Статья:

Социальная сеть “Пушкин в VK” как инструмент культурного развития учащихся средних и старших классов

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Павлова Я.С. Социальная сеть “Пушкин в VK” как инструмент культурного развития учащихся средних и старших классов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 45-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная сеть “Пушкин в VK” как инструмент культурного развития учащихся средних и старших классов

Павлова Яна Сергеевна
магистрант, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», РФ, г. Йошкар-Ола

 

Проект «Пушкин в VK» представляет собой имитацию соци­альной сети, организованной по принципу известного сайта «ВКонтакте». В рамках проекта созданы аккаунты известных прозаиков и поэтов (преимущественно отечественных), рекомендованных к изучению в школе в рамках аудиторных или внеклассных занятий.

Аккаунты от лица писателей ведут участники проекта, что позволяет вовлечь в непосредственную деятельность любого предста­вителя молодого поколения.

После успешной регистрации участнику предоставляется личный кабинет, в котором он может публиковать посты в текстовом и графическом виде, просматривать страницы других авторов, коммен­тировать их записи и ставить лайки, редактировать записи своего писателя и отвечать на комментарии пользователей.

Узнаваемость опций (создание постов, комментирование, лайки и под.) способствует появлению большего интереса к проекту со стороны рядового пользователя.

Вовлеченный в деятельность социальной сети, участник проекта приобщается к литературному искусству, в фоновом режиме пополняя собственный запас фактографических знаний о представляемой писа­телем исторической эпохе, расширяя личный лексикон, совершенствуя такие навыки, как письмо, речь, умение грамотно и точно выражать собственные мысли.

 

В целях пробуждения дополнительного интереса к русской литературе в проекте «Пушкин в VK» доступен такой развлекательно-познавательный блок, как «интерактивные истории».

Данный блок реализован в формате доступного пересказа классических произведений, часто трудных для чтения и понимания («Евгений Онегин» А. Пушкина, «Карамора» М. Горького, «Капитанская дочка» А. Пушкина и под.), с элементами тестирования.

Интерактивная история вовлекает читателя в деятельность, в ходе которой пользователь знакомится с фабулой художественного произ­ведения и основными характерами, представленными в нем.

Это происходит за счет следующих особенностей тестирования:

  • инициализация читателя как героя текста:

 

Рисунок 1. Тестирование

 

  • необходимость выбирать действие, которое должен совершить герой:

 

Рисунок 2. Тестирование

 

Следующая часть истории открывается только после совершения выбора действия, что гарантирует формирование у пользователя правильного представления о сюжете линии текста.

Кроме очевидной развлекательной цели, вовлеченный в деятель­ность пользователь получает определенное представление об авторском стиле автора, поскольку пересказ предполагает обильное цитирование источника.

Также пользователь расширяет личный пассивный и активный словарный запас и формирует у себя определенные языковые и культурные компетенции (навыки письма, речи, выражения мыслей; формирование общего культурного кругозора, развитие навыков рефлексии и критического мышления).

Таким образом, довольно старая форма проверки знаний в виде теста наполняется новым содержанием: повествование от первого лица, имитация принятия решений за героя произведения, множественная графика, выполненная в виде узнаваемого контента социальной сети «Инстаграм»:

 

Рисунок 3. Тестирование

 

Успех урока литературы, по словам С.А. Зинина [1], «во многом зависит от способности учащихся воспринимать историко-литературный процесс в совокупности его «вертикальных» и «горизонтальных» связей, в многообразных проявлениях его художественно-коммуникативной сущности». Иными словами, урок дан успешно, если адресат его понял, что случается не всегда: в большинстве случаев стандартные уроки литературы в школе предлагают учащимся непосредственный разбор произведения, в лучшем случае еще и стилистический.

Проект «Пушкин в VK» способен дать пользователю обширное представление об исторической действительности, в рамках которой было создано то или иное художественное произведение: от личных писем писателей, вырезок из газет того времени до емких, красочных цитат из критических статей современников писателя.

В проекте не представлены тексты современных авторов, что является несомненным его преимуществом, поскольку обеспечивает полное погружение учащегося исключительно в классическое литера­турное наследие, понимания которого так не хватает современному человеку, хотя бы для чтения и интерпретации современных худо­жественных текстов, содержащих в себе огромное количество отсылок к прошедшим эпохам [2] в силу своего существования в рамках постмодернизма, который немыслим без двойного кода [3].

Без должного уровня подготовки и литературного багажа учащийся не способен в полной мере оценить и усвоить современный художественный текст, в связи с чем ориентация «Пушкин в VK» на классических писателей приобретает характер необходимости.

Одной из особенностей современной культуры является так называемый визуальный поворот [4] – преобладание в предпочитаемом людьми контенте визуальных знаков. Клиповое мышление современного человека не позволяет ему получать удовольствие от длинных текстов, а стремится к распознаванию исключительно образов и коротких информационных заметок.

«Пушкин в VK» решает проблему восприятия классической литературы современным обществом, предлагая пользователям сайта лаконичные, яркие тексты, дополненные визуальными элементами.

Таким образом, проект «Пушкин в VK» может быть успешно использован на аудиторных или внеклассных занятиях по литературе среди обучающихся любого возраста в качестве дополнительного разви­вающего различные языковые и культурные компетенции материала.

 

Список литературы: 
1. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – М.: Русское слово, 2004. – 752 с.
2. Специфика учебного курса «Проблемы преподавания литературы в школе» // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 938-941. 
3. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) - INTRADA, 2001. – С. 22-25
4. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. – М.: 2017. – 504 с.
5. «Пушкин в VK» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pushkinvk.ru (Дата обращения: 20.01.2018).