Статья:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Прибыльнова П.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Прибыльнова Полина Андреевна
учитель биологии, МБОУ СОШ 50 г. Белгорода (магистрант), Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. Патриотическое воспитание молодого поколения является важной задачей современного образования. Патриотизм способствует формированию гражданской и национальной идентичности, укреплению социальной солидарности и активному участию в жизни общества. В данной статье рассмотрим подходы к патриотическому воспитанию обучающихся, основанные на сотрудничестве школы, семьи и общественных организаций.

 

Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, патриотическое воспитание школьников, условия для патриотического воспитания учащихся средней школы.

 

Отношения, складывающиеся между учителем, школьниками и их родителями, главным образом, влияют на достижения и развитие детей. В настоящее время функционируют различные детские общественные организации, которые также предполагают воспитание подрастающего поколения [1]. При этом сегодня имеет место ситуация, когда не только образовательные организации и родители выступают партнерами в воспитании детей, но и когда к данному союзу примыкают и общественные организации. Однако такое взаимодействие имеет определенные особенности [3].

Патриотическое воспитание школьников – это планомерная и целенаправленная практическая деятельность по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению, как гражданского долга, так и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на формирование и развитие патриотических чувств, которые составляют первооснову гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине. Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы – той сферой, которая позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программы патриотического воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа с учащимися [1].

Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей, а результатом педагогического взаимодействия школы и семьи становятся формируемые личностные качества. Эти качества интегративно определяемые: знанием и пониманием процессов, происходящих во внутренней жизни России, в её внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка [3].

Итак, именно семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями.

Задача педагога в этом случае – сформировать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы характеризовалось воспитательным потенциалом. Однако, далеко не все аспекты и точки зрения данной проблемы в достаточной степени изучены и рассмотрены [1].

Общественные организации могут дополнять усилия школы и семьи в патриотическом воспитании:

1. Внеклассные мероприятия. Организации могут предоставлять внеклассные программы и мероприятия, направленные на патриотическое образование.

2. Волонтерство. Участие в патриотических проектах и волонтерских мероприятиях может вдохновить обучающихся на активное участие в общественной жизни.

3. Образовательные ресурсы. Предоставление обучающимся доступа к образовательным ресурсам и материалам, связанным с историей и культурой страны.

При переходе от воспитательной модели РДШ к реализации направлений Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» [7] существовала необходимость провести работу, направленную на выявление влияния общественных организаций на формирование ценностных установок молодежи, а также выявить необходимость детского и молодёжного движения в рамках современной школы, после чего разработать рекомендации по работе школы при взаимодействии школы и семьи для дальнейшего внедрения в воспитательную модель деятельность РДДМ «Движение первых» [8].

В основе эмпирического исследования поставленной проблемы лёг метод анкетирования.

В ходе анализа результатов анкетирования учащихся можно сделать вывод о необходимости детского и молодежного движения в рамках современной школы. Результаты показывают, в МБОУ «Средняя образовательная школа №50» г. Белгорода наблюдается явный интерес учащихся в развитии детского и молодежного движения.

Анализ опроса родителей показал, что вовлеченность родителей в жизнь школы и общественных организации, в значительной степени определяется заинтересованностью, мотивацией и вовлеченностью общественной организации [2].

Основываясь на результатах эмпирического исследования, нам удалось разработать ряд методических рекомендаций по построению модели взаимодействия школы, семьи и общественных организаций в воспитании детей [3].

При таком взаимодействии необходимы различные формы взаимодействия в различных направлениях воспитательной деятельности:

  • Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
  • Коллективные творческие дела;
  • Совместные субботники, трудовые рейды, уборка на территории захоронений ВОВ, памятников;
  • Проведение тематических родительских собраний;
  • Встречи с представителями учебных заведений, предприятий;
  • «День здоровья» совместно с родителями;
  • совместные походы и поездки по местам боевой славы;
  • родительские собрания;
  • экскурсии и др.

Оптимизация работы этой системы может лечь в основу расширения форм взаимодействия между её частями. В свою очередь, разнообразие форм такого взаимодействия может привести к развитию позитивного отношения учащихся к школе, развитию познавательной и творческой деятельности, а также в проявлении активной позиции учащихся и их родителей.

Важно отметить, что в современной образовательной организации наиважнейшим направлением учебно-воспитательной деятельности обучающихся является патриотическое воспитание, направленное не столько на приумножение не столько первоочередной суммы знаний, сколько на формирование и развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине [6].

Особенные качества патриота и гражданина формируются и развиваются  как на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней, так и современной боевой или трудовой славы нашего народа, доступных для понимания учащихся школьного возраста.

Высокоэффективными формами воспитания учащегося школьного возраста могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, либо рассматривание семейных фотографий и реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему, посещение спектаклей. Детей школьного возраста надлежит ознакомить и с военной символикой, а именно: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – при этом, не только сравнивая, но и комментируя предметы разного времени [15].

При этом воспитание нравственно-волевых качеств школьников как составной части целенаправленного патриотического воспитания заключается не только в формировании и развитии умений и навыков поступать целеустремленно, но и самостоятельно, при этом, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу преодолевать свою нерешительность. Этой задачи, возможно, достичь, приучая детей школьного возраста к обязательному выполнению домашних и учебных заданий, общественных поручений, которые даются учителем (школой), поощряя их за активное участие, как в общешкольных, так и классных мероприятиях, либо экскурсиях и спортивных соревнованиях [18].

Следует указать, что при разработке рекомендаций по повышению уровня сформированности патриотической воспитанности учащихся связующим звеном и дополнительным направлением в воспитательной работе школы должен являться процесс организации патриотического воспитания школьников во взаимодействии школы и семьи. Воспитательный процесс будет эффективным, если предполагается соблюдение следующих педагогических условий: направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве с учетом возрастных и психологических особенностей детей школьного возраста; сочетание индивидуального подхода к каждой семье на основе уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания [10].

Таким образом, педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании состоит в создании благоприятных условий для личностного развития детей – приобретением нравственных качеств личности. Основная задача школы – активизировать педагогическую и воспитательную деятельность семьи. Эта задача решается систематическим педагогическим просвещением родителей, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

 

Список литературы:
1. Андриенко, О.А. Роль детских общественных организаций в воспитании подрастающего поколения / О.А. Андриенко, С.Н. Зубкова. // Хуманитарни Балкански изследвания. – 2019. – № 2. – С. 44-46.
2. Вачков, И.В. Общественное участие в деятельности образовательных организаций: оценка родителей и директоров школ / И.В. Вачков, С.Н. Вачкова. // Проблемы современного образования. – 2018. – № 4. – С. 102-112.
3. Вовлечение родителей в деятельность Российского движения школьников. Методическое пособие / И.В. Червоная, А.А. Толкачев, М.Ю. Парамонова, Д.Г. Толкачева, Т.П. Авдулова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, А.В. Духавнева, Е.В. Ревина. – М.: «НОК», 2018. – 53 с.
4. Ковтун, Л.И. Взаимодействие школы и детской общественной организации в современном образовательном пространстве / Л.И. Ковтун, О.В. Решетников // Школьные технологии. – 2014. – С. 72-79.
5. Лесгафт, П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Юрайт, 2023. – 374 с.
6. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения в 8-ми т., т. 4. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – 543 с.
7. РДДМ «Движение Первых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://будьвдвижении.рф (дата обращения: 01.03.2023).
8. Российское движение школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://рдш.рф (дата обращения: 01.03.2023).
9. Указ Президента РФ от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское Движение Школьников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40137 (дата обращения: 01.03.2023).