Статья:

К вопросу об использовании интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Аразян Р.Р. К вопросу об использовании интернет-ресурсов на уроках иностранного языка // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 47-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об использовании интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Аразян Рубина Робертовна
учитель английского языка, ГБОУ Школа 1554, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В последние десятилетия важность изучения иностранных языков становится во главу угла на всех уровнях образования: общем обязательном образовании, среднем-специальном и высшем профессиональном. Реалии современного мира задают способы и формы образовательных траекторий. В последние два года развивающейся формой обучения, набирающей популярность в Московской школе становится МЭШ (Московская электронная школа) и платформы для обучения, связанные идеологически. В данной статье мы рассмотрим основные способы информатизации уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

 

Ключевые слова: иностранный язык; Интернет; интернет-технологии; обучение.

 

В современном мире – мире деловой коммуникации, знание иностранного языка является не только необходимостью, но и потребностью для специалистов практически любой сфере деятельности .

Одной из основных задач  средней школы в наши дни является оптимизация учебного процесса для приобретения учащимися коммуникативных компетенций, уровень которых позволит учащимся использовать иностранный язык в качестве средства общения и взаимодействия с окружающим миром.

Современная педагогическая наука, обусловленная школьной практикой, непрерывно направляет свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основным направлением развития является тенденция к повышению познавательной самостоятельности, а также к творческой активности учащихся на уроках. У  учителя существует огромное количество ресурсов для обучения как в классе, так и дистанционно.

С появлением компьютерных технологий стали меняться и роль учителя и формы проведения урока. Речь идет не только о внедрении компьютерных технологий и технических средств в процесс обучения, но и о новых формах и методах обучения. Отношения «ученик – учитель» стали строиться на принципах совместного творчества и сотрудничества. Таким образом, возникает необходимость изменения организационной формы учебной работы: увеличение самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Такой вид деятельности предусматривает самостоятельную работу учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками, таблицами, диаграммами, текстами и Интернет-ресурсами. При этом роль учителя направлена на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Задача учителя-тьютора – организовать то гипермедиа пространство, в котором собран весь учебный материал по предмету, разделу, теме; повысить мотивацию школьников к изучению предмета; сделать процесс обучения доступным и интересным. При этом постепенно происходит уход от традиционного урока с преобладанием иллюстративно-объяснительного метода. В настоящее время в развитии этого направления работает множество образовательных учреждений, создано немало образовательных площадок.

Появление компьютера и Интернета в каждой семье становиться нормой и дает безграничные возможности для обучения иностранному языку. Количество тематических обучающих сайтов и компьютерных образовательных программ дает отличную возможность для изучения лексики и постоянного  пополнения лексического запаса,  отработки грамматических структур речи, произношения, понимания иностранной речи на слух, письма и, самое главное, обучения как монологической речи, так и диалогической.

Рассматривая разные мнения о пользе использования интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку, мы обратились к выводам зарубежных ученых. Так, профессор М. Варшауэр отмечает, что Интернет является одним из факторов, который вносит большой вклад в популяризацию применения компьютеров для лингвистического образования. По его словам, с появлением Интернета обучающиеся иностранным языкам получили прекрасную возможность общаться с минимальными затратами времени с другими учащимися или с носителями изучаемого языка. М. Варшауэр, в качестве одного из преимуществ использования Интернета, отмечает, что Интернет и живое языковое общение теперь стали единым процессом, постоянно доступным целевой аудитории.

Интеграция информационных ресурсов глобальной сети Интернет в учебный процесс, позволяет решать ряд различных задач на уроке: знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных, особенности культуры, традициями страны изучаемого языка, формировать навыки и умения чтения, совершенствовать навыков аудирования на основе аутентичных записей, совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания, совершенствовать умения письменной речи .

Современные информационные технологии предоставляют большой выбор способов обучения иностранному языку, а также средств для общения на языке носителя: E-mail, Usenet, Skype, iChat, OpenMeetings, VideoMost, создание собственных страниц и блогов (homepage), также использование справочных каталогов (Yahoo!, InfoSeek, UltraSmart, LookSmart, Galaxy) и поисковых систем (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite). Существует огромное количество обучающих сайтов, где учащиеся могут одновременно слушать, читать, смотреть различные новостные сюжеты, выполнять различные тесты и упражнения, например, www.NewsinLevels.com.

