Статья:

Инновационная среда в образовательной организации

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Минаков Д.В. Инновационная среда в образовательной организации // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 25-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационная среда в образовательной организации

Минаков Дмитрий Викторович
методист лаборатории инновационных образовательных технологий, Ставропольское президентское кадетское училище, РФ, г. Ставрополь

 

INNOVATIVE ENVIRONMENT IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

Dmitry Minakov

Methodologist of the laboratory of innovative educational technologies, Stavropol presidential cadet school, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье рассмотрены основы организации инновационной среды в довузовском образовательном учреждении. Раскрыта сущность средового подхода и типологии инновационных процессов, действия по их проектированию, способы формирования и формы эффективной организации инновационной среды. Материал может быть интересен студентам, учителям общеобразовательных учебных заведений, преподавателям высших и профессиональных образовательных организаций, педагогических учебных заведений.

Abstract. The article deals with the basics of organizing an innovative environment in a pre-University educational institution. The essence of the environmental approach and typology of innovative processes, actions for their design, ways of forming and forms of effective organization of the innovation environment are revealed. The material may be of interest to students, tutors and teachers of secondary and higher educational institutions.

 

Ключевые слова: педагогическое проектирование; педагогическая инноватика; инновационная среда; инновационная деятельность учителя.

Keywords:  pedagogical projecting; pedagogical innovation; innovative environment; innovative activity of the teacher.

 

В современной педагогической науке все большее признание получает новая активно развивающаяся область научного знания – педагогическая инноватика.

Отвечающая современным требованиям методологическая и технологическая подготовка педагога нового тысячелетия вносит значительные изменения в содержание и организацию деятельности довузовских образовательных учреждений. Если в конце ХХ века основная задача, стоящая перед учителем, ограничивалась подачей материала для его наиболее эффективного усвоения учениками, то сейчас в школе должен работать педагог новой формации, целью которого должно стать формирование и развитие инициативы, творческих способностей, саморазвития, использования полученных знаний и умений на практике, управление процессами личностного роста, социализации, интеграции в процессы современного общества. Но, к сожалению, не все педагоги готовы реализовывать поставленные Концепцией российского образования цели. Учителя обладают определенным наработанными знаниями и базовым опытом, действуют по годами установленной наработанной схеме, совершенствуя ее в деталях, но ничего кардинально не меняя. Происходит подмена реальных инноваций в образовании имитацией, так как учителя не обладают компетенциями в методологии и не знакомы с методиками их реализации. Именно создание условий, направленных на формирование и развитие этих компетенций, в конечном итоге приведет к внедрению инновационных методов и практик в образовательных процесс.

Слово «инновация» в переводе с латыни означает изменение, обновление, ввод чего-то нового. В свою очередь, инновационное образование – это беспрерывный процесс внедрения в образование самых современных образовательных технологий, отход от устаревших методов к формированию компетенций и навыков на основе меж- и трансдисциплинарного подходов, нацеленность на структурирование личности подростка в условиях разнообразия форм и видов его деятельности в образовательном процессе.  Неотъемлемая часть инновационного образования в современном мире – широкое использование цифровых ресурсов, программного обеспечения и интерактивных инструментов. Развитие этого тренда также является задачей современного инновационного образования.

Хорошо отлаженные рутинные процессы воспроизводящейся деятельности могут способствовать возникновению инноваций. Но процесс этот сложный, обусловленный сопротивлением уже имеющейся организационной структуры, через которую ему нужно пробиваться. Окружающая инновацию среда может трансформироваться в зависимости от различных факторов, как в конфликтную, так и в содействующую.

Направленность на развитие личности ребенка отличает педагогические инновации в образовательной деятельности от аналогичных процессов в других сферах.

В конце ХХ века, когда явно наблюдался кризис образовательного процесса, в 1996 году педагоги-практики Б.М. Чарный, И.Г. Никитин в своей работе доказали, что основной задачей инновационной деятельности является создание условий в школе, способных обеспечить развитие функционирующей системы, а затем и ее саморазвитие. При этом в рамках этой деятельности личность (как ученика, так и учителя) рассматривается с гуманистических, личностно ориентированных позиций в качестве высшей ценности.

Создание в образовательном учреждении современного инновационного менеджмента является основном рычагом управления, влияющим на процессы развития организации на основе внедрения инициатив и новшеств, отказа от устаревших методов в пользу новых подходов. При этом идет целевая разработка сценариев развития и планов их внедрения. Качество освоения новшеств во многом зависит от среды, в которой все это происходит. Поэтому для внедрения инноваций важнейшая роль отводится пониманию воздействия сформированной в организации среды.

