УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DEVELOPMENT CONDITIONS OF THE OLDER PRESCHOOL AGE CHILDREN ATTENTION
Irina Frantseva
Educator, 1 qualification category, MKDOU No. 4, Russia, Sim
Аннотация. В статье раскрываются обобщенные современные исследования по проблемам использования игр для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Abstract. The article reveals generalized modern research on the problems of using games for the development of attention in preschool children.
Ключевые слова: условие; развитие; внимание; дети старшего дошкольного возраста.
Keywords: condition; development; attention; older preschool children.
На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения объема знаний в жизни человека, возникновение которой обусловлено масштабным информационным потоком, расширением связей, контактов человека, развитием массовой культуры, ростом жизненного ритма.
Современные общественные изменения нашли отражение и в образовании, к которому были выдвинуты новые требования, отвечающие запросом общества. В контексте новых требований и видении образования как уровневой системы непрерывного обучения дошкольное образование заняло первый уровень, в связи, с чем значимость его повысилась.
В рамках ведущих направлений деятельности – интеллектуально-творческое, эмоциональное, физическое развитие детей и их подготовка к следующему уровню образования – педагоги дошкольного образования должны создать соответствующие условия.
Формирование познавательных процессов дошкольника – значимая задача дошкольного образования, реализации которой позволит детям успешно продолжить свое обучение в школе.
Одной из составляющих познавательных процессов является внимание, которое в дошкольный период развития ребенка носит произвольный, преднамеренный характер.
В школе предъявляется перечень требований к произвольному вниманию в виде умений сосредотачиваться, не отвлекаться, выполнять инструкции, осуществлять контроль действий и результата.
От того, насколько развито внимание ребенка на выходе из детского сада, зависит его пребывание в школе.
Вопросы формирования внимания на сегодняшний день являются актуальными, особую значимость также приобрела психокоррекционная работа с детьми с нарушенным вниманием.
Несмотря на исследования в данной области, проблема развития внимания освещена недостаточно и преимущественно рассматривается в контексте начального образования.
В то время как дошкольный возраст является сензитивным для формирования внимания, выстраивания психокоррекционной работы в данном направлении.
В связи, с чем изучение проблемы организации деятельности по раннему выявлению и коррекции нарушений внимания старших дошкольников является актуальным.
Одним из средств развития внимания является игровая деятельность, т.к. игра в наибольшей степени способствует психическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Проблема свойств внимания и его взаимосвязи с темпераментом ребенка рассматривается в работах педагогов и психологов: Белоуса В.В., Гальперина П.Я., Гоноболина Ф.Н., Добрынина Н.Ф., Дубровиной И.В., Ермолаева О.Ю., Ильина Е.П., Левитиной С.С., Немова Р.С., Петровского А.В., Рибо Т., Симонова П.В. и многих других.
В исследованиях Е.П. Ильина раскрывается сущность понятия «темперамент», дается классификация типов темперамента, определены ключевые свойства внимания, особенности его проявления в решении познавательных задач, описана взаимосвязь темперамента и внимания.
Труды И.В. Дубровиной посвящены свойствам внимания и особенностям реализации этих свойств при решении учебных задач, способам формирования составляющих внимания в работе с детьми разных индивидуально-типологических характеристик.
Психологические механизмы произвольного внимания изучались Выготским Л.С. Отечественными психологами – Элькониным Д.Б., Выготским Л.С., Запорожцем А.В., Добрыниным Н.Ф. и др. – обнаружены связи внимания с возрастными психологическими особенностями дошкольников.
Согласно их работам, весь период дошкольного развития характеризуется непроизвольностью внимания.
Также Добрыниным Н.Ф., Лавровым Н.В. отмечаются следующий этап развития внимания, обусловленный появлением новых интересов.
Внимание является психическим состоянием человека, выражающимся через сосредоточенность на определенном объекте, действии. Внимание многофункционально, реализует разные функции.
Внимание непосредственно связано с интересами, потребностями, установками, направленностью личности.
Именно они определяют отношение к объекту.
Внимание проявляется в разных психических процессах.
Также внимание характеризуют отсутствие особого содержания и наличие в нем специфической взаимосвязи деятельности и образов. Оно играет важную роль в жизнедеятельности человека, делая психические процессы цельными.
Таким образом, внимание проявляется в разных психических процессах. Также внимание характеризуют отсутствие особого содержания и наличие в нем специфической взаимосвязи деятельности и образов.
Внимание играет важную роль в жизнедеятельности человека, делая психические процессы цельными.
В рамках развития произвольного внимания дошкольный возраст является сензитивным.
Ввиду возрастных особенностей детей период дошкольного образования является временем развития как непроизвольного, так и произвольного внимания.
В контексте возрастных изменений происходит развитие свойств внимания: увеличение объема, устойчивости как способности сосредоточения на определенном объекте.
Развитие произвольного внимания непосредственно связано с развитием речи в саморегуляции действий ребенка.