Анимационные ролики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при организации внеурочной деятельности по иностранному языку
Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Анимационные ролики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при организации внеурочной деятельности по иностранному языку
Animations as means of formation the communicative competence of students in the organization of extracurricular activities in a foreign language
Sinyak Tatyana
Teacher of foreign language in "Koltyuginskaya School" Тara district,Omsk region, undergraduate Omsk State Pedagogical University in Tara, Russia, Tara.
Аннотация. В статье рассматривается процесс создания анимационных роликов в условиях внеурочной деятельности с целью формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.
Abstract. This article describes how to create animations in terms of extracurricular activities for the purpose of formation of the communicative competence of pupils.
Ключевые слова: анимационные ролики; коммуникативная компетенция; внеурочная деятельность; иностранный язык.
Keywords: animations; communicative competence; extracurricular activities; foreign language.
Современное общество характеризуется активным развитием многих областей человеческой деятельности. Увеличивается объем международных экономических отношений и межкультурных коммуникаций. Стремительный жизненный темп не мог не затронуть и образование, т.к. на данный момент возникает потребность в развитии нового типа личности, способной быстро и легко приспосабливаться в развивающемся обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выдвинуты новые требования к построению образовательного процесса, обусловленные переходом от классической триады «знания – умения – навыки» к практико-ориентированной модели, в основе которой лежит компетентностный подход.
Особое внимание в реализации ФГОС уделяется внеурочной деятельности, с помощью которой осуществляется разностороннее развитие личности.
Кроме того, в отечественном образовании возрастает роль изучения иностранных языков. Современные педагоги иностранного языка обязаны уделять внимание качеству преподавания собственного предмета, постоянно находя новые методы, формы и приемы для эффективности занятия. Изучение иностранного языка невозможно без формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся. По мнению Мильруда Р. П., коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Коммуникативная компетенция приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения [4, с. 30].
Для решения данной проблемы нами разработана программа внеурочной деятельности по английскому языку «Мульт – Инглиш», посвященная созданию анимационных роликов. Данная программа направлена на формирование и развитие коммуникативной компетенции у учащихся 5 – 6 классов и реализовалась на базе БОУ «Кольтюгинская СОШ» Тарского муниципального района Омской области 2015-2016 г.
В результате освоения программы ожидается достижение следующих личностных результатов обучающихся:
- мотивация на изучение английского языка;
- осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
- развитие креативности, целеустремлённости, инициативности, трудолюбия;
- развитие ценностной и морально-этической ориентации;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на английском языке;
Освоение программы способствует достижению следующих метапредметных результатов:
- управление своей деятельностью;
- контроль и коррекция;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- развитие смыслового чтения.
Кроме того, участие в деятельности кружка будет способствовать развитию следующих предметных умений у обучающихся:
- адекватное произношение английских звуков, понимание ритмико- интонационных особенностей языка;
- знание реалий страны изучаемого языка;
- расширение представлений о сходстве и различиях в традициях своей страны стран изучаемого языка;
- чтение аутентичных текстов песен, стихов, скороговорок, пословиц и т.д.
Учащиеся выполняли различные упражнения на развитие устной и письменной речи, играли в различные коммуникативные игры, практиковались в чтении на английском языке, знакомились с особенностями фонетики, получали лингвострановедческие знания, знакомились с культурами разных англоязычных стран и т.д.
Кроме того, изучение каждого раздела завершалось созданием анимационного ролика. Создание ролика на заключительном этапе изучения того или иного раздела объясняется тем, что учащиеся могут обобщить и закрепить полученные знания и развить коммуникативную компетенцию. В процессе создания ролика учащиеся вспоминают пройденный материал, расширяют свой словарный запас, учатся говорению и правильному произношению на английском языке.
Что касается создания анимационных роликов, то вначале была сформирована группа учащихся, где учащиеся взяли на себя ответственность за разные виды деятельности: создание сценария, иллюстраций, фото съемку, запись речи на диктофон, озвучивание ролей, монтаж. В целях разностороннего развития детей, учащиеся менялись обязанностями на протяжении внеурочного курса.
После того, как распределились все роли, обсуждался сюжет ролика, учащиеся высказывали собственные идеи.
Далее учащиеся устанавливали камеру на штативе и делали множество кадров. Другие учащиеся двигали вырезанные иллюстрации.
После снятия всех кадров, в кабинете информатики проводился компьютерный монтаж мультфильма: создавался видеоряд, накладывалась музыка или голосовая озвучка.
После монтажа ролика проходила его презентация на кружковом занятии, дети обсуждали, что у них лучше всего получилось в данном ролике.
За курс внеурочной деятельности было снято 5 роликов по темам : «Великобритания», «Путешествия», «Наша страна - Россия», «Приятно познакомиться», «Давайте сочиним сказку».
Таким образом, современное преподавание иностранного языка требует от учителя поиска нестандартных приемов и методов для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся. Мы полагаем, что наша программа «Мульт-Инглиш» способствует активизации познавательного интереса учащихся. Учащиеся развивают свои умения в разговорной и письменной речи. Школьники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма, т. е. пробуют себя в новом качестве. Осваивая и используя навыки лепки, рисования, аппликации, конструирования, дети изготавливают персонажей и декорации для съёмки собственных мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают сценарии; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих героев — происходит сотворчество взрослого и ребёнка.