь в курсантах воспитывают офицеров, способных быстро ориентироваться в условиях боевых действий и экстренных ситуаций.

Как следует из вышесказанного, при такой большой военной нагрузке на музыкальные предметы отводится не все время обучения, а лишь определенная часть. Поэтому занятия по фортепиано проходят у курсантов лишь раз в неделю 45 минут. Следовательно, так как за семестр необходимо пройти целый ряд тем, то на каждую из них приходится не так уж много занятий. Порой на одну тему может быть отведено 2 или 3 занятия, за которые необходимо не только выучить наизусть текст музыкального произведения, но и создать сформированный музыкальный образ.

В таких сжатых условиях работы для достижения высоких результатов преподавателям приходится прибегать к разным способам повышения «производительности труда». Приведем некоторые особенности проведения занятий в классе фортепиано.

Первое – это изучение через ансамбль других учебных тем, для чего подбирается специальный репертуар, о чем писала в своей работе Кузнецова М.В. [6]. Так, например, в качестве ансамбля можно брать не только произведения в форме пьесы, но и полифонические произведения, сонаты, различные формы вариаций и т.п. Особой благодатной почвой могут стать ансамбли, написанные в полифоническом стиле. Так как курсанты в основном не очень хорошо владеют навыками игры на фортепиано, то именно в ансамбле им проще и доступнее можно объяснить законы голосоведения. За счет того, что одну и туже тему играют разные участники музыкального коллектива, курсанты со слабым уровнем подготовки на примере изучения ансамбля могут быстрее понять многие исполнительские задачи, которые стоят перед ними в сольных полифонических произведениях.

Также вариантом взаимодействия учебных тем может являться исполнение в ансамбле различных оркестровых произведений [13], что в условиях Военного института является дополнительной отработкой темы «Ознакомление с оркестровым репертуаром». Так как клавиры по сложности исполнения могут быть доступны далеко не всем курсантам, а изучать данную тему военным дирижерам просто необходимо, то исполнение переложений в составе ансамбля может стать настоящим спасением для преподавателей в классе фортепиано. Так, например, в ансамбле можно пройти как симфоническое творчество различных композиторов, так концертные пьесы для оркестров (К. Сен-Санс «Пляска смерти», «Карнавал животных» и многое другое).

Отдельной особенностью работы является групповое фортепиано. Для гражданских музыкальных учебных учреждений данное понятие является чем-то совершенно новым и необъяснимым. В Военном институте групповое фортепиано представляет собой занятие, на котором должно присутствовать от 6 до 10 человек. Спектр тем для изучения в групповом фортепиано полностью повторяется из индивидуальных занятий. В таком формате проведения урока на преподавателе лежит большая нагрузка, так как плюс к обычным исполнительским вопросам для поддержания интереса у всех участников учебного процесса педагогу добавляется еще лекторская составляющая. И именно в групповом фортепиано использование взаимосвязи тем (ансамбль-полифония, ансамбль-пьеса, ансамбль-соната и ансамбль-оркестровые переложения) является единственной возможностью исполнительской активизации максимально возможного количества курсантов в классе.

Также важной деталью подготовки темы «Ансамбль» является правильный подбор репертуара, в том числе из произведений современных композиторов [8]. За последнее время в области фортепианного исполнительства написано огромное количество прекрасных сочинений, совершенно неизвестных широкой публике. Такие пьесы чаще всего имеют приятный музыкальный колорит, в котором слышатся элементы советских песен, фрагменты джазовых вариаций и даже гармонические ряды из эстрадной музыки. Обогащение ансамблевого репертуара современными композициями помогает поддерживать живой интерес курсантов к этой учебной теме.

