Статья:

Особенности формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Шрейдер Е.А. Особенности формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 16-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Шрейдер Евгения Александровна
магистр, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

FEATURES FORMATION OF PHONEMIC HEARING AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

 

Evgenia Shreyder

master, Orenbursky state pedagogical university,

Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье раскрыто понятие и указаны важнейшие особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность темы.

Abstract. In article the concept is opened and the most important features of formation of phonemic hearing at children of preschool age are specified. The relevance of a subject is disclosed.

 

Ключевые слова: фонематический слух; сформированности основ фонематического восприятия; произносительная сторона речи; нарушение звукопроизношения; дифференциация фонем; звуковой анализ.

Keywords: phonemic hearing; formation of bases of phonemic perception; proiznositelny party of the speech; sound pronunciation violation; differentiation of phonemes; sound analysis.

 

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из многих важнейших целей в общей системе обучения ребенка русскому языку в условиях ДОУ и семьи.

Эффективно приготовить воспитанника к начальной школе, создать фундамент предпосылок для обучения грамоте возможно только в процессе систематической работы по совершенствованию фонематического слуха.

Логопедические практики работы доказали, что развитие фонемати­ческих процессов, положительнейшем образом влияют, на становление всей речевой системы в целом.

Эффективные коррекции произношения (звукового произношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть согласованна только совместно с опережающем формированием фоне­матического восприятия.

Доказана взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико­грамматической сторонами речи. Реализуя планомерную работу в совершенствовании фонемати­ческого слуха, дошкольника наилучшем образом воспринимаются и различаются окончания слов, приставки, суффиксы, определяются предлоги в предложениях, это немаловажно для становления навыков чтения, а так же письма.

Воспитанник, идущий в школу, должен обладать навыком распознавать отдельные звуки в словах, также минимальное условие обучение чтению – это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. образно представить себе, как звук и слово могут быть выражены на бумаге и, в обратном направлении, привыкнуть к тому, что произ­ношение их отличное чем написанное на бумаге. Это предполагает наличие сформировавшегося фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв [2. С. 213].

Без основополагающей достаточной сформированности основ фонематического восприятия не является возможным становление ее высшей степени – звукового анализа, операции смыслового расчленения на составные части (фонемы) разных звуковых комплексов: сочетания звуков, слогов, слов. Соответственно, без систематических специальных упражнений формирующих навыки звукового анализа и синтеза (сгруппированность звуковых элементов в одно целое) дети не в полной мере осваивают навыка грамотного чтения и письма.

Определенные затруднения возникают уже в школьном возрасте на этапах обучения грамоте, непосредственно чтением и письмом.

В свою очередь эти отклонения приводят к речевым нарушениям дислексии и дисграфии, которые влекут за собой ряд проблем: наблюдаются как сниженная успеваемость, проявление тревожности, неуверенности в собственных знаниях, значительно понижается самооценка.

Фонематическое восприятие или фонематический слух это способность принимать, так же различать звуки речи (фонемы), входящие в состав звуковой оболочки слов.

Навык концентрироваться на звуках - архи важная способность дошкольника. Без него нельзя научиться слышать так же развить пони­мание речи.

Известная практика, обучения речи со слуха. Многие не знают, что “слухов” у человека, три.

Первый – физический. Позволяет слышать звуки непосредственно окружающие нас: шум ветра, поступь шагов, мурлыканье кошки, звонок телефона, удар во время падения и другое.

Второй слух – музыкальный.

Это тончайший слух, который позволяет человеку получать удовольствие от услышанной музыки.

Третий – речевой играет особую роль, потому что благодаря ему обретается возможность различать все тонкости звуков речи. Существуют научно обоснованные доказательства того что возможно иметь исключительный музыкальный слух при этом плохой речевой, и наоборот.

Точнее говоря, в речевом слухе имеется дополнительный – фонематический.

Его существование является необходимым условием овладения фонематической системой, можно сказать “кодом” языка. Все языки имеют свои системы выражения мыслей в звуках речи. Овладевая одной из форм понимания не можем понять других языков.

Если ребенок не понимает смысла которым наполнен определен­ный звук речи (фонема), то и значение слов оказывается недоступным.

Конечно, такие дети не в полной мере осваивают фонемати­ческую систему языка. Является сложным – к примеру, различить звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Улавливание особенностей звуков помогает осуществлять речевой слух, благодаря которому смысловая составляющая одних слов отличается от смысловой составляющей других [4].

Определенная способность образуется у дошкольников постепенно, в процессе возрастного развития.

Только при сформированном фонематическом восприятии воз­можно верное понимание значения слов. Еще фонематический слух называют смысловым.

Малыш начинает реагировать на все звуки с 2‑4 недель с момента рождения, а с 7 месяцев отзывается на слово, но только на интонаци­онную составляющую, а не на предметное значение.