Вопросы воспитания и проблемы с ними связанные появились не сегодня. Еще в девятнадцатом веке над этим размышляли видные мыслители П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, всемирно известные писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и многие другие. Как следствие, в начале ХХ века появится целое научное течение – педагогика среды (П.П. Блонский, Н.И. Иорданский). В нем среда – это главный фактор воспитания ребенка, его личностного развития. В зависимости от среды формируется личностный тип ребенка и возникает теоретическая возможность его изучения и анализа.

С развитием педагогической науки в середине 70-х годов двадцатого столетия приоритетным становится изучение средовой проблематики. Вырабатывается теория и практика создания воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова). Большое значение приобретает понятие «социализация личности» (В.Т. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов), что дает толчок к изучению потенциала среды, как условия или фактора становления личности ребенка.

В науке вводится и начинает часто применяться понятие «профессионально- педагогическая среда». Его нельзя рассматривать отдельно от социальной и культурной составляющих общества и образовательного процесса.  Структуры, объединяющие педагогов, процессы, происходящие в этих структурах, а также сами учителя, дети и их взаимодействие, являются компонентами и неотъемлемыми частями этой среды.  Взаимопроникновение профессиональной и детской сред формируют модель среды довузовского общеобразовательного учреждения. От того, кто находится в центре, педагог или ребенок, определяется тип среды.

Человечество непрерывно динамично развивается. Вместе с ним развивается и система образования. Учитель неизменно пребывает среди новшеств как содержательного, так и организационного характера.  Элективные курсы, новые образовательные стандарты, учебные программы, учебники и пособия, электронные документы и материалы, индивидуальные и групповые программы обучения, - вот лишь небольшая часть содержательно-организационных новшеств.  Учителям приходится значительно расширять свои знания и навыки, осваивать новые технологии, необходимые при профильном обучении, например: информационно-коммуникативные, модульно-блочные. Организационные компоненты среды также претерпевают изменения: создаются проблемные группы по разработке разноуровневых программ, «портфолио», диагностике личностного самоопределения учащихся; регулярно проводятся семинары, конференции по представлению инновационного опыта. Учителя создают сами или по указанию руководства неформальные и формальные группы для общения, поддержки друг друга, экспериментов, научных исследований, обсуждений.

Для того, чтобы освоить информационно-коммуникативные технологии, педагоги самостоятельно или в составе группы анализируют электронные ресурсы: интерактивные энциклопедии и справочники,  электронные учебники и пособия, лабораторные работы и практикумы, оценивают эффективность их применения в образовательном процессе на собственных уроках. Оперативно создают и размещают на сайтах свои разработки и презентации, обмениваются идеями, участвуют в семинарах и конференциях, делятся успехами и узнают о достижениях своих коллег.

В любом образовательном учреждении образовательная среда не возникает сама по себе, ее становление проходит определенные стадии, которые можно определить как неорганизованная среда – на начальном этапе, затем – частично организованная и в завершении – организованная инновационная среда.

Неорганизованная среда характеризуется минимальным влиянием субъекта управления на инновационные процессы. Возможности профессионального развития учителя ограничены. Все стабильно функционирует и расписано по правилам. Но в какой-то момент по инициативе педагога или относительно небольшой инициативной группы возникает «возмущение», так как педагоги испытывают неудовлетворение имеющимися результатами и замечают признаки профессионального выгорания. Появляется потребность в более эффективных формах и способах деятельности. Все это выливается в преобразование действующих образовательных структур, поиск новаций, концепций, спонтанное создание новых или изменение имеющихся образовательных методик.

На начальном этапе инновационная среда имеет много неопределенностей и неясностей, отсутствует упорядоченность и систематизация. Нет четких целей и определенных концепций, объединяющих новации. Все опирается на энтузиазм и энергию инициативных учителей и не направляется, не регулируется руководством.

В частично организованной инновационной среде уже идет активный поиск и отбор новшеств, которые могут улучшить образовательный и воспитательный процесс. Но сама деятельность осуществляется уже под руководством субъекта управления. Создаются условия для расширения возможностей профессионально-педагогической среды – специальные площадки (места). Признаками частично организованной инновационной среды в учебном заведении являются: систематизации деятельности со стороны руководства.