Второй важной особенностью проведения занятий по теме «Ансамбль» является использование в процессе обучения интерактивных цифровых технологий [4]. Так как каждая учебная аудитория в Военном институте оснащена электронными досками, то у преподавателей есть уникальная возможность применять на практике не только словесные способы передачи информации, но и такие средства как электронный учебник, презентации, фрагменты виде/аудиозаписей и многое другое. Особенно удобно через электронную доску показывать сложные схемы и примеры исполнения изучаемого произведениями другими ансамблями, музыкантами и составами.

Помимо органичного внедрения мультимедийных технологий в процесс занятий на уроках «Фортепиано» часто применяются рационализаторские предложения, разработанные на кафедре [9]. Так, например, по теме «Гаммы» преподавательским составом активно используется электронный самоучитель-тренажер, который хранит в себе целый блок видео с подробным описанием аппликатурных принципов исполнения гамм в прямом движении. Для данного тренажера использовалась как живая запись рук исполнителя в момент игры, так и запрограммированные видео, в которых на схематично изображенной клавиатуре рояля в нужном порядке отображаются в виде цифр пальцы, необходимые для данной тональности.

Для работы над ансамблем на кафедре используется отдельное рационализаторское предложение – специальное накладное устройство, лишающее исполнителей визуального контакта с клавиатурой. Данное приспособление располагается на небольшой высоте от клавиатуры (давая доступ рукам к клавишам), полностью перекрывая обзор клавиш. Использование такой накладной панели помогает курсантам внимательнее смотреть в ноты при быстрой пальцевой ориентации на клавиатуре. Таким образом, повышается концентрация внимания на нотном тексте, лучше разрабатывается мышечная память и качественнее запоминается текст произведения.

Так как изучение боевого опыта присутствует практически во всех задачах курсантов, то внедрение данного контекста в музыкальные дисциплины является третьей важной особенностью работы в классе «Фортепиано». В теме «Ансамбль» применение боевого опыта может быть только в форме изучения переложений патриотических песен для 4-х и 8-ми ручных фортепианных ансамблей. Так как таких произведений на данный момент насчитывается не так уж и много, то преподавательский состав кафедры взял на себя большую работу по созданию целого сборника переложений для фортепианного ансамбля песен, звучащих сейчас на специальной военной операции и посвященных ей. Конечно, в одном труде невозможно охватить все песенное творчество, звучащее сейчас на фронте, поэтому данная работа скорей всего будет состоять из нескольких частей.

Четвертой особенностью работы на кафедре является обучение не только русских, но и иностранных курсантов. По обмену опытом в Военный институт приезжают военнослужащие из Африки, Казахстана, Белоруссии, Монголии и других стран. Так часто бывает, что многие из них имеют слабую исполнительскую подготовку и программа российского отделения им не подходит. В таких случаях настоящим спасением могут быть произведения для 8-ми ручного ансамбля. При малом количестве нот у каждого участника процесса, в общей массе звучания получается создать полноценную картинку многозвучного произведения. За счет таких сочинений преподаватель может поддержать живой интерес к фортепианному исполнительству даже у самых слабых курсантов. Именно в работе с иностранными военнослужащими обязательное получение положительного результата является одной из основных задач, так как им сложнее осваивать музыкальный материал, чем русским курсантам [5].

Конечно, для достижения высоких результатов одних аудиторных занятий раз в неделю с преподавателем недостаточно, необходима качественная самостоятельная работа курсантов [7]. Организация своего времени – важная часть подготовки дирижеров, так как в будущем им нужно будет нести ответственность за целые коллективы. Именно работа в ансамбле помогает лучше сориентировать курсантов на вопрос взаимодействия друг с другом. В условиях жесткой экономии времени ребятам необходимо не только находить общие перерывы для репетиций, но и заранее искать возможности для самостоятельной проработки своих партий.

Дополнительным способом стимулирования курсантов является обыгрывание своих произведений в рамках военно-научной секции кафедры. В Военном институте за каждой кафедрой числится своя отдельная секция, в которой курсанты могут делиться друг с другом и преподавательским составом результатами своих научных исследований. Так как курсанты всегда больше направлены на исполнительскую сторону процесса, то соединение науки и музыки проще всего делать посредством изучения ансамблевого репертуара. Это означает, что двум курсантам значительно проще и интереснее подготовить научное сообщение об изучаемом произведении, нежели одному. А концертное выступление после доклада может являться своего рода «бонусом» за проделанную работу.