Корпорация Google разработала многофункциональное приложение Google Docs, которое позволяет совместно, в режиме online, работать над документом, таблицей, презентацией, тестами, базой данных, ссылками на ресурсы сети Интернет. Это приложение также позволяет широко использовать тесты в качестве фиксации деятельности и мгновенной проверки результатов степени обученности учащихся.

Выделяют несколько видов интернет-сервисов, которые можно применять для самостоятельной работы учащихся:

1. Хотлист (список по теме) – представляет собой своеобразный список сайтов с текстами по изучаемой теме. Если пользователь хочет его создать, то ему необходимо ввести ключевое слово в поисковую систему.

2. Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) – предстает в виде системы мультимедийных ресурсов, где кроме ссылок на текстовые сайты есть еще и большое количество мультимедийных материалов, в том числе таблицы, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачаны как преподавателями, так и учащимися и использованы как наглядный демонстрационный материал при изучении определенной темы.

3. Трежа хант (охота за сокровищами) – представляет собой веб-ресурс, где кроме ссылок на различные сайты можно найти вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью данных вопросов преподаватель может контролировать познавательную деятельность учащихся. В заключение поиска может быть задан один более общий вопрос на комплексное понимание темы. На данный запрос поступит развернутый ответ, который будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.

4. Сабджект сэмпла – сайт, занимающий следующую ступень сложности по сравнению с предыдущим ресурсом. Он также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы глобальной сети Интернет. В рамках работы с данным ресурсом, пользователь должен не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому вопросу.

5. Вебквест (интернет-проект) – представляет собой самый сложный вид учебных Интернет-ресурсов. Данный ресурс включает сценарий организации проектной деятельности по выбранной учителем теме с использованием ресурсов сети Интернет .

Изучив информацию, полученную в ходе опробации данных сервисов, можем отметить, что, используя интернет в учебной деятельности, преподавателю необходимо четко понимать целесообразность его применения на определённом этапе обучения, все положительные и отрицательные стороны внедрения веб-технологий.

Используя Интернет на уроке иностранного языка, мы создаем некую модель реального общения и тем самым формируем способности к межкультурному общению, что и является основной целью коммуникативного подхода в обучении. Интернет обеспечивает истинную языковую среду, в которой учащиеся должны научится спонтанно реагировать на определенную, предложенную им, ситуацию. Тем самым мы уходим от стандартных шаблонных фраз, которые раньше просто заучивались наизусть.

Также интернет-ресурсы приучают учащихся к самостоятельной работе, которая не просто нужна им, а которая им действительно интересна. Они могут получать необходимую информацию, которая не является устаревшей в отличии от пособий, словарей или энциклопедий. Это может заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение иностранного языка мотивирует, что является одной из основополагающих целей коммуникативной компетенции. Ученики должны быть готовы использовать язык для реальной речевой коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке .

Резюмируя вышеизложенное, можем отметить, что большое разнообразие интернет-ресурсов развивает навыки, связанные не только с изучением иностранного языка, но и с развитием мыслительных функций, таких как анализ, сопоставление, сравнение, идентификации  и т.д. Следовательно, таким образом мы не только формируем  умения и навыки разговорной речи, расширяем лексический запас и обучаем грамматике, но и обеспечиваем эффективность процесса обучения путем мотивации учеников.

 

Список литературы:
1. Варшауэр М., Уиттекер П. Интернет для обучения английскому: Рекомендации для преподавателей / Под ред. Джеке К. И Вилли А. Ренэндья // Методология преподавания иностранных языков: Антология существующей практики. – Кембридж: Изд-во Кембридж. ун-та, 2007. – С. 119-127.
2. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 110-114.
3. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / Под ред. Б.С. Гершунского. – М.: ИТП и МИО РАО, 2005. – С. 289-300.
4. Строкань В.И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Высшее образование России. – 2009. – № 9.  – С. 110-114. 
5. Шахназарян В.М., Першикова Т.А.  Использование системы Google Docs при проведении уроков русского языка // Русский язык в современном мире. – Биробиджан: ДГСГА, 2011. – С. 154-157.