Статья:

Подготовка выпускника по направлению «Техносферная безопасность»: проблема, гипотеза

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Кошик А.В. Подготовка выпускника по направлению «Техносферная безопасность»: проблема, гипотеза // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 52-59.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подготовка выпускника по направлению «Техносферная безопасность»: проблема, гипотеза

Кошик Андрей Вячеславович
аспирант, начальник клуба войсковой части 6716 Северо-Западного округа войск национальной гвардии, РФ, г. Санкт-Петербург

 

The training of the graduate in "Technospheric safety": problem, hypothesis

 

Andrey Kоshik

postgraduate, head of the club of the military unit 6716 North-West district of national guard troops, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье раскрывается несовершенство подготовки специалистов к сервисно-эксплуатационной деятельности по направлению «Техносферная безопасность». Выявлен пробел в образовательных программах направления «Техносферная безопасность», а именно отсутствие дисциплин, которые конкретно формируют профессиональные компетенции сервисно-эксплуатационной деятельности, что негативно сказывается на уровне подготовленности специалиста для ведения данной деятельности.

Abstract. The article reveals the imperfection of the training of specialists for service and operational activity in the direction of «Technosphere safety». An identified gap in the educational programs of direction «Technosphere safety», namely the lack of disciplines specifically form the professional competence of service-operational activity that affects the level of training of specialists for doing this activity.

 

Ключевые слова: дисциплина; педагогический эксперимент; профессиональные компетенции; техносферная безопасность; сервисно-эксплуатационная деятельность; техническое обслуживание средств защиты.

Keywords: discipline; pedagogical experiment; professional competences; technosphere safety; service and operational activity; maintenance of technical means of protection.

 

В настоящее время на многих промышленных предприятиях и в административных органах недостаточно дипломированных профессионалов по направлению «Техносферная безопасность», готовых использовать свои знания в сервисно-эксплуатационной деятельности (СЭД).

Обзор педагогической и научной литературы за последние десять лет показал, что вопросы подготовки выпускника к сервисно-эксплуатационной деятельности в направлении техносферной безопасности не рассматривались.

К сожалению, нигде о подготовке к СЭД по направлению «Техносферная безопасность» не пишут. Как учить? Чему конкретно учить? В современном образовании в направлении техносферной безопасности существует существенный пробел по подготовке специалистов СЭД. Данный пробел возник в результате оторванности требований современных реалий от учебного процесса. Несогласованность привела к отсутствию требуемых специалистов на рынке труда, и как следствие, к возникновению множества техногенных ситуаций с тяжелыми последствиями.

ФГОС направления 280700 «Техносферная безопасность» готовит выпускников к следующим видам профессиональной деятельности [7]:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная;

- организационно-управленческая;

- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность.

Из доступной информации по ВУЗам, осуществляющим обучение в направлении «Техносферная безопасность», получилось выделить общие основные формируемые профессиональные компетентности выпускника к сервисно-эксплуатационной деятельности:

1) способность принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты;

2) способность принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты;

3) способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей;

4) способность реализовывать на практике в конкретных условиях известные мероприятия (методы) по защите человека в техносфере;

5) способность осуществлять технико-экономические расчеты мероприятий по повышению безопасности;

6) способность к реализации новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, поддержания их функционального назначения.

Хочется отметить, что информации в образовательных программах по изучаемым дисциплинам, которые конкретно и непосредственно формируют эти компетенции («Способность принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты», «Способность к реализации новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, поддержания их функционального назначения») нет. То есть компетенции есть, а дисциплин, формирующих их, нет.

Возникает необходимость внедрения новой дисциплины в учебный процесс подготовки бакалавра техносферной безопасности, формирующую сервисно-эксплуатационную компетентность. Предлагается внедрить в учебный процесс новую дисциплину «Техническое обслуживание технических средств защиты в техносферной безопасности».

Дисциплина «Техническое обслуживание технических средств защиты в техносферной безопасности», способна конкретно сформировать профессиональные компетентности – «Способность принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты», «Способность к реализации новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, поддержания их функционального назначения».

Дисциплина «Техническое обслуживание технических средств защиты в техносферной безопасности» будет относиться к вариативной части цикла профессиональных дисциплин и является дисциплиной по выбору при освоении ООП по направлению «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Промышленная безопасность», «Пожарная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях». Вводится на 3 курсе в 6 семестре. Общий объем дисциплины 108 часов.Теоретический курс 18 часов, практический – 30 часов.

