Подходы к формированию компетенций студентов инженерных направлений подготовки
Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Подходы к формированию компетенций студентов инженерных направлений подготовки
Approaches to the formation of competences of engineering students
Elena Zubrilina,
сandidate of technical sciences, аssociate professor FGBOU V Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье рассматривается значение межпредметных связей в формировании компетенций у студентов, обучающихся по инженерным направлениям. Автор проанализировал использование отдельных дисциплин для формирования у студентов навыков изобретательской, проектной деятельности. Проектная деятельность опирается на способности логического мышления, основу которого формируется, начиная со школьной скамьи и до выпуска бакалавра и магистра.
Abstract. The article considers the importance of intersubject relations in the formation of competences among students studying in engineering areas. The author analyzed the use of separate disciplines to form students' skills of inventive, project activities. The project activity is based on the ability of logical thinking, the basis of which is formed, from school to the bachelor's and master's degrees.
Ключевые слова: компетенция; инженер; проектирование; дисциплина; студент.
Keywords: competence, engineer, design, discipline, student.
Важную роль в формировании компетенций у обучающихся играет направленность их формирования при изучении разных дисциплин, существенной особенностью которой, является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Реализация межпредметных связей способствует формированию у обучающегося цельного представления об изучаемых объектах и взаимосвязях между ними, дает возможность сформировать компетенции более значимыми и применимыми в конкретных ситуациях в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Межпредметные связи по составу показывают, что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы, помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор обучающихся. Во многом успешность подготовки молодого специалиста зависит от профессионализма преподавателя, от его умения применить общенаучные теоретические знания к рассмотрению частной образовательной проблемы, проектировать и моделировать реальный образовательный процесс.
Слово «инженер» происходит от «ingenium» (лат.) - способности, изобретательность, поэтому студентам, обучающимся на инженерном факультете должны сформировать в первую очередь те компетенции, которые связаны со способностями к изобретательской деятельности.
Например, для того чтобы выпускник факультета механизации сельского хозяйства смог на практике проявить инженерные способности, в течение всего срока обучения в вузе, начиная с 1-го курса, изучают ряд дисциплин, которые имеют тесную связь с развитием логического мышления. Так, например, дисциплина «Проектирование машинно-тракторного парка и инженерно-технического обеспечения», изучаемая магистрантами на 1 курсе магистратуры, полностью базируется на ранее изученных, при подготовке бакалавров этого же профиля, дисциплинах: «Производственная эксплуатация», «Техническая эксплуатация», пересекается отдельными темами с курсом «Организационно-производственные структуры технической эксплуатации предприятий в агропромышленном комплексе». Ведь основой для проектирования машинно-тракторного парка являются умения, связанные с комплектованием оптимального состава машинно-тракторного агрегата, поддержание его в постоянной технической готовности.
Само понятие проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) один из основных (наряду с инженерной деятельностью) способов создания техники и технологии.
Для проектирования характерны определенная «логика» и определенные возможности. Проектируя, выпускник вуза строит своеобразные «модели», основанные на ранее полученных знаниях. Основу логического мышления формируют, начиная со школьной скамьи, такие предметы как математика, физика. В высшей школе начиная с первого курса, продолжается развитие логического мышления, используя математические подходы, а также включаются такие дисциплины как «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Информатика».
Для формирования общекультурной компетенции ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, студенту необходимо развивать аналитические навыки. Необходимость применения аналитических навыков в таких видах деятельности, как наука, образование, разработка техники и технологий, стратегическое планирование ни у кого сомнений не вызывает. Что же такое аналитические навыки? Из словаря «аналитические навыки - способность применять аналитический подход для решения конкретных задач». Для их формирования необходимо проводить отработку навыков разбиения информации на отдельные составляющие; проводить всесторонний анализ этих составляющих; восстанавливать недостающую информацию посредством логических выводов и умозаключений. И здесь нельзя обойтись без умений, сформированных в курсах «Моделирование в агроинженерии», «Оптимизация технологических процессов», «Компьютерные технологии в науке и образовании». В ходе изучения этих дисциплин формируются умения собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области техники и технологии сельскохозяйственного производства, электрифицированных и автоматизированных сельскохозяйственных технологических процессов, машин и оборудования перерабатывающих производств. Отрабатываются навыки пользования современными методами и приборами для измерения, исследования и контроля показателей качества сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных и перерабатывающих технологических процессов.
Если будущий специалист подготовлен проектировать машинно-тракторный парк», то дисциплина «Энергетическая оценка технологических процессов» поможет сформировать у него компетенцию ПК-4 - способность и готовность применять знания о современных методах исследований и с точки зрения энергетической оценки подобрать оптимальный состав машинно-тракторного парка.
Трудно переоценить взаимодействие дисциплины «Проектирования машинно-тракторного парка и инженерно-технического обеспечения» с дисциплиной «Экономическая эффективность технических решений», так как эффективность технических решений в значительной мере определяется именно оптимально выбранным проектом.
Задача преподавателя, ведущего практические занятия, заключается в том, чтобы вызвать интерес у студентов к предмету, к аналитической деятельности на занятиях, знакомить их с условиями и требованиями к проведению работы, предлагая различные методы анализа, их сущность и различия. Студенты, пользуясь уже имеющимися у них знаниями других предметов, применяют их при выполнении практических работ, анализируют проведенные исследования и дают узкое и общее заключение по анализу исследуемого объекта.
В связи с тем, что выпускник вуза в процессе обучения готовится к решению ряда профессиональных задач, в том числе и к организационно-управленческой деятельности, то весьма важным является формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-2 - готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Руководить коллективом, это умение ставить продуманные цели и поддерживать нужное эмоциональное состояние в процессе их достижения. Сочетать логику, фактический материал, эмоции. Чтобы стать хорошим руководителем и научиться правильно управлять персоналом, нужно знать всю полную информацию о своей организации, об предоставляемых услугах и о продукции. Основная часть эффективной работы руководителя – это люди, ведь именно люди имеют наивысшую ценность, а руководить должен уметь их нацеливать и мотивировать на работу, чтобы правильно управлять персоналом. А отработке этого умения способствует реализация интерактивных форм обучения в рамках каждой дисциплины, это и деловые игры, и диспуты, и мастер-классы, методы проектов.
Таким образом, межпредметные связи глубоко переплетены на обеих стадиях подготовки выпускника и бакалавриата, и магистратуры. Эти предметные связи помогают подготовить специалистов, востребованных на рынке труда и сейчас, и через десять лет, готовых к решению профессиональных задач в производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.