Таким образом, можно подвести следующий итог. Обучение курсантов в Военном институт имеет ряд характерных отличительных особенностей, связанных со спецификой обучения военнослужащих. Для развития лидерских качеств будущих военных дирижеров все изучаемые темы по дисциплине «Фортепиано» необходимы, но отдельно можно выделить именно «Ансамбль», в котором взаимодействие друг с другом отрабатывается максимально качественно. В условиях сжатых временных сроков именно посредством ансамбля преподаватели кафедры могут лишний раз проработать смежные темы. Конечно, в рамках данной статьи получилось охватить только самые главные особенности работы над данной темой и в стороне осталось еще много неосвещенных деталей процесса обучения военных дирижеров, что в будущем может стать темой для новых исследований.

 

Список литературы:
1. Варламов Д.И., Платонова А.А. Авторская школа в контексте национальной фортепианной традиции // Искусство и образование. 2020. № 5 (117). С. 26-36.
2. Григорьян Г.Э. Формирование творческой личности будущего дирижера военного духового оркестра в классе фортепиано // Бизнес и общество. 2023. № 2 (38). С. 1-5.  
3. Ивашкова Ю.И. Фортепианный ансамбль в классе общего фортепиано // Вестник Института культуры детства. Ежегодный альманах: сборник материалов по итогам международной научной конференции и реализации проекта «Социокультурная матрица молодежи». Челябинск. 2023. С. 78-81.
4. Кодинцева Д.Ю., Сафиуллин С.А. Значение интерактивных цифровых технологий в процессе обучения игре на фортепиано будущих дирижеров военных духовых оркестров // Культура: открытый формат. Сборник научных статей. Международная заочная научная конференция. Минск. 2022. С. 116-120.
5. Кузнецова Е.О. Особенности работы над фортепианным ансамблем с иностранными студентами // Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании. Сборник статей по материалам Второй международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2024. С. 318-222
6. Кузнецова М.В. Особенности подбора репертуара для курсантов венного института (военных дирижеров) Военного университета имени князя Александра Невского по дисциплине «Фортепиано» // Инновации в науке и технике: современные вызовы: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2024. С. 406-413.
7. Малыхина И.В. Формирование навыков самостоятельной работы при подготовке к занятиям по фортепиано // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2023. № 3. С. 28-37.
8. Маргашкина Е.Г. Изучение произведений современных композиторов по дисциплине «фортепиано» // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2023. №2 (20). С. 53-57.
9. Маслова И.В. Рационализаторская деятельность по дисциплине «Фортепиано» в Военном университете // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции 17 августа 2024 г. Магнитогорск. 2024. С. 77-79.
10. Петренко Т.И., Базанова О.М., Кабардов М.К. Перспективы использования биологической обратной связи для обучения музыкантов-исполнителей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 4. С. 495-516.
11. Сафиуллин С.А. Специфика работы над фортепианным ансамблем в классе фортепиано Военного института (военных дирижеров) Военного университета // Флагман науки. 2023. №5 (5). С. 352-358
12. Францева-Дозорова Е.Н. Марши Глинки, Чайковского и Танеева в классе фортепиано как практическое ознакомление с модификацией жанра военной музыки // Современные гуманитарные исследования. 2022. №3(106). С. 28-37.
13. Цокало Т.Ю. Некоторые вопросы работы над переложениями оркестровых произведений для фортепианного ансамбля // Образование в сфере искусства. 2019. № 1 (13). С. 27-31
14. Ястреб Н.В. Работа над фортепианным ансамблем на уроках общего курса фортепиано // Технологии образования. 2024. №6 (28). С. 67-69.