Социальная сеть “Пушкин в VK” как инструмент культурного развития учащихся средних и старших классов
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Социальная сеть “Пушкин в VK” как инструмент культурного развития учащихся средних и старших классов
Проект «Пушкин в VK» представляет собой имитацию социальной сети, организованной по принципу известного сайта «ВКонтакте». В рамках проекта созданы аккаунты известных прозаиков и поэтов (преимущественно отечественных), рекомендованных к изучению в школе в рамках аудиторных или внеклассных занятий.
Аккаунты от лица писателей ведут участники проекта, что позволяет вовлечь в непосредственную деятельность любого представителя молодого поколения.
После успешной регистрации участнику предоставляется личный кабинет, в котором он может публиковать посты в текстовом и графическом виде, просматривать страницы других авторов, комментировать их записи и ставить лайки, редактировать записи своего писателя и отвечать на комментарии пользователей.
Узнаваемость опций (создание постов, комментирование, лайки и под.) способствует появлению большего интереса к проекту со стороны рядового пользователя.
Вовлеченный в деятельность социальной сети, участник проекта приобщается к литературному искусству, в фоновом режиме пополняя собственный запас фактографических знаний о представляемой писателем исторической эпохе, расширяя личный лексикон, совершенствуя такие навыки, как письмо, речь, умение грамотно и точно выражать собственные мысли.
В целях пробуждения дополнительного интереса к русской литературе в проекте «Пушкин в VK» доступен такой развлекательно-познавательный блок, как «интерактивные истории».
Данный блок реализован в формате доступного пересказа классических произведений, часто трудных для чтения и понимания («Евгений Онегин» А. Пушкина, «Карамора» М. Горького, «Капитанская дочка» А. Пушкина и под.), с элементами тестирования.
Интерактивная история вовлекает читателя в деятельность, в ходе которой пользователь знакомится с фабулой художественного произведения и основными характерами, представленными в нем.
Это происходит за счет следующих особенностей тестирования:
- инициализация читателя как героя текста:
Рисунок 1. Тестирование
- необходимость выбирать действие, которое должен совершить герой:
Рисунок 2. Тестирование
Следующая часть истории открывается только после совершения выбора действия, что гарантирует формирование у пользователя правильного представления о сюжете линии текста.
Кроме очевидной развлекательной цели, вовлеченный в деятельность пользователь получает определенное представление об авторском стиле автора, поскольку пересказ предполагает обильное цитирование источника.
Также пользователь расширяет личный пассивный и активный словарный запас и формирует у себя определенные языковые и культурные компетенции (навыки письма, речи, выражения мыслей; формирование общего культурного кругозора, развитие навыков рефлексии и критического мышления).
Таким образом, довольно старая форма проверки знаний в виде теста наполняется новым содержанием: повествование от первого лица, имитация принятия решений за героя произведения, множественная графика, выполненная в виде узнаваемого контента социальной сети «Инстаграм»:
Рисунок 3. Тестирование
Успех урока литературы, по словам С.А. Зинина [1], «во многом зависит от способности учащихся воспринимать историко-литературный процесс в совокупности его «вертикальных» и «горизонтальных» связей, в многообразных проявлениях его художественно-коммуникативной сущности». Иными словами, урок дан успешно, если адресат его понял, что случается не всегда: в большинстве случаев стандартные уроки литературы в школе предлагают учащимся непосредственный разбор произведения, в лучшем случае еще и стилистический.
Проект «Пушкин в VK» способен дать пользователю обширное представление об исторической действительности, в рамках которой было создано то или иное художественное произведение: от личных писем писателей, вырезок из газет того времени до емких, красочных цитат из критических статей современников писателя.
В проекте не представлены тексты современных авторов, что является несомненным его преимуществом, поскольку обеспечивает полное погружение учащегося исключительно в классическое литературное наследие, понимания которого так не хватает современному человеку, хотя бы для чтения и интерпретации современных художественных текстов, содержащих в себе огромное количество отсылок к прошедшим эпохам [2] в силу своего существования в рамках постмодернизма, который немыслим без двойного кода [3].
Без должного уровня подготовки и литературного багажа учащийся не способен в полной мере оценить и усвоить современный художественный текст, в связи с чем ориентация «Пушкин в VK» на классических писателей приобретает характер необходимости.
Одной из особенностей современной культуры является так называемый визуальный поворот [4] – преобладание в предпочитаемом людьми контенте визуальных знаков. Клиповое мышление современного человека не позволяет ему получать удовольствие от длинных текстов, а стремится к распознаванию исключительно образов и коротких информационных заметок.
«Пушкин в VK» решает проблему восприятия классической литературы современным обществом, предлагая пользователям сайта лаконичные, яркие тексты, дополненные визуальными элементами.
Таким образом, проект «Пушкин в VK» может быть успешно использован на аудиторных или внеклассных занятиях по литературе среди обучающихся любого возраста в качестве дополнительного развивающего различные языковые и культурные компетенции материала.