Предполагается, что в результате изучения вводимой дисциплины у выпускника более качественно сформируются профессиональные компетентности – «Способность принимать участиев организации и проведении технического обслуживания средств защиты», «Способность к реализации новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, поддержания их функционального назначения» для ведения СЭД. Бакалавр будет способен определять периодичность и объем технического обслуживания технических средств защиты в техносферной безопасности, будет знать методы и средства диагностики технического состояния технических средств защиты, организацию и средства технического обслуживания технических средств защиты в техносферной безопасности. Владея необходимыми навыками и умениями, будет готов практически определять техническое состояние технических средств защиты, проводить техническое обслуживание технических средств защиты, применять средства диагностики для оценки технического состояния средств защиты.

Данные сформированные компетентности очень необходимы будущему специалисту во всех сферах экономики, где придется заниматься пуском, наладкой и регулировкой технических средств защиты от опасных и вредных производственных факторов (работа с оборудованием для нормализации воздушной среды, освещения, защиты от шума, ультразвука, вибрации, пониженных или повышенных температурах поверхностей оборудования, материалов и заготовок, работа с электрооборудованием, работающими сосудами под давлением, оборудованием с опасным излучением (ионизирующим, электромагнитным, инфракрасным, лазерным, ультразвуковым), средствами от падения с высоты, предохранительными устройствами грузоподъемных средств, средствами индивидуальной защиты и т.д.).

Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты: методы, способы и средства диагностики в техническом обслуживании технических средств защиты в техносферной безопасности.

Для внедрения в учебный процесс дисциплину «Техническое обслуживание технических средств защиты в техносферной безопасности», следует экспериментально проверить гипотезу как повысится качество формирования профессиональной компетентности выпускника к СЭД. Необходимо определить уровень готовности выпускника принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты в техносферной безопасности, а также возможность внедрения данной дисциплины в учебный процесс с помощью педагогического эксперимента.

Предполагается, что в педагогическом эксперименте будут участвовать две учебные группы. Первая контрольная, а вторая — экспериментальная. Студенты, как в контрольной, так и в экспериментальной группах учатся по одной программе. В каждой группе одинаковое количество человек. Уровень успеваемости в группах по категориям в процентном отношении одинаковый. Посещаемость занятий в каждой группе примерно одинаковая. Уровень подготовки преподавателей одинаковый. В экспериментальной группе вводится дополнительная дисциплина «Техническое обслуживание технических средств защиты в техносферной безопасности».

На начальном этапе эксперимента на 3 курсе 6 семестра обучающихся экспериментальной группы необходимо ввести в дисциплину «Техническое обслуживание технических средств защиты в техносферной безопасности», дать основные понятия и определения технического обслуживания, научить практически определять межрегламентный (межремонтный) периоды технического обслуживания технических средств защиты, а также определять периодичность и объем проведения технического обслуживания и проверок.

Далее, в процессе обучения необходимо теоретически изучить и освоить на практике техническое обслуживание (ТО) средств защиты от опасных и вредных производственных факторов:

¨ для нормализации воздушной среды, освещения, защиты от шума, ультразвука, вибрации, пониженных или повышенных температур поверхностей оборудования, материалов и заготовок. Здесь студенты осваивают ТО устройств поддержания нормируемой величины барометрического давления, температуры воздушной среды, устройств обогрева и охлаждения, вентиляции, очистки воздуха и кондиционирования воздуха, устройств дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации, средств защиты от производственного шума, средств защиты от вибрации, теплоизолирующих устройств.

• от повышенного уровня излучений. Здесь обучающиеся приобретают знания, навыки и умения ТО оградительных и герметизирующих устройств от повышенного уровня излучений (ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных, лазерных, ультразвуковых).

• от поражения электрическим током, повышенной напряженности магнитных и электрических полей, статического электричества. Здесь студенты приобретают знания, навыки и умения ТО оградительных и экранирующих устройств от поражения электрическим током, а также устройств защитного заземления, зануления, выравнивания потенциалов и понижения напряжения, молниеотводов и разрядников, предохранительных устройств, устройств автоматического контроля, сигнализации и дистанционного управления.

• от воздействия на человека химических и биологических факторов. Здесь студенты осваивают вопросы ТО оградительных и герметизирующих устройств, устройств автоматического контроля, сигнализации и дистанционного управления, техническое обслуживание устройств вентиляции, очистки воздуха, удаления токсичных веществ, оборудование и препараты для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции.

• от воздействия механических факторов и от падения с высоты. Здесь обучающиеся приобретают знания, навыки и умения ТО оградительных устройств, защитных сеток (от падения с высоты), устройства автоматического контроля, сигнализации и дистанционного управления, предохранительных и тормозных устройств, знаков безопасности.