Однако даже при наличии определенной систематизации инновационной деятельности со стороны руководства образовательного учреждения, новации, как правило, встречают сопротивление среди части педагогов, пытающихся оказать негативное влияние на перемены. Чаще всего это происходит, когда общая концепция изменений в учреждении не выработана, а глобальные цели не направлены на изменение действующих профессионально-значимых отношений в педагогическом коллективе.

Наличие четких целей, разработанной общей концепции, плана внедрения являются определяющими факторами так называемой организованной инновационной среды. Под эти цели по инициативе и под контролем руководства создаются специальные сегменты с достаточными возможностями. Доминируют позитивные настроения, чувствуется отсутствие противодействия и поддержка инноваций. Инновационная среда постепенно создается в соответствии с разработанным планом, преобразуясь из условия в средство профессионального развития педагога. Руководство образовательного учреждения само формирует и поддерживает настроение в коллективе и определяет соответствие созданной инновационной среды своим планам и ожиданиям. Возможно разделение процесса формирования инновационной среды на этапы в соответствии с целями и решаемыми задачами.

Создание организованной инновационной среды обычно соотносится с учреждениями инновационного типа – лицеями, гимназиями, кадетскими школами и училищами и др. Но все более намечается тенденция проникновения инновационных идей в традиционные школы, особенно вновь открывающиеся.

Создание реально действующей организованной инновационной среды в современном образовательном учреждении невозможно без участия учеников, вовлечения их родителей в процессы преобразования. Педагоги должны действовать с ними заодно, внедряя новшества обязательно с их согласия и при активном содействии. В таких учреждениях активно действуют наряду с педагогическим коллективом органы ученического и родительского самоуправления, участвуя в педагогическом и воспитательном процессах, формируя личность учащегося в соответствии с требованиям государства и потребностями общества, добиваясь, чтобы выпускники владели знаниями, умениями, навыками, востребованными современным обществом, становились конкурентоспособными и успешными на рынке труда и для получения высшего образования.

Создание инновационной среды начинается с проектирования концепции, формирования целей, определения задач и способов их достижения. Цель преобразований обозначается на уровне личности педагога, его качеств и профессиональной готовности. Создание инновационной среды должно оказать на педагога действенное влияние, повысить его эффективность, сформировать новые компетенции. Это влияние связывает между собой различные компоненты среды и носит интегрированный характер. Это упорядочивает и систематизирует различные явления, объединяя и обобщая их в удобные формы для принятия управленческих решений по созданию новых образовательных сегментов: студий, лабораторий, кружков, мастерских, так называемых «инновационных мест».

Создание условий, позволяющих внедрять инновации, невозможно без профессионального развития педагога, его качественных показателей.

Среда не может стать инновационной сама по себе, это происходит в результате специальных управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей, решение новых задач, поощрение активности педагогов, которые действительно овладевают новыми способами деятельности, а не приспосабливаются к ним. Задача руководства и методистов образовательного учреждения развивать и обогащать потенциал профессионально-педагогической среды, обеспечивать соответствие параметров современным требованиям, управлять взаимодействием субъектов с инновационной средой, инициируя совместное сотрудничество, созидание, творчество, превращая профессионально-педагогическую среду в инновационную.

С функциональной точки зрения инновационная среда специально создается в образовательном учреждении для достижения новых целей, решения новых задач, оснащения педагогов новыми средствами и методиками обучения и воспитания учащихся. 

Исходя из вышеизложенного, инновационная среда, формируемая в образовательном учреждении, – это, прежде всего, элемент повышения качества образования, который создается в целях решения новых для педагогического коллектива задач, введения более эффективных форм обучения, получения педагогами инновационных методов и средств обучения и воспитания учащихся.

В педагогике накоплен значительный опыт, позволяющий поставить достижимые цели и задачи по формированию инновационной среды. Содержание и развитие образовательной среды раскрыто в работах ученых, занимавшихся исследованием методологических аспектов (М.М. Бахтин, С.И. Гессен, Э.Н. Гусинский, С.П. Капица, К.И. Князева, С.П. Курдюмов и др.).  Задача руководства учебного заведения при создании инновационной среды состоит в четкой постановке целей, поддержке и организации взаимодействия, видении конечного результата и четком знании способов их достижения.

 

Список литературы:
1. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 145. 
2. Звягинцева Н. Ю. Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности: компетентностный подход. 2015.
3. Наедине со всеми, или Общение, которое мы выбираем / Б. Чарный, И. Никитин. - Пермь : ИПК "Звезда", 1996. − 205 с.