Этот период называется дофонемным развитием речи.

К завершению первого года слова в первую очередь начинают служить средством коммуникации, приобретают характер языкового средства, тогда то ребёнок и начинает откликаться на его звуковую оболочку.

Впоследствии фонематическое формирование ребенка происходит активно, регулярно опережая артикуляционные навыки ребёнка, что способствует совершенствованию произносительной части речи. Н.Х. Швачкин подчеркивает, что к концу второго года жизни (при распознавании речи) ребёнок интенсивно использует фонематическое восприятие всех звуков русского языка. Не сформированное фонема­тическое понимание отрицательно влияет на звукопроизношение ребенка.

Если осложненно формирование навыков звукового анализа, то без них полноценное письмо, а так же чтение в дальнейшем будут вызывать сложности.

Д.Б. Эльконин трактует фонематическое восприятие форму «слышания отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании» [5, с. 107].

Важно сказать, что фонематическое восприятие не нуждается в специальном обучении, так как формируется в возрасте от года до четырёх лет.

По материалам Р.Е. Левиной, и прочих ученых, этот период развития фонематического восприятия проходит одновременно с овладением произносительной стороной речи. Н.И. Красногорский и А.Н. Гвоздев выделили, что особенностью передачи звуков в перво­начальный период их усвоения появляется неустойчивая артикуляция и произношение.

Благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносим, с одной стороны, с произношением человека (с образцом), а с другой – с собственным произношением.

Различие этих пар так же образов лежит в основании совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком.

Сформированное произношение появляется только тогда, когда оба образца совмещаются.

Отличительными особенностями нарушения фонематического слуха будут являться:

· нарушение звукопроизношения (замена и смешение звука);

· нарушение звукового построения слова, следующее выделяется при ошибках звукового анализа (пропуск согласных и гласных букв, слогов; перестановка букв, слогов; вставка букв);

· нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, обозначающееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., работавшая над основами отечественной логопедии, утверждала:

«Для выбoра путeй и срeдcтв прeoдoлeния и прeдупреждения речевых отклонений у детей нужно операться на узловые образования, от которых зависит полноценное течение не одного, а целого ряда речевых процессов» [3, с. 367].

Так речевым образованием и ключевым моментом в системе исправления речевых нарушений являются звуковой анализ и фонема­тическое восприятие.

Из работы по формированию фонематического восприятия можно определить следующие стадии:

1 стадия – узнавание неречевых звуков;

2 стадия – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

3 стадия – различение слов, близких по своему звуковому составу;

4 стадия – дифференциация слогов;

5 стадия – дифференциация фонем;

6 стадия – развитие навыков элементарного звукового анализа.

На первой стадии в процессе специальных занятий, упражнений и игр с детьми развивается способность распознавать и различать неречевые фонемы. Занятия развивают слухового внимания и слуховой памяти (без этого невозможно успешно обучить ребёнка дифференци­ровать фонемы).

При второй стадии дошкольника учат различать высоту, силу тембр голоса, опираясь на одни и те же звуки, звуковые сочетания и слова.

Третья стадия полностью построена на играх, способных обучить ребёнка чувствовать разницу в словах, родственных по слуховому составу (к примеру, педагог читает слова, а ребёнок должен их расставить в названном порядке.)

На четвертой стадии ребёнка обучают различать слоги.

На пятой стадии дошкольники учатся различать фонемы русского языка. Обязательно начинать следует с дифференциации гласных звуков.

Заключительная шестая стадия развивает формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

По приведенным выше стадиям развития фонематического восприятия нужно использовать принцип последовательности и системности, для наилучшего усвоения дошкольниками упражнений.

Oсвoeниe навыков звyкo-cлoгoвoгo анализа является пeрвoстe­пeнным для кoррeкции и фoрмирoвания фoнeтичecкoй cтoрoны рeчи и eё грамматичecкoгo cтрoя, а такжe для навыка прoизнoсить слoва cлoжнoй cлoгoвoй cтрyктyры [1, с. 64].

На основании звукового анализа и синтеза дети осваивают чтение слогов и слов.

Усвоение звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимым условием для обучения грамоте.

Выполняя занятия с детьми в форме игр, мы тем самым пробуждаем интерес к учебному процессу и достигаем положительных изменений в коррекции фонематических отклонений, таким образом помогаем дошкольникам подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

 

Список литературы:
1. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздева. – М.: Акцидент, 1995. – 64 с.
2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. М.: Сенсорное воспитание дошкольников, 1963. - С. 213-227.
3. Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии. / Левина Р.Е. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
4. Лурия А.Г. Язык и сознание. – М. ,1979 г.
5. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин / Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С. 107-110.