• в техническом обслуживании средств индивидуальной защиты. Здесь студенты осваивают ТО средств индивидуальной защиты, средств защиты от падения с высоты и предохранительных устройств.

В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, студенты на практических занятиях, самостоятельной работе, а также при выполнении индивидуальных заданий и контрольных работ используют учебные тренажеры. Обучающиеся учатся определять приемы и способы технической диагностики технических средств защиты в техносферной безопасности, получают практику в применении приборов и технических средств диагностики технических средств защиты в техносферной безопасности.

Кроме того, студентам предлагаются проекты заданий по усовершенствованию тренажеров, по разработке проектов других тренажеров.

Обучающиеся овладевают навыками учебной, научно-исследовательской работы, что в конечном счете способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов.

По окончании изучения дисциплины, в период сдачи промежуточной аттестации, студенты экспериментальной и контрольной учебных групп сдают зачет с оценкой, на котором в экзаменационные билеты включены вопросы по техническому обслуживанию технических средств защиты в техносферной безопасности. Сдача зачета должна проводиться в двух учебных аудиториях:

1) учебный класс;

2) учебная лаборатория, оснащенная учебными тренажерами с техническими средствами и приборами диагностики технических средств защиты.

В билете два вопроса. Первый вопрос – теоретический. Второй вопрос – практический.

В экспериментальной и контрольной группах оценивается подготовленность будущего специалиста к СЭД.

1. Полученный уровень знаний студентов на теоретические вопросы технического обслуживания технических средств защиты в техносферной безопасности:

- знание основных понятий и определений технического обслуживания;

- определение периодичности и объема технического обслуживания технических средств защиты в техносферной безопасности;

- методы и средства диагностики технического состояния технических средств защиты в техносферной безопасности;

- организацию и средства технического обслуживания технических средств защиты в техносферной безопасности.

2. Степень владения навыками и умениями практически решать вопросы технического обслуживания технических средств защиты в техносферной безопасности:

- умение практически определять техническое состояние технических средств защиты;

- определять межрегламентный (межремонтный) периоды технического обслуживания средств защиты, а также определять периодичность и объем технического обслуживания и проверок;

- умение практически применять средства диагностики для оценки технического состояния средств защиты;

- навыки и умения проводить техническое обслуживание технических средств защиты;

Результаты полученных студентами знаний, навыков и умений в виде оценок на зачете в экспериментальной и контрольной группах анализируются и обрабатываются. Определяется уровень готовности выпускника экспериментальной и контрольной групп. Способен ли выпускник с высоким качеством применять на практике полученные знания, навыки и умения в организации и проведении технического обслуживания средств защиты в техносферной безопасности. Сравнение подготовленности обучающихся к сервисно-эксплуатационной деятельности экспериментальной и контрольной групп, проводится в ходе итоговой межгосударственной аттестации в форме итогового междисциплинарного экзамена.

По результатам оценок, сравнив уровень подготовки контрольной и экспериментальной групп, можно будет подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о повышении качества формирования профессиональной компетентности бакалавра к сервисно-эксплуатационной деятельности в техносферной безопасности, введя в учебный процесс дисциплину «Техническое обслуживание технических средств защиты в техносферной безопасности» и используя в учебном процессе учебные тренажеры.

Предполагается, что реализация внедрения данной дисциплины в учебный процесс позволит более качественно подготовить выпускника к сервисно-эксплуатационной деятельности по направлению «Техносферная безопасность». Специалисты техносферной безопасности способные вести сервисно-эксплуатационную деятельность востребованы во всех сферах экономики. Наличие таких специалистов позволит уменьшить, либо предотвратить возникновение техногенных ситуаций.

 

Список литературы:
1. Л.И. Волков. Управление эксплуатацией летательных комплексов. Учебное пособие — М.: Высш. школа, 1981. — 368 с.
2. Методы и средства защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Учебное пособие / В.А. Трефилов [и др.] — Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007.
3. Основы научного исследования: методология, методика, практика / ГерцогГ.А. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 208 с.
4. Основы методологии педагогического исследования. Учебное пособие / 
Н.И. Голавская, Ю.Г. Резникова [Электронный ресурс] —  URL: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/golavskaya/index.html (дата обращения 02.03.2017).
5. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования. Справочник / Ящура А.И. — Москва: Энас, 2008.— 360с.
6. Средства защиты в машиностроении / Белов С.В., М.: Машиностроение,1989. — 356 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009г.N723) [Электронный ресурс] – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97501// (дата обращения 01.03.2017)